Использование современных педагогических интерактивных методов обучения и информационных технологий в совершенствовании учебного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 838 раз

Библиографическое описание:

Гаюбова К. А. Использование современных педагогических интерактивных методов обучения и информационных технологий в совершенствовании учебного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 944-946. — URL https://moluch.ru/archive/103/23589/ (дата обращения: 22.09.2018).



 

На сегодняшний день в Республике Узбекистан созданы предпосылки для развития дистанционного обучения, создана база по разработке мультимедиа-уроков и видео-уроков, появилась возможность для ведения видеоконференций, осуществляется ряд проектов.

Главная задача высшей школы Узбекистана — формирование специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку.

Качество образования — основное требование реализации второго этапа Национальной программы подготовки кадров. Оно во многом определяется качеством и степенью внедрения информационных технологий и интерактивных методов обучения в процесс обучения.

В организационном плане при Министерстве высшего и среднего специального образования было создано Управление развития информационных технологий и дистанционного обучения, в учебных заведениях введена должность проректора по информационных технологиям и дистанционному обучению, открыты и начали функционировать Центры информационных технологий.

Одним из важнейших направлений работы Министерства высшего и среднего специального образования является создание образовательной сети Республики Узбекистан, объединяющей информационные ресурсы академических лицеев, профессиональных колледжей, высших образовательных учреждений страны.

В нашей Республике 2010 год объявлен Годом гармоничного развитого поколения.

Мы ставим перед собой цель — создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающими требованиям XXI века в котором им предстоит жить и трудиться.

Преподаватель, независимо от его научных знаний по специальности, приступая к учебному процессу, должен владеть необходимым педагогическим минимумом, определенной суммой педагогических и психологических знаний, технологией и методикой преподавания.

Чем же определяется содержание образования? Оно определяется современностью.

С древних времен человек всегда стремился к знаниям. Первые методы обучения — это метод схоластики, когда применялась только сухая зубрежка, преподавался малый объем знаний, тратилось много времени, источником знаний считался только учитель. В 17 веке Ян Амос Каменский основал технологию образования по системе класс-урок, которая действует и по сегодняшний день. Т. е. ученики должны быть одного возраста, учеба начинается в сентябре, через 3 месяца учебы наступают каникулы, трудовой отпуск учителей длится 48 дней. При организации урока применяются информационные материалы, учебники, учебно-методические пособия, т. е. источником знаний является не только один учитель, как при методе схоластики. Обучение идет путем объяснения, комментария. Тут уже ученик активен, сам тоже участвует в процессе получения знаний. Такой метод обучения существует до сих пор.

В целях совершенствования образования в высших учебных заведениях требуются новые формы педагогических коммуникаций, переработка структурирования информации, управления учебной деятельностью.

Технологический процесс сегодня является наиболее значительным компонентом, способным реагировать на социальные процессы. Улучшение технологий педагогического образования — условие для формирования культурного сознания общества и его экономического сознания общества и его экономического благосостояния. Технологии обучения формируют деятельную основу образования, обеспечивают перенос знаний в сферу труда, формируют сознательность педагога, влияют на его целеустремленность и жизненную стратегию.

Процесс обучения должен приносить студенту эмоциональное удовлетворение, чувство радости от приобретаемых знаний, овладения профессиональными умениями и навыками. В решении этих задач огромное значение имеет использование в процессе обучение игровых технологий. Использование активных методов обучения в игровых технологиях способствует достижению демократического стиля общения, поощряет фантазию студентов, стимулирует зарождение оригинальных идей, развивает творческие силы и способности студентов.

Основу использования игровых технологий составляет активизирующая деятельность обучаемых.

Игра, согласно исследованиям ученых, наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности.

Игровая деятельность призвана выполнять определенные функции. К таким функиям относятся: самореализация; игротерапевтическая; диагностическая; межнациональной коммуникации; социолизации.

В педагогической литературе существует понятие «Педагогическая игра».

Обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр составляют «Игровые педагогические технологии».

Доминирующим мотивом учебой деятельности является внутренний учебно-познавательный мотив. Важнейшим фактором мотивации учебной деятельности является интерес и склонность к будущей профессии.

Интерактивные педагогические и информационные технологии ставят своей целью совершенствование процесса обучения, в котором наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека. Целью данной работы явился анализ результатов использования новых педагогических и информационных технологий в процесса преподавания на кафедре Ботаники, физиологии и микробиологии. У нас на кафедре в процессе обучения студентов применяются интерактивные технологии — используются деловые игры и методы: «Круглый стол», «Ручка на середине стола», «Слабое звено», «Темная лошадка», «Тур по галерее», «Пчелиный рой», «Вертушка», «Решение кроссвордов», «Кот в мешке», «Блиц-игра», «Бумеранг» и др.

В результате проведения вышеперечисленных приемов удается за короткое время составить объективное мнение о знаниях каждого студента. Кроме того, у студентов максимально концентрируется внимание, повышается их активность на занятиях. Благодаря применению интерактивных технологий более детально разбирается учебный материал, формируется четкость мышления, лаконичность в ответах на поставленный вопрос. Студенты, при применении современных технологий обучения, тщательно готовятся к занятиям, так как задействован принцип соревнования. В большинстве деловых игр каждый участник является членом команды и это повышает чувство ответственности, увеличивающее стремление студента к самообразованию. Кроме того, укрепляются положительные взаимоотношения, как между студентами, так и между студентами и преподавателем. Все это способствовало существенному повышению успеваемости студентов на нашей кафедре. Использование современных интерактивных методов преподавания увеличивает у студентов интерес к предмету, к профессии, способствует улучшению у них успеваемости и, в конечном счете, помогает в подгогтовке высококвалифицированных специалистов.

Выше было сказано, что образование связано с современностью. В данное время в нашу жизнь активно внедряются такие понятия как интернет, компьютер пентиум-4, электронная библиотека, сайт, электронный адрес, электронный учебник, мультимедии, анимации и т. д.

На сегодняшний день чтобы обучать современного студента нужно применять в процессе обучения мультимедии, то есть презентации-слайды, анимации, чтобы в интернете была электронная версия лекционных текстов, были электронные учебники.

Преподаватели нашей кафедры после повышения квалификации на ФПК при ТУИТ стали активно внедрять в учебный процесс и на лекционных и на практических занятиях мультимедии.

MicrosoftPowerPoint — это популярная программа подготовки презентаций, которая широко используется бизнесменами, преподавателями, лекторами и служащими офисов. Широкое распространение этой программы изменило само представление о трудоемкости создания презентации. Всего 15 лет назад доклады и презентации сопровождались преимущественно бумажными плакатами, изготовление которых было весьма трудоемким и часто требовало услуг профессиональных чертежников. Обычно плакаты фотографировались и с них делались слайды, которые демонстрировались с помощью слайд-проекторов. Сегодня благодаря появлению программ типа PowerPoint оформление доклада самым качественным иллюстративным материалом занимает считанные минуты.

PowerPoint позволяет создавать наглядные презентации, интегрируя текст, графику, видео и другие элементы на отдельных страницах, называемых «слайдами» по аналогии со слайд-проекторами, вышедшими сегодня из употребления благодаря внедрению компьютерных презентаций. PowerPoint дает возможность создавать слайды, содержащие перемещаемые таблицы и обтекающий текст, а также редактировать, демонстрировать и распечатывать слайды.

Переходы между слайдами при демонстрации презентации с компьютера могут быть анимированы различными способами. Можно анимировать также отдельные элементы на слайдах, чтобы привлечь к ним внимание аудитории. Как и в других программах, входящих в MSOffice, PowerPointпредставляет множество готовқх вариантов дизайна и шаблоном содержания.

На нашей кафедре, вследствие модернизации процесса обучения: применения интерактивных педагогических и достижений современных информационных технологий, повысилось качество учебного процесса.

Повышение качества учебного процесса дает основы для подготовки свободно мыслящих студентов, отвечающих требованиям международных стандартов, специалистов.

 

Литература:

 

  1.                Каримов И. А.: «… Наша главная задача — дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа», -Т.: — 2010 год. С. 67.
  2.                Азизходжаева Н. Н. «Педагогик технология ва педагогик маҳорат». –Т.: — 2006 год. С. 51.
  3.                Омонов Н. Т. «Педагогик технология ва педагогик маҳорат». — Т.: -2009 год. С. 115.
  4.                Ю. А. Шафрин. Информационные технологии // Лаборатория информационных знаний. — М.: 2001 год. С. 270.
  5.                Ургинович Н. Д. Практикум по информационным технологиям. — М.: БИНОМ. 2004 год. С. 312.
  6.                Попов В. Б. Основы компьютерных технологий // Финансы и статистика. — М.: 2002 год. С. 704.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, дистанционное обучение, знание, студент, специальное образование, учебная деятельность, Узбекистан, источник знаний, метод схоластики, метод обучения.


Похожие статьи

Повышение качества подготовки специалистов в условиях...

дистанционное обучение, учебный процесс, инвариантная модель, Узбекистан, учебный материал, дистанционное образование, учебное заведение, учебная деятельность, эффективный метод обучения...

Использование информационных технологий и дистанционного...

Образование является мощным вкладом в будущее страны. Расширяя горизонты знаний и диапазон средств для получения этих знаний, применяя новейшие разработки для обучения, мы сможем вырастить новое поколение специалистов...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

Контроль знаний в системе дистанционного обучения. Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения.

Классификация методов активного обучения применительно...

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание

К вопросу об использовании методов активного обучения в практике специальной школы.

Особенности оптимизации методов обучения студентов...

Организация учебного процесса подготовки студентов в системе высшего образования, в частности в области швейного производства, несомненно, должна быть систематизирована. Помимо формирования у студентов общего комплекса знаний...

Методы преподавания лекции в университете | Статья в журнале...

Преподавание — управление познавательной деятельностью обучаемых с целью усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков

– побуждение к стремлению самостоятельно обучаться; – практическое использование знаний; – воспитание в процессе обучения.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения...

Обучение в сотрудничестве относится к активным методам обучения (АМО). Такие методы обучения (по Дж. Дьюи) позволяют активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем [5].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Повышение качества подготовки специалистов в условиях...

дистанционное обучение, учебный процесс, инвариантная модель, Узбекистан, учебный материал, дистанционное образование, учебное заведение, учебная деятельность, эффективный метод обучения...

Использование информационных технологий и дистанционного...

Образование является мощным вкладом в будущее страны. Расширяя горизонты знаний и диапазон средств для получения этих знаний, применяя новейшие разработки для обучения, мы сможем вырастить новое поколение специалистов...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

Контроль знаний в системе дистанционного обучения. Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения.

Классификация методов активного обучения применительно...

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание

К вопросу об использовании методов активного обучения в практике специальной школы.

Особенности оптимизации методов обучения студентов...

Организация учебного процесса подготовки студентов в системе высшего образования, в частности в области швейного производства, несомненно, должна быть систематизирована. Помимо формирования у студентов общего комплекса знаний...

Методы преподавания лекции в университете | Статья в журнале...

Преподавание — управление познавательной деятельностью обучаемых с целью усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков

– побуждение к стремлению самостоятельно обучаться; – практическое использование знаний; – воспитание в процессе обучения.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения...

Обучение в сотрудничестве относится к активным методам обучения (АМО). Такие методы обучения (по Дж. Дьюи) позволяют активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем [5].

Задать вопрос