Информационные технологии в дистанционном обучении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бапиев, И. М. Информационные технологии в дистанционном обучении / И. М. Бапиев, А. О. Гимеден. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 56-62. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16561/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы, преимущества и недостатки получения образования на расстоянии. Так же были исследованы некоторые информационные образовательные технологии, такие как сетевые образовательные технологии, системы управления базами данных (Oracle, SQLserver), технология «электронного учебника».

Множество взрослых людей не всегда имеют возможность и желание посещать занятия в вузах. К основным причинам данного обстоятельства относится, например, наличие семьи, семейных обязанностей и постоянной работы. С учетом этих реалий появляется другая альтернатива — возможность интерактивного обучения с использованием глобальной сети Интернет.

Традиционные методы обучения в настоящее время утратили свою эффективность. Поиск новых путей и методов передачи знаний и навыков позволит нам идти в ногу с постоянно меняющейся средой вокруг нас. Новые образовательные технологии помогут не только преодолеть ограничения времени и пространства, но и качественно усвоить большие объемы информации и знаний. При этом важную роль в содействии модернизации образования играют те образовательные технологии, которые основаны на современных информационных технологиях.

Ключевые слова: информационные технологии, IT-средства, дистанционное обучение.

В данное время преподаватель высшего учебного заведения обязан в своей деятельности применять дистанционные образовательные технологии. Иначе, если он не владеет основами организации электронного обучения, то теряет в профессиональном сообществе свои конкурентные преимущества. Также становится малоинтересным студентам, так как в способах общения у него отсутствует такое важное качество, как мобильность.

Очевидно, что у такого педагога для взаимодействия с обучающимися нет возможности создать другое — виртуальное образовательное пространство [1].

Согласно авторам [2–4], дистанционное обучение базируется на пяти основных «китах», к которым относятся: корпоративный подход и маркетинговое продвижение, педагогический дизайн, управление обучением, образовательные технологии.

В свою очередь к основным образовательным технологиям можно отнести:

  1. Сетевые образовательные технологии
  2. Технологии виртуальных и удаленных лабораторий
  3. Технологию «Электронного учебника»
  4. Технологии создания видео лекций
  5. Тренажерные технологии
  6. Технологии виртуальных учебных классов
  7. Технологии сетевого общения
  8. Технологию электронной учебной среды «Moodle»

Множество взрослых людей, как правило, не всегда имеют возможность и желание посещать занятия в вузах, традиционных аудиториях. К основным причинам данного обстоятельства относится, например, наличие семьи, семейных обязанностей и постоянной работы. С учетом этих реалий появляется другая альтернатива — возможность интерактивного обучения с использованием глобальной сети Интернет. Эта возможность отличается тем, что даёт гораздо более обширный спектр коммуникаций, материалов для учебы и возможностей оценки качества обучения.

Процесс, который длится на протяжении всей нашей жизнедеятельности — это обучение. Этот процесс очень важен для успешного участия человека во всех аспектах жизни демократического общества, таких как гражданская, экономическая, культурная и социальная составляющая.

Результатами непрерывной учебной деятельности является развитие целого ряда учебных навыков и поведения.

Все члены правового общества имеют доступ к обучению. Процесс обучения предполагает, как права, так и обязанности всех задействованных сторон. К ним относятся как сами учащиеся, так и опосредованно соответствующие образовательные организации и лица, которым поручено осуществлять контроль за процессом обучения [6].

В основе технологии дистанционного обучения лежат инструменты информационных технологий. К ним относятся: веб-серверные технологии, гипертекст, мультимедиа, электронная почта, вебинары, онлайн конференции. К образовательным или педагогическим технологиям относятся: электронные учебники, удаленные и виртуальные учебные классы и лаборатории, видеолекции, тренажеры и специфические технологии информационного взаимодействия.

Менеджмент дистанционного обучения представляет собой особую систему управления учебной деятельностью. Данная система содержит ряд подсистем: авторизация пользователя в системе, распределение прав доступа и паролей пользователей, учет и анализ учебной нагрузки, учет успеваемости студентов вуза.

Важной составляющей электронной образовательной среды является педагогический дизайн. Педагогический дизайн — это искусство создания учебного материала, необходимого элемента электронной образовательной среды. В педагогическом дизайне также особое место отводится разработке контроля учебной деятельности. К учебным материалам электронной образовательной среды относятся мультимедийные презентации, видеолекции, вебинары, дискуссионные форумы и другие электронные ресурсы.

Корпоративное обучение представляет собой обучение сотрудников компании с учетом особенностей и стратегии по специально разработанным программам с необходимой адаптацией.

К задаче маркетингового продвижения дистанционного обучения относится развитие рынка услуг данной образовательной технологии [2]. Кроме того, изучаются скрытые механизмы и мотивы поведения потребителей рынка услуг обучения на расстоянии.

Теоретические основы дистанционного обучения.

Инновационная педагогика существует наряду с традиционной педагогикой. Педагогическая деятельность на основе инноваций осуществляется в условиях разделения социума на государство и общество, а также разделении самого общества на слои, классы, группы и т. п.

Данное разделение объясняет появление у разных людей множество отличающихся друг от друга представлений о путях и формах личностного развития. Представлений о том, какие методы обучения и воспитания следует использовать и какие при этом цели можно будет достигнуть.

Эти запросы общества обуславливают появление педагогических инновационных практик. Они ориентированы в большей степени не на простое выполнение госзаказа, а на разработку новых идей, форм и норм развития как общественного, так и личностного сознания. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что любое инновационное изменение является авторской, персонифицированной школой [6].

Традиционные методы обучения в настоящее время утратили свою эффективность. Поиск новых путей и методов передачи знаний и навыков позволит нам идти в ногу с постоянно меняющейся средой вокруг нас. Новые образовательные технологии помогут не только преодолеть ограничения времени и пространства, но и качественно усвоить большие объемы информации и знаний. При этом важную роль в содействии модернизации образования играют те образовательные технологии, которые основаны на современных информационных технологиях.

Использование информационных и коммуникационных технологий способствует повышению качества образования. Мир технологий позволяет учащимся и поставщикам обучения использовать свои огромные ресурсы для достижения поставленных целей. Совместное обучение и самообучение основанное на применении современных информационных технологий станет более эффективным.

В современном мире показателями успешного обучения являются не только наличие определенных академических навыков, но и навыков саморегуляции и совместного обучения. Поэтому, сегодня наиболее конкурентоспособные те специалисты, которые имеют возможность руководить и направлять свое обучение. Мобильные технологии в мультимедийном режиме позволяют обучать вне рамок, ограниченных временем и пространством. Некоторые исследования [6–7] показали, что использование данных технологий способствуют увеличению энтузиазма студентов к обучению.

Доступ к качественному образованию является потребностью для сотен миллионов людей в различных странах. Данная потребность недостаточно полно удовлетворена посредством традиционных методов и средств обучения. Очевидно, что рост возможностей неформального обучения является необходимым для систем государственного образования.

Для категории людей, у которых есть работа, семья, которую надо содержать, или имеются другие личные обстоятельства, а также для людей с ограниченными физическими возможностями идеально подходит онлайн- или дистанционное обучение. Можно учиться даже за границей, не покидая свое местожительство. Доступными для учебы стали престижные университеты разных континентов. Условием дистанционного обучения является возможность доступа к интернету с хорошей пропускной способностью. Благодаря данной возможности можно посещать онлайн-аудитории, получать консультации и вести дискуссии со своими однокурсниками и преподавателями как в офлайн, так и в онлайн режиме.

В таблице 1. приводится сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения.

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения

Виды обучения

Традиционное обучение

Дистанционное обучение

Учебный коннект

Лекции, конференции

Электронные учебники, видеолекции, онлайн конференции, виртуальная образовательная среда

Практические занятия

Семинары, проекты, дипломные работы

Виртуальное обучение, вебинары, интерактивные задания

Навыки

Запоминание и пересказ

Самостоятельное выполнение заданий, развитие творческого подхода

Контроль

Опросы, контрольные работы, проверка, зачеты, экзамены

Автоматизированная проверка знаний, работа с виртуальными заданиями

Дополнительные источники информации

Печатные материалы, открытые образовательные ресурсы Интернета

Электронные издания, образовательные порталы

В основе современного дистанционного обучения лежат следующие элементы:

– среда передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

– методы обучения, которые зависят от технической среды передачи информации.

Дистанционно можно учиться как по определенному графику, так и в собственном темпе. Преимущество технологии дистанционного обучения заключается в способности адаптации. Онлайн-обучение позволяет в текущем режиме учиться и одновременно, без отрыва от учебы, совершать другие виды деятельности. В большинстве случаев нет фиксированных сроков для выполнения учебных заданий. Фиксированными датами, как правило, являются даты сдачи экзаменов и даты оплаты за обучение. В отличии от обучения в традиционном колледже или вузе, образование посредством интернета более доступно. Но это не всегда так, поскольку условия обучения определяются каждым университетом самостоятельно [6].

Сетевые образовательные технологии.

При условии применения современных средств информационных технологий идеи получения образования на расстоянии приобретают особую популярность как в целом мире, так и в Казахстане в частности. Дистанционное образование может решить проблемы обучения и повышения квалификации тех людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности посещать занятия в аудиториях вуза. Таким образом, благодаря стремительному росту объема полезной для успешной трудовой деятельности информации, а также в связи с непрерывным развитием как самих информационных технологий, так и соответствующих им технических средств, очевидно, что дистанционное образование становится очень актуальным в наше время.

Сетевые технологии на основе глобальных компьютерных сетей являются техническим фундаментом дистанционного образования. Одной составляющей частью из всех тех возможностей, что могут предложить данные технологии в процессе дистанционного обучения, является электронная почта. Кроме того, с помощью глобальной сети Internet все желающие могут принимать участие в конференциях и семинарах, а также в процессе обучения использовать различные информационные ресурсы, такие как, справочники, таблицы, электронные каталоги и другие графические, аудио- и видеоматериалы. Практически доказано, что сеть Internet как средство дистанционного обучения, даёт возможность использовать достаточное количество инструментов обучения и тестирования, позволяет осуществлять общение между преподавателями и студентами [3].

Несмотря на это нельзя утверждать, что компьютер является полноценной заменой «живого» преподавателя. В процессе обучения компьютер используется в качестве средства. Руководить образовательным процессом, как и прежде должен сам преподаватель. Дистанционное обучение на основе сетевых технологий даёт возможность осуществлять дифференцируемый подход, при котором учитывается степень усвоения изучаемого интервала и уровень достижения промежуточных целей. Кроме того, студент в соответствии с его уровнем подготовки, самостоятельно может выбрать индивидуальный режим усвоения учебного материала.

Передовые средства мультимедиа позволяют сделать процесс дистанционного обучения более наглядным и интересным. Технология мультимедиа даёт возможность использовать все учебные материалы (текст, презентации, изображения, графики, таблицы, аудио и видео записи), а также анимации в интерактивном режиме.

Несмотря на стадию становления и «молодой» возраст дистанционного образования, данная технология обучения имеет огромные перспективы. В отличии от простой передачи студентам нужной информации посредством глобальной сети, необходимо разработать такое электронно-методической пособие, которое позволило бы обучающимся самостоятельно получать знания и совершенствовать свои навыки.

В дистанционном образовании через глобальные сети при разработке электронных пособий необходимо уделять внимание не только их содержанию, но и интерактивным средствам и методам, которые позволят студентам обучаться более творчески и самостоятельно.

Несмотря на появление и развитие Национальных платформ открытого образования, многие вузы предпочитают накапливать учебно-информационные ресурсы на собственных серверах для обучения студентов с помощью дистанционных технологий. Такие сети учебных заведений именуются локальными. Некоторые вузы имеют в своём распоряжении несколько локальных сетей. Объединенные локальные сети образовательной организации, расположенные в разных зданиях, как в пределах одного города, так и в разных городах, называются корпоративными. Сетевая технология, используемая в глобальной сети, может с успехом использоваться так же в локальных и корпоративных сетях. Данная технология, перенесенная в локальную сеть, называется Интранет-технологией. Таким образом локальная или корпоративная сеть с такой технологией именуется как сеть Интранет.

В сети Интранет возможно использовать любое число серверов, содержимое страниц которых просматривается с помощью браузеров других компьютеров. В отличие от глобальной сети, вход в локальную сеть открыт для любого пользователя данной сети. В сети Интранет для внешних пользователей накладывается ограничение к доступу информации. К некоторым видам информации ограничение к доступу могут иметь также и часть пользователей локальной сети. Также как и в глобальной сети Internet любой компьютер в локальной сети имеет свой IP-адрес для связи как внутри локальной сети, так и вне её. Обмен информацией между компьютерами локальных и глобальной сети осуществляется с помощью специальных устройств, так называемые маршрутизаторы (routers) и коммутаторы (switches). Сервера локальных сетей разделяются на типы: Web, Mail, FTP, Proxy и другие. Как правило, под английскими аббревиатурами имён данных серверов скрываются названия компьютерных программ.

Архитектура Web-серверов локальных сетей аналогична архитектуре глобальных сетей. Web-серверы локальных сетей также размещают на своих страницах информацию, организуют доступ к ней и осуществляют ее поиск. Почтовый сервер Mail-сервер даёт возможность обмениваться электронной почтой, а также организует рассылку информации согласно списку. Отсылая сообщение электронной почтой, можно прикрепить вложенный компьютерный файл, который содержит какую-либо мультимедийную информацию. FTP-сервер (FileTransferProtocol — Протокол передачи файлов) хранит файлы, которые необходимы пользователю для соответствующей деятельности. Особых требований, отличных от требований к Web-серверам глобальных сетей, к образовательным Web-серверам нет. Быстродействие и необходимый объем памяти этих серверов зависит от количества хранимой информации. При больших объемах данных, для качественной работы серверов, рекомендуется использовать систему RAID. Данная система позволяет обеспечить быстрый доступ к информации, которая хранится на нескольких жёстких дисках. Дублирование этой информации производится с целью повышения надежности сервера. База данных занимает особое место в системе дистанционного образования вуза. Специальные программы, так называемые СУБД (системы управления базами данных) могут создавать и использовать для работы базы данных. Одной из таких систем является Oracle, которая создает корпоративные базы данных большой мощности. Рынок программных продуктов представлен предложениями СУБД от нескольких крупных мировых IT-компаний, например, компания Microsoft предлагает свою СУБД — SQL-server.

К базовым технологиям сети Интернет относятся:

– Информационные технологии на основе применения гипертекстов, мультимедиа, Web-серверов;

– Средства передачи информации в виде файлов, электронной почты;

– Специализированное программное обеспечение.

На базе дидактических свойств и функций этих технологий создаются основные элементы образовательной системы:

– Электронные учебные материалы;

– Средства коммуникации для осуществления обмена сообщениями и контроля знаний;

– Средства управления учебным процессом;

– Автоматизированные рабочие места преподавателей и студентов;

– Электронный деканат и т. д.

Платформу электронной образовательной среды можно развернуть на Web-сервере дистанционного обучения. Данная технология позволит разместить в сети, а также распространить учебные курсы. Кроме того, необходимо обеспечить изучение учебного материала в интерактивном режиме. Также сетевые технологии дистанционного обучения позволяют осуществлять взаимодействие студентов с администрацией, преподавателями и друг с другом.

Все дидактические средства, входящие в состав электронной образовательной среды, создаются на основе IT-технологий. К данным средствам относятся: электронные учебники, сборники задач, тесты, тренажёры, виртуальные лаборатории.

Несомненно, что в процессе обучения очень важную роль играют коммуникации онлайн и офлайн типов, как между студентами и преподавателями, так и между самими студентами. Очевидно, что, состояние человека, изолированного от преподавателей и однокурсников, сопровождается неприятными субъективными психическими ощущениями или переживаниями. Информационное взаимодействие при сетевой технологии обучения основано на следующей совокупности приемов, процедур, средств и методов: электронная почта, форумы, чаты, аудио- и видеоконференции. Далее более подробно рассмотрим основные «корпускулы», или дидактические учебные средства, которые можно использовать в технологии дистанционного обучения [8].

Технология «Электронного учебника».

Термин «электронный учебник» появился относительно недавно, но уже прочно занял свои позиции в нашем лексиконе. Данный термин, разными людьми, в зависимости от индивидуальных качеств каждого, трактуется по-разному. Так что же понимают под электронным учебником?

Некоторые из авторов электронный учебник рассматривают как обычный учебник, снабженный иллюстрациями, только не на бумажном носителе, а в электронном формате. Переход между различными частями такого учебника осуществляется с помощью гиперссылок. Другая часть авторов сравнивают электронный учебник с неким универсальным комплексом. Данный комплекс является автоматизированной обучающей системой или электронным учебным курсом. Он включает в себя теоретическую часть, практические задания, систему оценки знаний, а также лабораторный практикум. Есть авторы, которые расширили понятие электронный учебник. Дополнили его возможностью поиска информации из конкретной области знаний, приблизив к понятию «электронная библиотека».

Наиболее полное определение электронному учебнику, на наш взгляд, в своём исследовании дала Л. Х. Зайнутдинова [2, 7]. Проанализировав большое количество работ различных авторов, она сделала вывод, что электронный учебник — это обучающая программная система комплексного назначения, которая обеспечивает полноту и непрерывность дидактического цикла процесса обучения. Отсюда следует, что электронный учебник содержит теоретическую часть, обеспечивает тренировочную учебную деятельность и контроль уровня усвоения учебного материала. В дополнении к этому, электронный учебник даёт возможность поиска информации, осуществляет математическое и имитационное моделирование, обладает различными функциями сервиса. Также электронный учебник должен устанавливать интерактивную обратную связь с обучаемым. По мнению Л. Х. Зайнутдиновой именно таким вот универсальным средством обучения должен быть современный электронный учебник.

Разработка электронного учебника — это не простой и творческий процесс, которые не поддаётся жесткой регламентации. В открытом доступе имеются различного рода рекомендации по созданию таких учебников. Данные рекомендации касаются типологических моделей и форм учебника, проектирования пользовательского интерфейса, разработки систем самоконтроля, редактирования, защиты авторских прав и т. д.

Если электронный учебник построен по модульному принципу, то в состав его модулей, по мнению авторов [2, 5] должны входить следующие взаимосвязанные элементы:

– Информационные учебные элементы с гипертекстом и гипермедиа;

– Учебные элементы с наглядными обучающими кадрами;

– Учебные элементы, содержащие динамические демонстрации;

– Учебные элементы предназначенные для осуществления самооценки достижений в текущем образовательном процессе;

– Учебные элементы, предназначенные для формирования практических и профессиональных навыков;

– Учебные элементы с содержанием справочной информации (таблицы, классификаторы, карты и т. п.)

– Элементы, позволяющие осуществлять поиск необходимой информации;

– Элементы сопровождения учебной дисциплины (оглавлении, список сокращений, рекомендации, глоссарий, список использованной литературы и т. п.)

Вышеописанная структура электронного учебника вполне соответствует определению Л. Х. Зайнутдиновой. Электронный учебник — это новое средство обучения, с новыми возможностями в процессе получения образования, а не просто отрывок книги в электронном формате. Электронный учебник не только предоставляет информацию студенту, но и служит особой средой, в которую погружен обучающийся. Является моделью, с помощью которой он проверяет полученные результаты. Содержит средства оценки его знаний и осуществляет навигационную деятельность в информационном потоке. В результате бурного развития информационных технологий произошел естественный переход учебника от бумажного формата к электронному.

Наиболее привычным путём усвоения материала электронного учебника, является линейный маршрут. При этом, также, как и в учебнике на бумажном носителе, информация просматривается от начала к концу, а у студента отсутствует свобода выбора. Основная масса преподавателей придерживается подобного способа построения электронного учебника. Данный выбор обусловлен консервативностью и настороженным отношениям к новациям. Порой при изучении теоретической части возникает потребность ознакомления с дополнительным материалом, на который имеется ссылка в тексте, например, название работы другого автора или какой-либо её фрагмент. Кроме того, может появиться необходимость получить информацию, например, из справочника, словаря, нормативно-технической документации, иллюстрации, демонстрации и т. п. Таким образом учебный материал должен иметь гибкую структуру, которая под управлением преподавателя или в результате выбора студента, способна изменять «маршрут движения» по электронному учебнику [9, 10].

Так как учебная информация расположена на Web-сервере сети Интернет, в процессе обучения можно использовать такое мощное средство, как гипертекст. Гиперссылка — это выделенное в тексте слово, а гипертекст — это текст, в котором содержатся такие гиперссылки. Изучение материала становится удобным при использовании в обучении гиперссылок. Преподаватель с помощью гиперссылок отсылает студента в глоссарий для расшифровки специальных терминов, при решении задач ссылается на ранее изученный теоретический материал, таким образом, подсказывая студенту индивидуальную траекторию обучения. В электронном учебнике можно легко вернуться в то место текста, откуда была сделана ссылка. Гипертекст внутри модуля электронного учебника позволяет студенту непосредственно войти в нужный раздел, не «листая» весь учебный материал на экране. Словом, гипертекст — очень удобное средство. Кроме понятия «гипертекст» используется также понятие «гипермедиа». Отличие гипермедиа от гипертекста заключается в том, что можно сделать ссылку не только на текст, но и на графическое изображение, звукозапись, видео, анимацию.

К основным преимуществам использования в электронном учебнике гиперссылок, гипертекст и гипермедиа относятся:

  1. Легкий переход как к объекту ссылки, так и к её источнику;
  2. Комментарии к тексту выполнены без нарушения его целостности, так как они выглядят в виде ссылок;
  3. Используя различные ссылки, можно освоить один и тот же материал электронного учебника разными путями;
  4. На один и тот же обучающий элемент могут быть сделаны ссылки из разных мест электронного учебника;
  5. При перемещении текста в другое место ссылка перемещается вместе с текстом, оставаясь относительно него на своем месте;
  6. Маршрут, использованный при изучении какого-либо учебного материала, можно легко зафиксировать и многократно воспроизвести;
  7. Можно делать ссылки на любые виды учебного материала (информационные, демонстрационные, обучающие, контролирующие) как внутри самого электронного учебника, так и в глобальной сети Интернет;
  8. Автоматическая регистрация пройденных маршрутов и статистический анализ выбранных студентами путей, позволит в дальнейшем усовершенствовать структуру электронного учебника [2, 4].

Возможности образовательного процесса расширяются благодаря использованию гиперссылок, создавая гибкие траектории обучения. Покинув материал по первой ссылке, в новом тексте можно попасть еще на одну ссылку. Таким образом, «глубина» ссылок в глобальной сети ничем не ограничена.

Литература:

1. Абдуллаев, С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения / С. Г. Абдуллаев // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2007. — № 3. — С. 85–92.

2. Аверченко, Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых / Л. К. Аверченко // Философия образования. — 2011. — № 6 (39). — С. 322–329.

3. Бапиев, И. М. Современные информационные технологии и их использование в дистанционном обучении / И. М. Бапиев, Н. Б. Утегенов // Вестник ПГУ, ISSN: 1811–1807. Серия физико-математическая. — № 2. — 2019. –С. 94–102.

4. Балашова, Ю. В. Особенности личностного развития студентов при дневном и дистанционном обучении / Ю. В. Балашова // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 6. — С. 74–75.

5. Боброва, И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению / И. И. Боброва // Информатика и образование. — 2009. — № 11. — С. 124–125.

6. Вайндорф-Сысоева, В. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособия для вузов / В. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова. — М.: Юрайт, 2017. — 194 с.

7. Гурьев, С. В. Современное дистанционное обучение: монография / С. В. Гурьев. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 118 с.

8. Гаевская, Е. Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. / Е. Г. Гаевская. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2017. — 85 с.

9. Крук, Б. И. Избранные главы теории и практики дистанционного обучения / Б. И. Крук, Е. Г. Струкова, О. Б. Журавлева. — Ridero, 2017. — 200 стр. — ISBN 978–5–4485–1217–9.

10. Мухамадиева, К. Б. Применение тренажеров в системе дистанционного обучения / К. Б. Мухамадиева // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 32–33. — URL https://moluch.ru/archive /76/12802/ (дата обращения: 22.10.2020).