Основы использования технических средств обучения практическому вождению боевых машин курсантов военных институтов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Тарасов, А. Н. Основы использования технических средств обучения практическому вождению боевых машин курсантов военных институтов / А. Н. Тарасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 445-448. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75882/ (дата обращения: 08.03.2021).



В работе рассматриваем современные моменты использования современных технических средств в процессе моделирования и имитации процесса вождения боевых машин, направленные на успешное овладение обучающимися программы боевой подготовки по предметам технической подготовки.

Ключевые слова: тренажер вождения, моделирование процесса движения, визуальная информация, боевые машины, управление техникой, формирование навыков.

The paper describes the current contexts of the use of computer technology in the simulation and simulation of the process of driving combat vehicles, aimed at successfully mastering the combat training program for students in the subjects of technical training.

Key words: driving simulator, simulation of the process of motion, visual information, combat vehicle, technical management, building skills.

С повышением сложности боевых машин значительно увеличилась трудоёмкость освоения их личным составом, приобретения навыков эффективного использования, намного сложнее стало и техническое обслуживание материальной части, что в свою очередь требует более высокой квалификации специалистов. Эволюция войск национальной гвардии Российской Федерации возможна лишь в том случае, если ее костяк будут образовывать профессионалы. Продиктованные стремительным техническим прогрессом изменения в оснащении национальной гвардии новой техникой и вооружением делают невозможным использование в войсках низкоквалифицированных специалистов, не прошедших обучение на новых средствах обучения.

С развитием техники и насыщения ею войск национальной гвардии, появилась острая необходимость в новых знаниях, умениях и навыках у организаторов эксплуатации бронетанковой техники и вооружения в войсках. Ежегодно растет потребность в технически грамотных офицерах, хорошо знающих устройство и боевые возможности бронетранспортера, умеющих организовать его техническое обслуживание, ремонт и применение по назначению.

Формированию у курсантов профессиональной компетентности , в соответствии с современными требованиями и осуществлять профессиональную деятельность помогают различные виды технических средств обучения. Каждое учебное заведение обладает своим определенным набором (порой уникальным и неповторимым в других вузах) материально-технической базы обеспечения учебного процесса. В учебном помещении обычно имеется целый комплекс полигонного автоматизированного оборудования, с помощью которого курсанты обучатся вождению боевых машин.

Существует несколько видов технических средств для обучения курсантов навыкам вождения боевых машин: комплекс тренажерных средств, комплекс средств штаба руководства обучением, комплекс средств организации деятельности, комплекс средств для подготовки органов управления, тренажеры, макеты, электрифицированные масштабные макеты танкодромов, учебные боевые машины, танкодромы и многие другие.

Рассмотрим различные виды тренажеров, предназначенных для эффективной подготовки курсантов к работе в системе «Человек — Машина» [1, с.7]. Тренажеры позволяют обеспечить контроль качества деятельности обучаемого. Такие виды обучения, как тренажер появились там, где ошибка оператора может привести к потере дорогостоящей техники, финансовым убыткам, травмам личного состава или к другим неконтролируемым чрезвычайным последствиям.

Тренажеры при обучении вождению объектов БТР, оказывают кинематические воздействия на вестибулярный аппарат оператора, и имитирует реальное взаимодействие ходовой части боевой машины с грунтом. По своему применению тренажеры делятся на две категории, это аудиторные и полевые. Первые применяются без расхода горючего и моторесурса, вторые применяются на танкодроме в условиях по возможности наиболее приближенных к реальным.

Первыми в истории военной техники тренажерами стали статические тренажеры вождения, то есть кабина водителя не двигается и жестко закреплена на основании, картинка в трензельных окнах не меняется. В таком тренажере курсант обучается последовательному выполнению порядка действий водителя. В особенность конструкции входит: кабина без люка и задней стенки, симулирующая отделение управления, где имеются штатные органы управления и контрольно-измерительные приборы, характерные для боевой машины на который учится курсант [2, с. 4].

За смотровым прибором установлена электромеханическая приставка, на табличках которой пишутся команды. Особенностью этих тренажеров является наличие жестких фиксированных программ обучения с установленным порядком действий, при этом помощь инструктора не нужна.

Курсант читает команду на табличке и при верном исполнении задания табличка сменяется на другую, при этом учитываются такие параметры как время, затраченное на выполнение упражнения и количество обращений за помощью в выполнении задания. Положительными сторонами статических тренажеров является заучивание курсантом правильных действий с органами управления, грамотной выработкой моторных навыков, так как программа реагирует на неправильные действия и позволяет в следующий раз исключить неправильное выполнение задания, при этом не требуется присутствие и контроль инструктора.

Образовательная деятельность в ВУЗе организует собой сложную многофункциональную, диалектически развивающуюся систему, которая объединяется целевой установкой и включает в себя все методы, виды и формы и принципы учебной и вне учебной деятельности, направленные на теоретическую и практическую подготовку обучающихся преподавательским составом с применением всех видов и форм военно-педагогического процесса [3, с. 17].

В настоящее время характер проводимых преобразований в стране, в том числе и в области обеспечения внутренней безопасности требует качественной подготовки органов управления и личного состава войск национальной гвардии [4, с 34]. Реализация концепции реорганизация войск национальной гвардии Российской Федерации определяет не только необходимость организационных преобразований в их структуре, но и повышение качества боевой подготовки, в том числе и качества подготовки водителей боевых машин. Один из главных постулатов военной реформы — уменьшение численности войск при большей или прежней эффективности применения вооружения, военной и специальной техники.

Анализ подготовки личного состава по вождению боевых машин, показывает, что просматривается тенденция снижения уровня индивидуальной подготовки водителей, экипажей и, особенно, маршевой подготовки подразделений. Успешное выполнение требований Центрального аппарата по подготовке войск национальной гвардии, невозможно без совершенствования существующей системы обучения вождению, основанной на анализе и внедрении в практику передового опыта обучения и достижений современной науки и техники. В связи с сокращением бюджетных средств, выделяющихся на обеспечение выполнения мероприятий программы подготовки и обеспечения материальными средствами, реализация этих требований возможна с помощью тренажеров, имитирующих реальные условия эксплуатации боевой техники. Материальное переоснащение войск требует соответствующей квалификации военных специалистов, подготовка которых в условиях военных ВООВО имеет чрезвычайно важное значение для страны [6, с.113].

Обучение вождению боевых машин организуется и проводится с учетом следующих положений: изучения общего устройства боевых машин, изучения правил эксплуатации боевых машин, упражнения отрабатываются в последовательности, определяемой настоящим Курсом вождения боевых машин, подготовка боевых машин к вождению и их техническое обслуживание после вождения выполняются с привлечением обучающегося личного состава, в ВООВО, учебных воинских частях (центрах, учебных подразделениях) войск национальной гвардии РФ[1] боевые машины готовит, выводит на танкодром и представляет руководителю занятия должностное лицо, назначенное от подразделения обеспечения учебного процесса, а после вождения возвращает боевые машины в парк и организует их техническое обслуживание с привлечением обучающегося личного состава [7, с. 5].

Концепция общих навыков характеризуется тем фактом, что компетенция состоит из большого количества общих навыков, из которых предполагается, что их наличие способствует управлению в основном сложными и ориентированными на работу ситуациями. В литературе общие навыки описывают всеобъемлющие концепции и взаимосвязанные системы знаний, навыков, способностей и отношений, которые человек должен иметь при осуществлении профессиональной деятельности.

В отличие от поведенческой концепции компетенции, направление интерпретации не субъективно, а объектно-ориентированное: (профессиональные) требования разбиты таким образом, что их можно описать как совокупность общих знаний, навыков и отношений. Навыки в смысле способностей определяются как сложные конструкции:

Навык — это способность что-то делать, но это слово также означает измерение увеличения способности. Таким образом, хотя умение является синонимом компетенции, оно также вызывает образы опыта, мастерства и превосходства.

Навыки представляют собой результат работы, а компетенции представляют собой основную когнитивную функцию. Объем значений когнитивных структур и правил изначально не фиксирован. Соответственно, справиться с новыми и неожиданными ситуациями является существенной точкой привязки в пределах компетенции когнитивный концепций. Компетентность, следовательно, также должна определяться как способность принимать эффективные решения в конкретных условиях или ситуациях.

В настоящее время для обучения вождению широко используются динамические тренажеры, обеспечивающие выработку профессиональных навыков по вождению в различных условиях обстановки без расхода моторесурса [5, с. 6].

Вместе с тем, в системе обучения вождению нашли применение и статические индивидуальные тренажеры с фиксированными программами, и динамические индивидуальные кинотренажеры с разветвленными программами обучения. Занятия с использованием тренажеров предусматриваются при отработке каждой темы по вождению, при этом статические тренажеры используются только на первом занятии при отработке учебных вопросов по изучению расположения органов управления, контрольно-измерительных приборов и правил пользования ими.

Анализ использования тренажеров показывает, что все виды динамических тренажеров, находящихся на сегодняшний день на оснащении войск, не обеспечивают охвата всего спектра решаемых дидактических задач, но даже те, для выполнения которых они предназначены, не решаются должным образом ввиду недостаточных технических возможностей тренажеров. Введение в динамический тренажер вождения программы начальной подготовки уменьшает его коэффициент полезного действия, то есть на момент обучения пуску и остановки двигателя в динамическом тренажере не задействована система визуальной обстановки.

Данный этап обучения целесообразно, по нашему мнению, перенести на статические тренажеры, путем оснащения имеющегося тренажера компьютерной системой с программным обеспечением, позволяющей создать условия обучения по первому и второму уровню сложности задач с визуализацией обучающего материала.

Применив в комплексе со статическим тренажером модели органов управления, возможно его использование не в специализированной аудитории по тренажерной подготовке, а в обычном классе, тем самым значительно ускорить процесс обучения

Наиболее сложной и важной для обучения на тренажере вождения является система формирования внешней визуальной обстановки, в объем решаемых задач которой, входит не только преподнесение видеоинформации, но и предоставление возможности обучающемуся самому выбирать маршрут движения и характер динамических нагрузок.

В настоящее время в телевизионных тренажерах источником информации о местности является масштабный миниатюр-полигон с заданными параметрами и телевизионным формированием визуальной информации. Получение топографической информации происходит посредством копирования профиля миниатюр-полигона моделью боевой машины.

Видеоинформация поступает от видеокамеры, установленной на масштабной модели объекта. В отличие от предыдущих моделей телевизионные тренажеры предоставляют обучающемуся большую степень свободы в выборе направления движения, но из-за некоторых технических факторов они, все же, не позволяют охватить все реальные требования к процессу обучения, заложенном в Курсе вождения боевых машин.

Таким образом, рассмотрев основы применения компьютерных технологий в обучении вождению боевых машин, раскрыты возможности их применения в тренажерной подготовке по вождению. Актуальность изложенного материала определяется необходимостью получения твердых знаний, умений и навыков водителей, совершенствованием их профессионального мастерства, маршевой выучки и слаженностью действий [8, с. 147]. Эволюция тренажеростроения привела к тому, что в настоящее время разрабатываются тренажеры, предназначенные для обучения сразу всего экипажа, что явилось логическим следствием компьютеризации учебного процесса и введению в него многообразных технологических информационных технологий. Однако даже самые современные имеющиеся технологии не могут на 100 % заменить опыт вождения БТР в реальных условиях боевых действий.

Литература:

  1. ГОСТ 21036–75. Система «Человек — машина». Тренажеры. Термины и определения. 1976. Москва: Изд-во стандартов, 1976.
  2. Тренажеры // БСЭ. 3-е изд. М., 1977. Т. 2б. С. 182.
  3. Тухватуллин Б. Т. Тарасов А. Н., Борисов С. В., Принципы обучения курсантов вузов ВНГ РФ / А. Н. Тарасов, С. В. Борисов // Мир науки, культуры, образования — Научный журнал — г. Горно-Алтайск, 2019. № 6 (79) — C. 17–19.
  4. Андреев Р. Н. Методика работы заместителя командира соединения по вооружению войск национальной гвардии по подготовке и проведению комплекса занятий и тренировок по действиям в мирное время / Р. Н. Андреев, О. Н. Федоров // Сборник статей II Международной научно-практической конференции «Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра». — Пермь: ПВИ войск национальной гвардии РФ, 2016.
  5. Динамический компьютерный модульный тренажер вождения бронетранспортера БТР-80. Руководство по эксплуатации. ТВ-БТР-80.00.00.000 РЭ.
  6. Корсаков А. С., Тарасов А. Н., Структура личностной профессиональной мобильности курсанта военного вуза / А. С. Корсаков, А. Н. Тарасов, // Мир науки, культуры, образования — Научный журнал — г. Горно-Алтайск, 31.10.2020. № 5 (84) — C. 112–114.
  7. Курс вождения боевых машин войск национальной гвардии Российской Федерации, введен в действие распоряжением № 1/274-Р-Москва от 31 марта 2020 года.
  8. Тухватуллин Б. Т. Методическая система обучения будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации / Б. Т. Тухватуллин, Р. Р. Фахрудинов, А. Н. Тарасов // Журнал «Современные исследования социальных проблем». Том 8 № 8–2, 2017 — Красноярск: научно-инновационный центр, 2017.

[1] Далее – «Учебные воинские части».

Основные термины (генерируются автоматически): национальная гвардия, тренажер, навык, боевая машина, вождение боевых машин, личной состав, боевая подготовка, визуальная информация, профессиональная деятельность, Российская Федерация.


Ключевые слова

формирование навыков, тренажер вождения, моделирование процесса движения, визуальная информация, боевые машины, управление техникой
Задать вопрос