Автор: Кислицын Алексей Сергеевич

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 18.10.2016

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Кислицын А. С. Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 64-66. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11201/ (дата обращения: 17.12.2017).



В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подготовки для привлечения курсантов к решению задач межпредметной и метапредметной деятельности, а также постпредметной подготовки. Определены критерии повышения эффективности самостоятельной работы курсантов военного вуза Проанализированы проблемные вопросы, возникающие в процессе их применения. Выявлены и обоснованы возможные пути решения возникающих проблем.

Ключевые слова: образование, самостоятельная подготовка, электронное обучение, внеурочная работа, информатизация

Правительство Российской Федерации и Министерство образования в своих руководящих документах в определяют в качестве стратегической цели информатизации высшей школы глобальную рационализацию интеллектуальной деятельности за счет применения новых информационных технологий. Повышение эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям общества и государства, и в свою очередь хочется добавить соответствие требований войск национальной гвардии к кадровому потенциалу. [4]

Замысел технологического подхода к применению информационных технологий в основном направлен на достижение определенных целей таких как — сокращение сроков усвоения материала, подача материала по наиболее сложным темам, достижение наглядности при демонстрации труднообъяснимых процессов.

Огромным ресурсом военного образования является самостоятельная работа. В военном вузе отсутствуют концептуально методологические подходы организации ее проведения на основании информационно-вычислительных комплексов. Именно ЭВМ должны стать регулятором теоретического освоения материала и практической образовательной деятельности курсантов в обретении компетентности, предусмотренных программой обучения. Группа авторов Б. Е. Стариченко, И. Н. Семенова, А. В. Слепухин определяют, что в условиях изменения целевых установок высшего образования, а также при возрастающем потоке учебной информации особое место приобретает формирование у студентов, в нашем случае курсантов, умений учиться самостоятельно и ориентироваться в информационном потоке. Поэтому особо актуальными становятся современные педагогические технологии электронного, дистанционного и смешанного обучения, которые призваны реализовать личностно-ориентированный подход к подготовке специалистов, и направлены на развитие индивидуальных ресурсов обучающихся. [3]

Самостоятельная работа на базе информационных систем предполагает высокую профессиональную подготовку преподавателей способных точно фиксировать возможности ЭВМ и их недостатки в решении сложных прикладных проблем.

В связи с созданием национальной гвардии следует внедрить такие виды работы как предметно-развивающие и проблемно поисковые, эти виды работы предполагают повышение вариативности образования привлечение курсантов к решению задач межпредметной и метапредметной деятельности. Вообще деятельностный подход должен существенно приблизиться к приобретению навыка проведения реально-практической деятельности курсанта и повысить уровень как компетенции на предметном уровне, так и метакомпетенции, как способности деятельности, основанной на внедрении сразу нескольких областей профессионального применения.

Все это поможет преодолеть разобщенность подготовки курсантов по отдельным предметам и сблизить методическое взаимодействие различных преподавателей в реализации учебного процесса. В связи с этим важны не только знания, полученные после выполнения общевойсковых заданий или же конкретных дисциплин, важны действия, которым предметами подготовки являются укрупненные дидактические единицы учебных заданий, включающие в себя различные ракурсы рассмотрения учебной дисциплины. Поэтому информационные технологии могут сопровождать изучение отдельных дисциплин, как в рамках непосредственных программ, так и на уровне постпредметного обучения. То есть, когда, к примеру, изучаются отдельные разделы математики уже после завершения базового курса по математике в рамках какого-то другого курса, изучаемого курсантами по учебной программе.

Критерии повышения эффективности самостоятельной работы курсантов военного вуза:

  1. Сбалансированное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы. Для его реализации необходимо проведение разумного планирования аудиторного учебного процесса в тесной интеграции с самостоятельной подготовкой. Также должны учитываться учебные трудоемкости проводимых занятий и сложность изучаемых тем и дисциплин. Не маловажным фактором выступает также регламент служебного времени и распорядок дня военного института, работа библиотек и специализированных учебных классов, так как во внеурочное время доступ к источникам информации затруднен, а зачастую и попросту невозможен.
  2. Правильный выбор методики, форм и средств организации учебного процесса и самостоятельной работы курсантов в аудитории и за ее пределами. Курсанту первых курсов требуется направляющая рука преподавателя, контроль и требовательность командиров и начальников. В это время происходит перелом привычного уклада жизни, становление в коллективе, привыкание к армейским условиям жизни и быта курсантов. Появляются новые служебные задачи, несение внутренней и караульной службы, что не позволяет в полной мере раскрыть самостоятельность курсанта, и он в большей степени остается ведомым преподавателем. В дальнейшем, поднимаясь по курсовой лестнице самостоятельная подготовка курсантов видоизменяется, и роль преподавателя побудить курсанта к стремлению работать самостоятельно. Самостоятельная работа должна учить определять задачи, анализировать, выявлять проблемы и искать пути их решения. Требуется настолько сильно вовлечь курсанта в процесс самопознания, настолько заинтересовать и направить его мысли и силы на получение конечного результата, чтобы и во внеурочное время он стремился открыть для себя новое, непознанное. Необходимо чтобы досуг курсантов носил образовательный характер, а внеучебная деятельность была для них желанной и увлекательной. [2]
  3. Обеспечение курсанта требуемыми методическими разработками и материалами (в том числе медиа и интернет ресурсами) для преобразования рутинного процесса самостоятельной работы в творческий и интересный для обучаемого процесс. Внедрение любых высоких технологий в различные сферы деятельности, как правило, преследует в качестве основной цели освобождение человека от рутинных операций для того, чтобы создать условия для творчества или, по крайней мере, направить усилия на решение нестандартных задач. [1]

Следует выделить ряд проблемных вопросов, возникающих при его выполнении. Ограничение использования персональной компьютерной техники, в том числе и средств просмотра электронных книг. Ограниченное количество рабочих мест с возможностью выхода в интернет. Не достаточное количество разработанных обучающих компьютерных программ, программного обеспечения, электронных справочников и альбомов структурно-логических схем по военным специальностям институтов войск национальной гвардии.

  1. Организация и ведение динамического контроля над ходом самостоятельной работы. Применение практики поощрения и стимулирования курсантов за положительные результаты. Данный критерий в той или иной степени целесообразно учитывать и в остальных критериях. Его использование дает положительное влияние на эффективность самостоятельной работы курсантов и выступает дидактической составляющей, а не только мерой административно-дисциплинарного воздействия.

Реализация процесса широкого внедрения информационных технологий в образовательный процесс ВУЗов войск национальной гвардии и, в частности, процесс самостоятельной подготовки в настоящее время требует проведения исследовательского анализа и решения ряда проблемных вопросов.

  1. Приведение тематики, содержания учебного материала, доводимого до курсантов при помощи информационных технологий, в соответствие со специальностью и дальнейшим направлением служебной деятельности офицера войск национальной гвардии.
  2. Проведение постоянного мониторинга динамики развития информационно-коммуникационной среды ВУЗа, выявление положительных и отрицательных тенденций ее развития, межвузовский обмен положительным опытом применения информационных технологий в образовательном процессе и при самостоятельной подготовке.
  3. Мониторинг педагогического взаимодействия преподавателей и курсантов, определение характера влияния информационных технологий на данный процесс, выявление путей улучшения его качества и коэффициента полезного действия.
  4. Определение возможности интеграции и возможного симбиоза традиционных средств и способов обучения с современными информационными технологиями.
  5. Поиск путей и способов стимулирования и мотивации курсантов к повышению результативности учебно-познавательной деятельности в условиях применения информационных технологий.

Анализ результатов самостоятельной подготовки курсантов с применением информационных технологий показал, что при реализации основных принципов обучения (сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, связи теории с практикой), достижения курсантов более глубокие, индивидуальные, инновационные и практически значимые.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельной подготовки курсантов вузов войск национальной гвардии может повысить ее эффективность за счет:

  1. Освобождения от влияния ряда дидактических и психологических барьеров познавательной и учебной деятельности курсантов, придания ей векторной мотивации и индивидуализации.
  2. Усиления личностной мотивации развития профессиональной подготовки и самореализации в выбранной военной специальности.

Применение информационных технологий вносит яркие положительные дидактические возможности, а они в свою очередь стимулируют совершенствование самостоятельной подготовки курсантов. К ним относятся:

  1. Многогранность поиска, получения, представления и доведения информационных ресурсов всех видов (текстовых, графических, мультимедиа), что позволяет наглядно, доступно и широко разобраться с учебным материалом в необходимом (индивидуальном) объеме.
  2. Свобода, так называемый серфинг, выбора той или иной учебной информации, его простота и доступность. Возможность получения и передачи информации по множеству каналов (локальные сети и сети интернет), многоуровневые базы данных, электронные библиотеки и т. д.
  3. Постоянно обновляемая база, с возможностью ее вывода, хранения и представления, а также изменения и исправления ошибок.
  4. Широкий практический диапазон применения, от простого повторения учебного материала, до проведения практических и лабораторных работ, творческой, познавательной, научной и поисковой деятельности.

В завершении хочется отметить, что вопрос применения информационных технологий имеет как положительные, так и отрицательные аспекты для повышения эффективности самостоятельной подготовки курсантов. Данный вопрос требует проведения дополнительного исследования, особенно с точки зрения возможностей самих информационно-коммуникационных технологий, изучения их влияния на психофизическое состояние курсантов, утомляемость, внимание, развитие памяти. Так же важнейшим вопросом стоит возможность качественной и эффективной интеграции и комплексного применения устоявшихся традиционных образовательных технологий и современных информационных технологий.

Литература:

  1. Захарова И. Г., Информатизация образования: промежуточные итоги//Педагогические инновации на современном этапе развития образования//Сборник статей представителей научно-педагогической школы академика РАО В. И. Загвязинского, Изд. ТГУ 2010 г. Стр. 96–97.
  2. Лурье Л. И., Актуальные проблемы военной педагогики и национальная безопасность России// Педагогическое образование и наука № 3 2011г.
  3. Стариченко Б. Е., Соотношение понятий электронного обучения в высшей школе/ Образование и наука.// Информационные технологии в образовании. № 9 (118) 2014г. Стр. 54.
  4. http://studopedia.su/19_137759_informatizatsiya-obrazovaniya.html
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной подготовки курсантов, информационных технологий, самостоятельной работы курсантов, войск национальной гвардии, курсантов военного вуза, работы курсантов военного, деятельности курсантов, повышения эффективности самостоятельной, применения информационных технологий, подготовки курсантов институтов, подготовки курсантов военных, разобщенность подготовки курсантов, образовательной деятельности курсантов, эффективности самостоятельной работы, привлечения курсантов, подготовки курсантов вузов, самостоятельная подготовка курсантов, образования привлечение курсантов, учебной деятельности курсантов, случае курсантов.

Ключевые слова

образование, информатизация, внеурочная работа, электронное обучение, самостоятельная подготовка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос