Авторы: Глушков Павел Юрьевич, Фадеев Олег Владимирович, Норин Николай Евгеньевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.11.2016

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Глушков П. Ю., Фадеев О. В., Норин Н. Е. Развитие физической выносливости у курсантов войск национальной гвардии моделирующим методом // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 610-612.



Выносливость имеет особое значение для успешного выполнения военнослужащими различных учебных и боевых задач. Выносливость — это способность человека продолжительное время выполнять работу на высоком для него уровне без снижения эффективности. Так как длительность работы ограничивается, в конечном счете, наступающим утомлением, то выносливость можно охарактеризовать и как способность военнослужащих противостоять физическому, умственному, сенсорному (связанному с нагрузкой преимущественно на органы чувств), эмоциональному и другим типам утомления, свойственным для различных видов военно-профессиональной деятельности.

Выносливость военнослужащих является многокомпонентным физическим качеством. Она обусловливается: экономичностью обменных процессов, наличием энергетических резервов, аэробными и анаэробными возможностями организма; степенью сформированности соответствующих двигательных навыков и уровнем координации движений; способностью нервных клеток длительное время поддерживать определенное возбуждение; состоянием органов кровообращения и дыхания; слаженностью физиологических функций; способностью бороться с субъективными ощущениями утомления при помощи волевых усилий.

Выносливость — важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Процесс физического совершенствования обеспечивает благоприятные возможности для развития всех основных физических качеств военнослужащих — выносливости, силы, быстроты и ловкости.

Под выносливостью понимается способность организма противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности.

Развитие выносливости имеет особое значение для успешного выполнения военнослужащими различных учебных и боевых задач. Выносливость — это способность человека продолжительное время выполнять работу на высоком для него уровне без снижения эффективности. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете наступающим утомлением, то выносливость можно охарактеризовать и как способность военнослужащих противостоять физическому, умственному, сенсорному (связанному с нагрузкой преимущественно на органы чувств), эмоциональному и другим типам утомления, свойственным для различных видов военно-профессиональной деятельности.

Выносливость военнослужащих является многокомпонентным физическим качеством. Она обусловливается: экономичностью обменных процессов, наличием энергетических резервов, аэробными и анаэробными возможностями организма; степенью сформированности соответствующих двигательных навыков и уровнем координации движений; способностью нервных клеток длительное время поддерживать определенное возбуждение; состоянием органов кровообращения и дыхания; слаженностью физиологических функций; способностью бороться с субъективными ощущениями утомления при помощи волевых усилий.

Выносливость традиционно подразделяется на общую и специальную.

Общая выносливость определяется способностью военнослужащих продолжительное время выполнять с высокой эффективностью работу в умеренном и среднем темпе, связанную с активной деятельностью больших мышечных групп и всех систем организма, с преимущественным развертыванием в организме аэробных процессов.

Специальная выносливость характеризуется способностью переносить длительные нагрузки, связанные со специфическими видами военного труда. Она может быть скоростной, силовой, скоростно-силовой и статической. В ее основе лежит комплексное проявление аэробных и анаэробных возможностей организма.

Наиболее оптимальный путь развития выносливости военнослужащих состоит в том, чтобы сначала заложить прочный фундамент общей выносливости, а потом на его базе развивать специальную выносливость, т. е. на первых порах преимущественно развивать аэробные, а уже затем анаэробные возможности организма.

Совершенствование аэробных возможностей предполагает: увеличение максимального потребления кислорода, развитие способности поддерживать этот уровень длительное время, увеличение быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин. Усиление анаэробных возможностей предусматривает активизацию двух основных путей энергообеспечения соответствующей работы:

Лабиринт 1) увеличение количества макроэнергетических соединений в мышцах (алактатных возможностей);

2) усовершенствование действия гликолитического механизма (лактатных возможностей).

Для развития выносливости военнослужащих наиболее эффективными являются равномерный, переменный, повторный, интервальный и моделирующий методы.

Равномерный метод особенно широко применяется на начальных этапах развития общей выносливости и характеризуется выполнением упражнений с равномерной средней или малой скоростью и постепенным увеличением продолжительности тренировки. Он способствует совершенствованию практически всех основных свойств организма, обеспечивающих поступление, транспорт и утилизацию кислорода. Непрерывная работа обычно осуществляется при ЧСС, равной 145–175 уд/мин, что особенно эффективно для повышения функциональных возможностей сердца. При непрерывной равномерной тренировке интенсивность работы должна обеспечивать высокие величины ударного объема сердца и уровень потребления О2, по возможности, близкий к максимальному. Таким условиям отвечает работа продолжительностью от 10 до 90 минут.

Переменный метод широко используется для развития общей и специальной выносливости и характеризуется изменением скорости выполнения работы от малой до большой. При этом чередование упражнений предполагает увеличение частоты сердечных сокращений к концу интенсивной работы до 150 -– 170 уд/мин и снижение ее к окончанию малоинтенсивной работы до 140–145 уд/мин.

Повторный и интервальный методы позволяют увеличить способность к максимально быстрому развертыванию функциональных возможностей системы кровообращения и дыхания. Это объясняется частым чередованием интенсивной работы и отдыха. Деятельность систем кровообращения и дыхания на протяжении одного занятия многократно активизируется до околопредельных величин, способствуя увеличению потребления О2 и сердечной производительности (ударного объема крови).

Для качественной подготовки курсантов к успешной сдаче физической подготовки (инспекторских проверок, смотра физической подготовки выпускного курса) рассмотрим один из выше названных способов.

Моделирующий метод — сущность данного метода заключается в пробегании военнослужащего дистанции, равной соревновательной, разделенной на 3–4 отрезка с чередуемыми паузами отдыха. Моделирующий метод направлен на подготовку военнослужащего к выполнению конкретного норматива на выносливость и в своей основе полностью воспроизводит (моделирует) контрольное упражнение, скорость бега, необходимую для выполнения конкретного норматива и общее время преодоления дистанции. Классический вариант интервальной тренировки рассмотрим на примере бега 3000 м. Предположим, что необходимо подготовить подразделение к тому, чтоб все военнослужащие смогли пробежать данную дистанцию за 12 минут. Для проведения тренировочного занятия беговую дистанцию делят на три отрезка: 1500 м + 750 м + 750 м. первый отрезок, равный половине соревновательной дистанции, преодолевается с планируемой соревновательной скоростью, т. е. за 6 мин. следующий, более короткий отрезок в 750 м преодолевается после 60-секундного отдыха с соревновательной скоростью, т. е. за 3 мин. Последующий отдых также равен 60 с. последний отрезок 750 м преодолевается с максимально возможной скоростью. В первые тренировки последний отрезок военнослужащие, как правило, пробегают больше, чем за 3 мин, однако по мере роста тренированности наступает момент, когда последний отрезок преодолевается за 3 мин или быстрее. В этом случае сокращается время отдыха между отрезками, к примеру, на 5–10 с. Таким образом, происходит постепенное сокращение времени отдыха до тех пор, пока военнослужащие не в состоянии будут пробежать всю дистанцию целиком без пауз на отдых.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что использую данный метод развития выносливости, курсанты показывают высокие результаты и получать отличные оценки с выполнение разрядных нормативов при выполнении беговых упражнений.

Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности.

Литература:

  1. Приказ МВД России от 19 мая 2005 года № 395 «Об утверждении Наставления по физической подготовке во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  2. Богатырев В. С.. Методика развития физических качеств юношей. — Киров:, 2005. — 106 с.
  3. Вострокнутов В. С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой. — М.: Регион, 2009. — 82 с.
  4. Ильинчина В. И. Физическая культура студента. — М.:, 2009. — 184 с.
  5. Кузнецов В. С., Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2006. — 307 с.
  6. Мильнер Е. Г. Выбираю бег. — М.:, 2008. — 276 с.
  7. Фадеев О. В., Глушков П. Ю., Норин Н. Е. Индивидуальная физическая тренировка военнослужащих в системе командирской подготовки. — Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 2015. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развития выносливости военнослужащих, Выносливость военнослужащих, анаэробными возможностями организма, способность человека продолжительное, способностью нервных клеток, состоянием органов кровообращения, последний отрезок, нервных клеток длительное, успешного выполнения военнослужащими, субъективными ощущениями утомления, способность военнослужащих, многокомпонентным физическим качеством, наличием энергетических резервов, выполнения военнослужащими различных, экономичностью обменных процессов, общей выносливости, сформированности соответствующих двигательных, степенью сформированности соответствующих, слаженностью физиологических функций, соответствующих двигательных навыков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос