Современная социальная действительность делает стрессовые ситуации важными элементами взаимодействия человека с окружающим миром. В обычной жизни, для совладания с ними молодые люди вырабатывают копинг-стратегии, позволяющие им с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и внешним условиям, справиться с ними. Речь идет об активном взаимодействии с ситуацией, ее изменении или приспособление к ней (в зависимости от того поддается ли ситуация контролю). Если субъект не владеет этими видами поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия [4].
Новый взгляд на совладающее поведения предлагают В. А. Емелин, Е. И. Рассказова и А. Ш. Тхостов, говоря о влиянии, которое оказывают на него современные информационные технологии. Авторы предлагают четыре пути трансформации копинг-стратегий в информационном обществе, указывающие на особый информационный способ их реализации:
1) изменение пути их воздействия на субъективное благополучие — избирательность в отношении копинг-стратегий,
2) изменение способа их реализации,
3) изменение социальных ожиданий от совладающего поведения
4) усиление психологических последствий использования технологий по мере использования копинг-стратегий в Интернете и при пользовании мобильной связью.
Соответственно информационный способ реализации копинг-стратегий, предполагает изменение смысла, который пользователи вкладывают в те или иные стратегии, избирательность в отношении стратегий, и преобразование последних [2].
Наша работа развивает идеи, выдвинутые В. А. Емелиным, Е. И. Рассказовой и А. Ш. Тхостовым.
Целью нашего исследования является изучение копинг-поведения в стрессовых ситуациях при нормативном и выходящем за границы нормы использовании интернета.
Исследование проводилось в феврале 2020 года. В исследовании приняли участие 67 студентов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета от 18 до 23 лет.
Гипотеза данного эмпирического исследования:
В силу отсутствия отчетливой границы между нормативным и ненормативным использованием интернета, показатели их последствий образуют единый симптомокомплекс со стратегиями совладания со стрессом. С учетом уже имеющихся в психологических исследованиях данных и нашего инструментария это предположительно неконструктивные копинги (эмоционально-ориентированный, социально ориентированный и бегство-избегание).
Проверка гипотезы осуществлялась с помощью методики оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами, форма для Интернета («МИГ-ТС-2») В. А. Емелина, Е. И. Рассказовой, А. Ш. Тхостова [1], тест шкалы интернет — зависимости Чена (ChenInternetaddictionScale — CIAS (S. H. Chen, 2003 г., Китай) в адаптации К. А. Феклисова, В. Л. Малыгина, 2011 г. [3], методики копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS (Coping Inventory for Stressful Situations — GRI- VI (Endler, N.S. & Parker, J. D. A., 1990)) в адаптации Т. Л. Крюковой [4].
Для выявления структуры последствий (нормативного, а также выходящего за границы нормы) использования Интернета и копинг-поведения в стрессовых ситуациях был предпринят факторный анализ интегральных показателей методик.
В ходе факторного анализа была выявлена факторная структура, состоящая из трех факторов с ДОД 73,3 %.
Первый двухполюсный фактор с долей объяснимой дисперсии 28,8 %, представляет наибольший интерес. В него вошли показатели психологической зависимости, как нормативного последствия использования интернета (0,607), интегральные показатели симптомов интернет-зависимости (0,746), проблем, связанных с интернет-зависимостью (0,824); а также показатели совладающего поведения: проблемно-ориентированный копинг (-0,637), эмоционально-ориентированный копинг (0,461). Ядром фактора является показатель проблем, связанных с интернет — зависимостью (0,824).
Согласно нашим данным, чем больше выраженность внутриличностных и межличностных проблем, связанных с интернет-зависимостью и симптоматики интернет-зависимости, тем ниже вероятность использования продуктивного проблемно-ориентированного копинга, и тем выше вероятность использования дезорганизующего поведение эмоционально-ориентированного копинга.
Результаты анализа свидетельствуют об избирательности информационного способа реализации копинга в первую очередь при использовании Интернета, выходящем за границы нормы (при интернет-зависимости).
Тот факт, что показатель копинга, ориентированного на избегание ниже значимого факторного веса, расходится с известным представлением о об интернет зависимости как уходе от реальной действительности, то есть ее избегании. Возможно, это связано с содержанием субшкал, составляющих в методике CISS копинг, ориентированный на отвлечение (избегание), среди пунктов которых нет имеющих отношение к Интернету, не соответствующих информационному способу реализации стратегий избегания и социального отвлечения. Так уход в виртуальную реальность не требует прекращения отношений, допускает возможность «коллективного отшельничества». Наши результаты также согласуются с предложенной К. Янг моделью АСЕ (Accessibility, Control, Excitement) [5], объясняющей приверженность людей к Интернету, в частности с возможностью с его помощью достигать желаемых состояний экзальтации, возбуждения Excitement, тем самым избегая как от негативных переживаний по поводу стрессовой ситуации, так и ее разрешения. То есть при информационном способе реализации копинг стратегий эмоционально-ориентированный копинг и избегание нераздельны.
Фактор можно назвать « Последствия ненормативного использования интернета, снижающие проблемно-ориентированный копинг и предполагающие эмоционально-ориентированный копинг».
Во второй фактор с долей объяснимой дисперсии 27,8 % вошли показатели нормативного использования Интернета, такие как «нормативная» зависимость (0,617), изменение психологических границ (0,836), изменение потребностей (0,890), а также с наиболее низким факторным весом показатель симптомов интернет-зависимости (0,470). Ядром фактора является изменение потребностей (0,890).
Фактор свидетельствует: чем больше изменены потребности при использовании Интернета, тем более изменены психологические границы при его использовании, а также выражена психологическая зависимость от технических средств. Последствия нормативного использования сопровождает рост симптоматики интернет-зависимости. Это соответствует известному факту об отсутствии четкой границы между нормативным и ненормативным использованием технических средств. Представленные в факторе последствия их преимущественно нормативного использования нейтральны, по отношению к каким-либо стилям копинга. Доминирующее в факторе последствие — изменение потребностей — указывает на появление потребности, связанной с ценностью связи в условиях глобализации, современного темпа жизни, усложнения стоящих перед человеком задач. Эта потребность практически гарантированно удовлетворяется с помощью информационных технологий, которые сами служат средством совладания. Непредставленность в факторе видов копинга, можно объяснить тем, что нормативное использование интернета не располагает к их использованию (возможно в силу того, что не создает стрессовых ситуаций, а само служит средством решения возникающих оффлайн проблем).
Этот фактор можно назвать «Преобладающие последствия нормативного использования Интернета, нейтральные по отношению к каким-либо стилям копинга».
В третий фактор с долей объяснимой дисперсии 16,7 % входят стили совладающего поведения: эмоционально-ориентированный копинг (0,634), копинг, ориентированный на избегание (0,903), ядро фактора. Этот фактор можно назвать «Копинги, безразличные, как к интернет-зависимости, так и к нормативным последствиям использования интернета».
Копинг, ориентированный на избегание в этом факторе, как мы предположили при анализе первого фактора, может выступать как отвлечение посредством интернета, так и за его пределами. Он не конкретизирован в отношении двух реальностей, в которых живет современный человек.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что показатели нормативного и выходящего за границы нормы последствий использования Интернета образуют симптомокомплекс с непродуктивными стратегиями совладания со стрессом. Соответственно, гипотеза исследования нашла свое эмпирическое подтверждение.
Результаты анализа свидетельствуют об избирательности информационного способа реализации копинга при использовании Интернета. В частности, преобладание симптоматики интернет-зависимости, снижает проблемно-ориентированный копинг и предполагает эмоционально-ориентированный копинг. Есть основания считать, что копинг, ориентированный на избегание и социальное отвлечение, онлайн реализуется иными способами, чем оффлайн и не может быть диагностирован посредством методик, рассчитанных на условия не учитывающих специфику информационного способа его реализации стратегий избегания.
Что касается последствий нормативного использования Интернета, они оказались автономными от каких-либо копинг-стратегий. Возможно, в силу того, что они не создают стрессовых ситуаций, а сами служат средством решения возникающих оффлайн проблем.
Литература:
- Емелин, В. А. Влияние информационных технологий на трансформацию совладающего поведения / В. А. Емелин, Е. И. Рассказова, А. Ш. Тхостов. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 2014. — № 4. — С. 49–59.
- Емелин, В. А. Разработка и апробация методики оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами (МИГ-ТС) / В. А. Емелин. — Текст: электронный // Психол. исслед. 2012 б. № 2(22). С. 5.: [сайт]. — URL: http://www.psystudy.ru/index.php/forauthors/655-emelin22.html (дата обращения: 22.11.2020).
- Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / Л. Малыгин [и др.]. — Москва: МГМСУ, 2011. — 33 c. — Текст: непосредственный.
- Крюкова, Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг — шкалы / Т. Л. Крюкова. — Кострома: Авантитул, 2007. — 60 c. — Текст: непосредственный.
- Янг, К. С. Диагноз — Интернет-зависимость / К. С. Янг. — Текст: непосредственный // Мир Интернет. — 2000. — № 2. — С. 24–29.