Возможности кейс-метода в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 405 раз

Библиографическое описание:

Майер, Е. И. Возможности кейс-метода в образовательном процессе / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 353-354. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39964/ (дата обращения: 15.11.2024).



Возможности кейс-метода в образовательном процессе

Майер Елена Игоревна, студент

Научный руководитель: Бронникова Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент

Алтайский государственный педагогический университет

В свете внедрения новых образовательных стандартов высшего образования имеет место ориентация в учебном процессе на формирование компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных). Бакалавр должен уметь рационально поступать в разных ситуациях, выделяться результативностью и эффективностью своих действий среди других, быть готовым решать конкретные профессиональные задачи. Достижение данных результатов освоения программы требует использования в учебном процессе различных активных и интерактивных методов. Среди интерактивных методов обучения в настоящее время наиболее перспективным является метод анализа конкретных ситуаций – кейс-стади (case study). Все это делает проблему интеграции кейс-метода в современное высшее образование актуальной.

Впервые о применении метода кейсов в образовании заговорили в двадцатые годы XX века. Он был использован в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году, когда педагоги осознали, что на данном этапе у них нет учебных материалов, которые бы подходили для обучения аспирантов. Было принято решение провести интервью с передовыми практиками бизнеса и составить детальные отчёты о деятельности этих менеджеров и обстоятельствах, оказывающих влияние на их работу. Аспирантам предоставляли описание конкретной ситуации, возникшей во время работы реальной организации. Они должны были изучить проблему и индивидуально или после коллективного обсуждения предложить ее решение [1].

Рассмотрим понятие метода кейсов. Метод кейсов – это технология обучения, которая использует описание реальных экономических, социальных и любых других ситуаций [2]. Обучающиеся изучают предложенную ситуацию, вникают в её суть, определяют совокупность знаний, необходимую для решения данной проблемы, обсуждают все способы решения и выбирают наилучший из них.

Важно, что кейсы всегда отображают реальные факты или же ситуацию близкую к реальности. Как правило, кейс включает в себя не только описание, но и некоторую проблему и строится на основе реальных фактов. Среди возможных источников кейсов могут выступать:

а) жизнь общества и человека (источник сюжетов кейса, проблемной ситуации и фактов, используемых в описании);

б) образование (помогает установить цели и задачи учебного процесса, применяемые в методе кейсов);

в) наука (задаёт две главные методики, определяемые анализом и системным подходом при изучении кейса).

Соотношение этих трех источников при создании кейса бывает разным. Действительно, на практике, разрабатывая кейсы, можно заметить преобладание одного источника над другими. Это легло в основу классификации кейсов: 1) практические кейсы: строятся из ситуаций, основанных на реальной жизни людей и общества; 2) обучающие кейсы: ведущей задачей является обучение, рассматриваются характерные, стандартные ситуации, часто встречающиеся в повседневной жизни; 3) научно-исследовательские кейсы: направлены на реализацию исследовательской деятельности.

Кейс-метод способствует решению многих задач в образовательном процессе, остановимся на наиболее значимых его достоинствах:

— реализует создание авторского продукта, позволяет обучающемуся получить следующие учебные результаты: освоение новой информации, метода сбора данных, метода анализа, приобретение умений работать с текстом, навыки соотнесения теоретических и практических знаний и др.;

— позволяет обучающимся приобрести опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем; направлен на развитие интеллектуального и коммуникативного потенциала преподавателя и студента;

— вызывает позитивное отношение и интерес обучающихся к образовательному процессу, способствует формированию у них мотивации учения, развивает инициативу, самостоятельность, способствует их взрослению;

— служит средством повышения профессиональной компетентности и раскрывает творческий потенциал преподавателя, проявляется как образ его мышления;

— является способом объединения образовательного и исследовательского содержания в обучении; удачно сочетается со многими другими методами обучения.

Однако, довольно часто внедрение кейс-метода влечет за собой определенные трудности. Главным образом, они связаны с поверхностным отношением педагогов к методологической основе кейс-метода. Как показывает анализ педагогической литературы и имеющийся опыт, часто применение кейс-метода подменяют рассмотрением в образовательном процессе просто «примеров из жизни». Кроме того, кейс-метод требует от преподавателя большого творческого потенциала. А материалы для кейса должны представлять строго достоверную информацию, не должны отражать субъективизм людей. Но, несмотря на возможные трудности внедрения кейс-метода, он способен решать многие педагогические и методические задачи, а значит, имеет большие перспективы в современном образовательном процессе.

Литература:

  1. Сурмин Ю. П. . Ситуационный анализ и Анатомия кейс-метода. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
  2. Винеская А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 141 с.
Основные термины (генерируются автоматически): метода кейсов, Метод кейсов, образовательном процессе, понятие метода кейсов, применении метода кейсов, возможных источников кейсов, основу классификации кейсов, учебном процессе, методе кейсов, интерактивных методов, современном образовательном процессе, учебном процессе различных, проблему интеграции кейс-метода, трудности внедрения кейс-метода, практические кейсы, коммуникативного потенциала преподавателя, научно-исследовательские кейсы, описание конкретной ситуации, анализа конкретных ситуаций, интерактивных методов обучения.


Задать вопрос