Возможности кейс-метода в образовательном процессе
Майер Елена Игоревна, студент
Научный руководитель: Бронникова Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент
Алтайский государственный педагогический университет
В свете внедрения новых образовательных стандартов высшего образования имеет место ориентация в учебном процессе на формирование компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных). Бакалавр должен уметь рационально поступать в разных ситуациях, выделяться результативностью и эффективностью своих действий среди других, быть готовым решать конкретные профессиональные задачи. Достижение данных результатов освоения программы требует использования в учебном процессе различных активных и интерактивных методов. Среди интерактивных методов обучения в настоящее время наиболее перспективным является метод анализа конкретных ситуаций – кейс-стади (case study). Все это делает проблему интеграции кейс-метода в современное высшее образование актуальной.
Впервые о применении метода кейсов в образовании заговорили в двадцатые годы XX века. Он был использован в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году, когда педагоги осознали, что на данном этапе у них нет учебных материалов, которые бы подходили для обучения аспирантов. Было принято решение провести интервью с передовыми практиками бизнеса и составить детальные отчёты о деятельности этих менеджеров и обстоятельствах, оказывающих влияние на их работу. Аспирантам предоставляли описание конкретной ситуации, возникшей во время работы реальной организации. Они должны были изучить проблему и индивидуально или после коллективного обсуждения предложить ее решение [1].
Рассмотрим понятие метода кейсов. Метод кейсов – это технология обучения, которая использует описание реальных экономических, социальных и любых других ситуаций [2]. Обучающиеся изучают предложенную ситуацию, вникают в её суть, определяют совокупность знаний, необходимую для решения данной проблемы, обсуждают все способы решения и выбирают наилучший из них.
Важно, что кейсы всегда отображают реальные факты или же ситуацию близкую к реальности. Как правило, кейс включает в себя не только описание, но и некоторую проблему и строится на основе реальных фактов. Среди возможных источников кейсов могут выступать:
а) жизнь общества и человека (источник сюжетов кейса, проблемной ситуации и фактов, используемых в описании);
б) образование (помогает установить цели и задачи учебного процесса, применяемые в методе кейсов);
в) наука (задаёт две главные методики, определяемые анализом и системным подходом при изучении кейса).
Соотношение этих трех источников при создании кейса бывает разным. Действительно, на практике, разрабатывая кейсы, можно заметить преобладание одного источника над другими. Это легло в основу классификации кейсов: 1) практические кейсы: строятся из ситуаций, основанных на реальной жизни людей и общества; 2) обучающие кейсы: ведущей задачей является обучение, рассматриваются характерные, стандартные ситуации, часто встречающиеся в повседневной жизни; 3) научно-исследовательские кейсы: направлены на реализацию исследовательской деятельности.
Кейс-метод способствует решению многих задач в образовательном процессе, остановимся на наиболее значимых его достоинствах:
— реализует создание авторского продукта, позволяет обучающемуся получить следующие учебные результаты: освоение новой информации, метода сбора данных, метода анализа, приобретение умений работать с текстом, навыки соотнесения теоретических и практических знаний и др.;
— позволяет обучающимся приобрести опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем; направлен на развитие интеллектуального и коммуникативного потенциала преподавателя и студента;
— вызывает позитивное отношение и интерес обучающихся к образовательному процессу, способствует формированию у них мотивации учения, развивает инициативу, самостоятельность, способствует их взрослению;
— служит средством повышения профессиональной компетентности и раскрывает творческий потенциал преподавателя, проявляется как образ его мышления;
— является способом объединения образовательного и исследовательского содержания в обучении; удачно сочетается со многими другими методами обучения.
Однако, довольно часто внедрение кейс-метода влечет за собой определенные трудности. Главным образом, они связаны с поверхностным отношением педагогов к методологической основе кейс-метода. Как показывает анализ педагогической литературы и имеющийся опыт, часто применение кейс-метода подменяют рассмотрением в образовательном процессе просто «примеров из жизни». Кроме того, кейс-метод требует от преподавателя большого творческого потенциала. А материалы для кейса должны представлять строго достоверную информацию, не должны отражать субъективизм людей. Но, несмотря на возможные трудности внедрения кейс-метода, он способен решать многие педагогические и методические задачи, а значит, имеет большие перспективы в современном образовательном процессе.
Литература:
- Сурмин Ю. П. . Ситуационный анализ и Анатомия кейс-метода. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
- Винеская А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 141 с.