Внедрение веб-технологий в работу современного учителя-логопеда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.11.2020

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Насонкина, Ю. М. Внедрение веб-технологий в работу современного учителя-логопеда / Ю. М. Насонкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 252-255. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74939/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор описывает способывнедрения веб-технологий в процесс взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушениями речи.

Ключевые слова: веб-технологии, учитель-логопед.

Веб-технологиями/интернет-технологиями , обычно называют технологии создания и поддержки различных информационных ресурсов в сети Интернет: сайтов, блогов, форумов, чатов, электронных библиотек, энциклопедий и т. д.

Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — одна, несколько или множество связанных между собой виртуальных страниц, представляющих единый ресурс. Все страницы согласованны между собой ссылками и обычно объединены общей темой или задачей. Каждый сайт по действующему законодательству имеет владельца, т. е. зарегистрирован на физическое либо юридическое лицо и доступен для просмотра с браузера (программы, предназначенной для просмотра сайтов) по определенному электронному адресу. Именно из веб-сайтов состоит всемирная паутина и ради них она в принципе и задумывалась — чтобы сделать доступ к информации более наглядным, доступным и самое главное удобным.

Самый первый в мире сайт появился 6 августа 1991 года.

Логопедический сайт для родителей может содержать следующее:

– иллюстрационный материал о строении речевого аппарата,

– информацию о норме развития речи детей в онтогенезе,

– информацию о причинах нарушения речи и последствиях несвоевременной коррекции,

– д/з для ребёнка для автоматизации звука

  • В слогах (слоговые дорожки)
  • В словах (лексико-грамматические упражнения)
  • В стихах, чистоговорках и логопедических сказках (закрепление в речи)

– игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков и многое другое

– упражнения на развитие мелкой моторики

– информацию о специалистах, способных оказать помощь ребёнку в процессе преодоления нарушений речи (также может содержать контактную информацию непосредственно учителя-логопеда)

Логопедический сайт для начинающих логопедов может содержать следующее:

– Артикуляционная гимнастика

  • карточки в помощь начинающему логопеду для выполнения с ребёнком артикуляционной гимнастики
  • создание логопедических пособий для занятий — игрушки из фетра «Артикуляционный крокодильчик», карточных игр…

– Способы постановки звуков

  • свистящих
  • шипящих
  • сонорных

– Упражнения на развитие мелкой моторики

– Упражнения логопедического самомассажа

– Конспекты занятий с детьми дошкольного возраста по лексическим темам

Таким образом, при помощи сайта родители начинающие логопеды имеют возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, осуществляемых учителем-логопедом, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.

Электронная библиотека — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг), снабженных средствами навигации и поиска. Электронные библиотеки следует отличать от смежных структурных типов сайта, особенно литературного. Так как электронная библиотека, в отличие от сайта со свободной публикацией, не подразделяется на выпуски и обновляется постоянно по мере появления новых материалов подбираемых координатором проекта по своему усмотрению и, что гораздо более важно, не предусматривает создания вокруг публикуемых текстов коммуникативной среды.

Может представлять собой веб-сайт, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем.

Электронные библиотеки могут быть универсальными, стремящимися к наиболее широкому выбору материала (как Библиотека Максима Мошкова или Либрусек), и более специализированными, как, например, Фундаментальная электронная библиотека.

Логопедические интернет-библиотеки содержат:

– большой список профессиональной литературы

– биографии таких известных дефектологов, как Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф, И. А. Соколянский, М. С. Певзнер, Т. А. Власова и др.

– презентации, отражающие историю логопедии

Таким образом, интернет-библиотеки могут быть полезны для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, для логопедов и учителей-дефектологов, а также для студентов.

Форум (англ. web — forum) — это специальный сайт, или раздел на сайте или портале, который организован для общения и обмена мнениями.

Форумы предназначены для тематического общения. Они являются своеобразными клубами по интересам.

Форум и чат отличаются тем, что на первом общение сугубо тематическое.

Основные цели интернет-форума: общение, обсуждение, обмен мнениями и опытом

Логопедические форумы могут содержать:

– тематические конференции

– обсуждения логопедических нововведений

– обмен авторскими конспектами логопедических занятий по коррекции звукопроизношения, по развитию лексики и грамматического строя речи, по развитию связной речи.

– обмен авторскими пособиями и методическими материалами на современные и актуальные темы и их последующее обсуждение

Таким образом, суть работы логопедического форума в создании пользователями тем и их последующем обсуждении. Кроме того, в каждой теме могут также создаваться тематические опросы.

Блог (англ. blog, от «web log» — сетевой журнал или дневник событий) — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Использование блога в работе логопеда МБУ помогает создать личный контент, т. е. среду сетевого общения с коллегами, родителями; среду взаимодействия автора (авторов) с читателями для совместного сотрудничества.

Блог в работе учителя-логопеда помогает сопровождать родителей в области логопедического просвещения.

Логопедические блоги могут содержать:

– размещенные полезные ссылки, фото, видео

– электронное портфолио

– методическую копилку

– развивающие игры для детей дошкольного возраста, для развития внимания, памяти, логики, фонематических процессов, связной речи, умения выполнять звукобуквенный анализ слов, умения читать и т. д.

– информацию и практические советы для родителей о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке

Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ.

Блог может пополняться каждый день, расширяться и обогащаться новой и актуальной информацией.

Таким образом, блог является новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей

Электронная почта (от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых электронными письмами или просто письмами).

При помощи электронной почты учитель-логопед может:

– без визуального контакта консультировать родителей

– отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса

– давать рекомендации

– рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации

– давать заданиями для закрепления того или иного материала и предлагать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях

– отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т. п. (особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ).

Таким образом, родители также становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Видеохостинг Ютуб (от англ. YouTube) — предоставляет пользователям услуги хранения, доставки и показа видео.

YouTube стал популярнейшим видеохостингом и вторым сайтом в мире по количеству посетителей. Пользователи могут загружать, просматривать, оценивать, комментировать, добавлять в избранное и делиться теми или иными видеозаписями.

Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений учитель-логопед на YouTube может:

– самостоятельно записать видеоконсультации по различным темам,

– наглядно показывать постановку звуков

– наглядно показывать пальчиковые игры

– проводить логопедическую гимнастику и самомассаж

Таким образом при использовании Видеохостинг Ютуб родитель может наглядно посмотреть работу логопеда и оставить свой отзыв или вопрос.

Мессенджеры это программы (приложения) для смартфона или персонального компьютера, позволяющие мгновенно обмениваться с людьми текстовыми сообщениями, телефонными звонками и даже разговаривать с использованием видеосвязи.

Примеры самых популярных программ-мессенджеров:

Скайп (от англ. Skype)2003 г. — это удобная и, пожалуй, самая популярная в мире программа для общения через интернет. Скайп — это общение с высоким качеством звука и видео. Разговоры между пользователями Скайпа совершенно бесплатны. Надо лишь оплачивать интернет, если у вас безлимитный интернет, то и никаких дополнительных плат не требуется. Запустив программу Скайп можно обмениваться текстовыми сообщениями, общаться друг с другом посредством видео связи.

Ватсап (от англ. WhatsApp) 2009 г. — популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи. Позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, аудио, видео, электронные документы и даже программные установки через Интернет.

Вайбер (от англ. Viber) 2010 г. — приложение, которое позволяет отправлять сообщения, совершать видео- и голосовые -звонки через интернет. Голосовые вызовы между пользователями с установленным Viber бесплатны. В Viber пользователь имеет возможность отправлять текстовые, голосовые и видео сообщения, документы, изображения, видеозаписи и файлы, а также в автономном режиме.

Современные программы-мессенджеры объединяют в себе возможности Ютуба, блога и электронной почты

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, такая связь учителя-логопеда с родителями посредством внедрения веб-технологий:

– современна (в полном соответствии с наставшей интернет-эпохой, ее требованиями и жизнью)

– удобна (родители могут выбрать подходящее время и способ взаимодействия со специалистом)

– доступна (если у родителей есть интернет, значит, у них есть возможность личного общения со специалистом)

– конфиденциальна (интернет — консультации позволяют сохранить конфиденциальность)

– экономит время (актуально для работающих родителей, работающих матерей-одиночек, родителей-инвалидов и многодетных родителей)

Литература:

  1. Антонова Е. А. Блог в работе учителя — логопеда: Электронный ресурс. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.
  2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.
  3. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. М., 2009.
  4. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. 2007.
  5. Кизимова Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи. //Логопед. № 1\2011.
  6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с. 47–49.
  7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.
  8. Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Логопед. 2009. № 7.
  9. Щедрова Е. А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи. Логопедия. 2004.№ 4
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, англ, электронная почта, артикуляционная гимнастика, дошкольный возраст, логопедический сайт, мелкая моторика, последующее обсуждение, связная речь, электронная библиотека.


Похожие статьи

Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ

Статья посвящена применению в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в проц...

Творческий путь учителя-логопеда

В статье рассмотрена значимость профессии логопеда в современных условиях, владеющего профессиональными методами логопедического воздействия при различных речевых нарушениях у детей дошкольного и школьного возраста.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС

В статье автор исследует реализацию психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном учреждении на основе применения новых ФГОС.

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе

Похожие статьи

Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ

Статья посвящена применению в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в проц...

Творческий путь учителя-логопеда

В статье рассмотрена значимость профессии логопеда в современных условиях, владеющего профессиональными методами логопедического воздействия при различных речевых нарушениях у детей дошкольного и школьного возраста.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС

В статье автор исследует реализацию психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном учреждении на основе применения новых ФГОС.

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе

Задать вопрос