Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 19.02.2017

Статья просмотрена: 5501 раз

Библиографическое описание:

Красная, Е. М. Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения / Е. М. Красная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39884/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.

Джордж Сантаяна, философ, писатель

Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как семью, в которой организована совместная деятельность.

Организация педагогического процесса строится с учётом его движущих сил: преодоления негативных явлений и фактов, утверждения позитивных тенденций. Так, неблагоприятно сказывается на воспитательном процессе несоответствие воспитательных влияний школы и семьи, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям школы. Серьезные затруднения в воспитательном процессе возникают в связи с противоречиями в усвоении учащимися всё возрастающей информации. Ограниченность учебного времени и практически неограниченный рост информации, необходимой для плодотворной и разнообразной деятельности, могут сказаться на перенапряжённости нервной системы учащихся, их развитии. Вот почему становится необходимым развитие умения ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно пополнять свои знания. Комплексный подход к воспитанию предполагает обеспечение и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности.

Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения — обучение, воспитания — воспитание, развития — развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Меняется жизнь, меняются взгляды на нее, в том числе и в педагогике. Хочется поделиться своим взглядом наблюдением на современные проблемы воспитания детей, подходу к обучению.

Фундамент образования остается неизменённым, а взгляды на систему образования требуют переосмысления.

Что сейчас актуально в педагогике? Да, многие моменты были и остаются насущными, просто что-то требует более доскональной доработки и более осознанного подхода к процессу обучения.

Школа всегда старалась взаимодействовать с семьей, находить взаимопонимание и поддержку со стороны родителей ученика. И в связи с ускоренным ритмом жизни, в последнее время это удается всё сложнее и сложнее. С одной стороны, родители достаточно много времени проводят на работе, отдавая всю свою энергию на трудовом поприще. А что подчас остается на детей? Совсем немного времени и внимания. И именно этот дефицит внимания к ребёнку и приводит к проблемам обучения и завышенным ожиданиям родителей. С другой стороны, школа возлагает также большие надежды на помощь и поддержку родителей. В образовательном учреждении из-за постоянно увеличивающегося объёма работы (заполнение электронных журналов, дневников, различного рода отчётов и т. д.) иногда у учителей не хватает времени на объяснения темы в полном объёме. И это учитель старается компенсировать за счет домашнего задания.

Фонд «Общественное мнение» провел опрос среди учителей и родителей на тему «Как строить отношения между нами с вами». Произошло это в конце февраля, и есть смысл немножечко прокомментировать, обсудить результаты этого опроса. Уважаемые слушатели и гости, если вы незнакомы с цифрами, я вам расскажу. Большинство участников опроса, 69 % респондентов, убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями их ребенка, не ограничиваясь общением в рамках родительских собраний. Если говорить о родительской группе, то здесь 4 % именно родителей считают, что нужно как можно чаще общаться с учителями, а не только на родительских собраниях. Дальше, родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка, критиковать школьных педагогов в присутствии детей нельзя. 77 % родителей так считают, среди опрошенных именно родителей, 77 %, это большая цифра. Дальше, в тех случаях, когда возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью и за советом к классному руководителю. Так считают 55 % родителей. Если между учителями и родителями школьников складываются конфликтные ситуации, бывают виноваты, прежде всего, родители. 60 % так заявило именно родителей, вот что интересно. Ну, остальные там меньшинство, 60 % считают, что это вина родителей, прежде всего.

А чем старше становится ребёнок, тем глобальней и серьёзней становятся психологические проблемы в школьной среде. Все мы родом из детства и не стоит забывать, что все основы закладываются именно в это время. И что прививаем ребёнку с раннего возраста, то он и понесёт с собой по жизни.

Часто происходит так, что родитель хочет видеть в своем чаде что-то выдающееся лишь в одной области. Например, отдаёт ребенка в профессиональный спорт. После проведения опроса родителей, почему именно такой выбор, одним из ответов — это желание видеть ребёнка на мировых спортивных площадках, добившихся больших результатов. Таковы мотивы родителей. А что со стороны школы? Прежде всего, она требует освоения и сдачи основных общеобразовательных предметов. Родители про это забывают. Отсюда складывается конфликт или диссонанс. Запрос на достижение больших результатов, забывает про основной курс школьной программы, про итог, т. е. сдачу единого государственного экзамена.

В современном образовании можно столкнуться с проблемой домашнего обучения. Для качественного образования в домашних условиях необходимо иметь солидные материальные и моральные возможности. Зачастую ребенок самостоятельно не справляется с образовательной программой, из-за недостатка материалов по предмету. А родители не всегда смогут ему помочь. Тогда для успешного освоения предметов и сдачи ЕГЭ родителям приходится дополнительно нанимать преподавателей.

На мой взгляд, частичное решение этих двух проблем можно найти в дистанционном обучении, форм которого достаточно для выбора. Приведу в пример лишь некоторые из них:

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Ученик, постоянно выполняя домашние задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки.

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.

Такая форма обучения для современных учеников не будет проблемой, т. к. большинство из них очень грамотны в ИКТ.

В современном образовании много проблем. В данной статье, озвучена лишь малая часть из них. На вышеизложенных примерах можно было рассмотреть противоречивые отношения в треугольнике: ученик — школа — семья. Между учителями и родителями обязательно должно быть взаимопонимание, взаимодействие и сотрудничество, ведь именно они отвечают за воспитание и образование ребенка.

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
  2. Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
  3. Хусяинов Т. М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. — 2014. — № 4. — С.30–41. DOI: 10.7256/2306–434X.2014.4.14288.
  4. Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.
  5. Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционного обучения, педагогического процесса, стороны родителей ученика, воспитательном процессе, проведения опроса родителей, современном образовании, виду дистанционного обучения, способов дистанционного обучения, функция процесса обучения, метода дистанционного обучения, формы дистанционного обучения, больших результатов, проблемой домашнего обучения, Организация педагогического процесса, ожиданиям родителей, Целью педагогического процесса, воспитательном процессе несоответствие, мотивы родителей, поддержку родителей, вина родителей.


Задать вопрос