В статье автор пытается сформулировать принципы централизации и децентрализации в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: централизация, децентрализация, правовое регулирование, здравоохранение
В настоящее время недостатками правового регулирования здравоохранения является наличие устаревших законодательных норм, направленных на закрепление современного развития здравоохранения России [5, с. 106]
Николаем Александровичем Семашко (1874–1949 гг.) — первым наркомом здравоохранения РСФСР была создана уникальная система здравоохранения, главной задачей которой являлась централизация государственного устройства здравоохранения в стране.
«Примером централизованной модели управления является российская модель, ориентированная в большей мере на экстенсивное развитие при значительном ограничении самостоятельности первичного звена здравоохранения, то есть медицинских организаций» [3, с. 92].
Централизация управления в здравоохранении предполагает сосредоточение властных полномочий в одних руках, что положительно влияет на всю систему здравоохранения в целом, позволяет не допускать ошибок на нижних уровнях управления.
«Централизация необходима для жесткого контроля за эффективностью затрат в условиях усиления конкуренции медицинских услуг на рынке, ограничения в наращивании объема государственного финансирования здравоохранения, поскольку это может привести к росту налогов и сборов» [4, с. 229].
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) — основа нормотворчества в государстве, содержит ряд норм, относящихся к сфере здравоохранения и раскрывающих общие гарантии прав на охрану здоровья граждан: ст.7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции Российской Федерации координация вопросов в сфере здравоохранения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
«Противоречие в системе здравоохранения Российской Федерации: федеральное министерство практически не может повлиять в оперативном ключе на эффективность реализации установленной им же самим политики в субъектах Российской Федерации» [4, с. 232].
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2012 г. № 533 «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства» Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
«Важные функции федеральной государственной системы здравоохранения: полномочия по изданию правовых актов, контроль за их исполнением, разработка политики в области охраны здоровья, разработка и установление базовых экономических и финансовых гарантий (программа государственных гарантий, страховой тариф на ОМС)» [4, с. 230].
К принципам государственной модели национальной системы здравоохранения относится:
- Всеобщая доступность медицинской помощи.
Согласно ст.10 ФЗ-323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача;
4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;
9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;
10) применением телемедицинских технологий.
- Принцип общественной солидарности: здоровый платит за больного, богатый за бедного.
При социально-страховой модели системы здравоохранения источником финансирования служит не только государственный бюджет, но и личные средства, ОМС, ДМС. Контроль над рациональным использованием финансовых средств осуществляет государство и частные страховщики, цены на медицинские услуги ежегодно пересматриваются Правительством.
«Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения» [3, с. 93].
Рыночная модель системы здравоохранения противоположна государственной модели, источником финансирования служат личные средства граждан и ДМС, характеризуется отсутствием ОМС.
«Под децентрализацией понимают передачу полномочий от центрального органа управления здравоохранения на региональный или местный уровень (муниципальный) уровень, передача части полномочий другим организациям, расширение независимости и прав государственных медицинских организаций» [4, с. 228].
Децентрализация в сфере здравоохранения позволяет сократить бюрократизм, характерный для централизованной модели, позволяет оперативно принимать решения на местном (муниципальном) уровне.
Между тем децентрализация имеет ряд недостатков:
1) рост коррупции в медицинских учреждениях на местном уровне;
2) дублирование деятельности;
3) принятие решений некомпетентными лицами.
«Децентрализация должна сопровождаться одновременным обучением руководителей организаций эффективному управлению в новых условиях, созданием прозрачности деятельности учреждений, усилением контроля и регулирования со стороны центральных органов власти» [4, с. 229].
Централизация правового регулирования в сфере здравоохранения будет способствовать рациональному использованию финансовых и материальных ресурсов страны, выравниванию доступности медицинской помощи для всех граждан.
«Централизация правового регулирования деятельности учреждений здравоохранения создает более благоприятные условия для проведения единой политики оказания соответствующих видов медицинской помощи, оптимизации использования в масштабах региона внутреннего потенциала учреждений здравоохранения» [5, с. 106].
Централизация в сфере здравоохранения направлена на повышение коэффициента здоровья нации, рациональное использование финансовых и материальных ресурсов страны.
Децентрализация приводит к ослаблению статуса центрального органа здравоохранения, оттоку квалифицированных медицинских кадров в частную медицину, росту коррупции в региональных медицинских учреждениях, что не позволяет оснастить лечебные учреждения современным дорогостоящим медицинским оборудованием и медикаментами в полном объеме, вынуждая граждан обращаться за медицинской помощью в частные медицинские учреждения.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета».1993. № 237.
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ // Российская газета. 2011.23 ноября (№ 263).
- Карпов О. Э., Махнев Д. А. Модели систем здравоохранения разных государств и общие проблемы сферы охраны здоровья населения// Вестник Национального медико-хирургического Центра им.Н. И. Пирогова, 2017.С.92–100.
- Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать — М.: ГЭОТАРГ-Медиа, 2015. — 704 с.
- Хзанян Н. Ш. Централизация правового регулирования деятельности медицинских учреждений// Вестник Национального медико-хирургического Центра им.Н. И. Пирогова, 2008.С.106.