Статья посвящена изучению принципов формирования перечня вопросов местного значения в сфере здравоохранения. Рассмотрев существующие классификации, автор приходит к выводу, что у каждого типа муниципальных образований будет свой перечень вопросов местного значения в области охраны здоровья.
Ключевые слова: принципы политики государства в области здравоохранения, управление здравоохранением, государственная политика в области здравоохранения.
Общественное здравоохранение представляет собой систему охраны здоровья, ориентированную как на здоровье населения и сообщества, так и на индивидуальное здоровье и деятельность конкретного сотрудника системы охраны здоровья.
Общественное здравоохранение можно определить как управление общественным здравоохранением посредством профилактических и лечебных мер, направленных на укрепление здоровья и продление жизни людей посредством организационных усилий всего общества.
Суть государственной политики в области здравоохранения заключается в обнаружении качественных признаков этого важного явления общественно-политической жизни общества.
Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально — техническую базу системы здравоохранения.
Государственная политика в области здравоохранения направлена создавать условия для здравоохранения, которые позволяют повышать санитарную грамотность населения, профилактику заболеваний, оказывать медицинскую помощь гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения, повышать квалификацию медицинских и фармацевтических работников, контролировать и формировать материально-техническую базу системы здравоохранения.
Политика общественного здравоохранения направлена на создание условий для системы здравоохранения, которые позволили бы обеспечить медицинскую грамотность населения, профилактику заболеваний, медицинское обслуживание граждан, научные исследования в области здравоохранения и профессиональную подготовку медицинских и фармацевтических работников, формировать и усиливать материально-техническую базу системы здравоохранения.
Государственная политика в сфере здравоохранения Российской Федерации основана на следующих принципах: поддержка мер по защите и укреплению здоровья населения; отнесения здоровья граждан к факторам обеспечения национальной безопасности; уважение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и предоставление государственных гарантий в отношении этих прав; ответственность государственных органов, юридических лиц и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере здравоохранения; приоритет финансирования системы здравоохранения; предоставление гражданам гарантий оказания медицинских услуг в соответствии с установленными стандартами качества медицинской помощи; обеспечение системы здравоохранения финансовыми ресурсами; разграничение полномочий и элементов ведения здравоохранения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; соблюдение единства интересов граждан и государства в сфере здравоохранения; доступность медицинской помощи гражданам на всей территории Российской Федерации; реорганизация государственно-муниципального сектора путем передачи ведомственных организаций здравоохранения в государственно-муниципальный сектор; ответственность государственных учреждений и должностных лиц за несоблюдение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения; экономическая заинтересованность граждан и юридических лиц в сохранении и укреплении здоровья населения; социальная справедливость в реализации прав граждан в области здравоохранения; социальная защита граждан в случае потери здоровья; координация действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области здравоохранения; приоритетность мер по профилактике заболеваний, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарному просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни; непрерывность действий медицинских работников на всех этапах оказания медицинской помощи; равные условия для деятельности организаций здравоохранения, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; поддержка государственная в разработке новых методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний; участие общественности в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, а также управления здравоохранением; развитие международного сотрудничества в области здравоохранения. Проблема общественного здравоохранения была и остается традиционно актуальной на протяжении всей истории человечества.
Успешный, здоровый человек — это национальное достояние страны. Он может стать таковым при комплексном решении существующих проблем: политических, правовых, социально-экономических, духовно-нравственных и культурных.
Усилия государства должны быть направлены на совершенствование государственной политики в области здравоохранения в условиях трансформирующегося российского общества. Несовершенство правового обеспечения, наличие существенных противоречий в системе здравоохранения, которые проявляются в несоответствии возможностей государства потребностям населения, привели к снижению регулирующей роли моральных и других социальных норм, содержат опасность для выживания любого народа.
Анализ законодательных актов позволяет установить, что органы местного самоуправления в области охраны здоровья обладают весьма скромными управленческими полномочиями. Можно даже сказать, что их буквально «отстранили» от управления здравоохранением.
Такие изменения в компетенции органов местного самоуправления привели к принятию четырех принципиально важных законов в области здравоохранения: Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010; Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010; Федерального закона № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010, в соответствии с которым полномочия по охране здоровья граждан переходят на уровень субъектов РФ; Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011.
В соответствии с Законом здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности, также передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом здания, сооружения, оборудование, транспорт и прочее имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности, также передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации регулируется постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374. При передаче имущества в собственность субъектов Российской Федерации на базе муниципального имущественного комплекса могут быть созданы межрайонные центры, которые обеспечат доступность и качество медицинской помощи всем жителям регионов.
Реформа не внесла в работу ничего нового, считают медицинские работники, причин для передачи полномочий не было. Управлять первичной медицинской помощью, оказываемой на местном уровне, из центра сложно. Модель, при которой больницы подчинялись местным властям, больше подходила для России.
Поскольку местное самоуправление является подчиненным органом власти, закон устанавливает субъекты юрисдикции или возможность передачи конкретного вопроса в ведение муниципалитета, а также права и полномочия органов местного самоуправления. Более того, в Российской Федерации решение вопросов местного значения, органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. В связи с вышеизложенным принципиально важно определить исключительные полномочия местного самоуправления в сфере здравоохранения. В то же время следует иметь в виду, что основная часть полномочий органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения не связана с вопросами местного значения, поскольку охрана здоровья населения является общегосударственной задачей.
Примечательно, что в ст. 130–133 Конституции РФ специально не закреплены обязанности местного самоуправления или его органов в сфере обеспечения или защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако несмотря на то, что ведущую роль в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина играет государство и его органы, местное самоуправление входит в число субъектов, обеспечивающих, защищающих и защищающих права и свободы.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления устанавливаются применительно к конкретному типу муниципального образования. Это означает, что у каждого типа муниципальных образований будет свой перечень вопросов местного значения в области охраны здоровья.
Литература:
- Ерохина, Т. В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Сарат. юрид. ин-т МВД РФ. — Саратов, 2006. — 27 с.;
- Овчинников, И. И. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 361 с.;
- Здравоохранение и общественное здоровье: учебник / под ред. Г. Н. Царик — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 912 с.