Целью статьи является изучение основ государственного управления в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: область здравоохранения, система здравоохранения, государственная власть, государственное управление, машинное считывание, медицинская помощь, медицинский персонал, местное самоуправление, обязательное медицинское страхование, национальная система здравоохранения, Минздрав России, норма частного, сфера здравоохранения, управление системой, действующее законодательство, данные, здравоохранение, информация, проблема.
В настоящее время система здравоохранения в стране продолжает находиться в состоянии реформирования. Главная движущая сила реформы национальной системы здравоохранения — актуальные проблемы в этой сфере, к числу которых относится проблема невысокой экономической и социальной эффективности деятельности медицинских учреждений.
В рамках реформирования современной отечественной системы здравоохранения произошли такие преобразования содержательного, правового и организационного характера:
- Сформирован и продолжает развиваться частный сектор отечественной системы здравоохранения.
- Проведена качественная структурная перестройка отрасли.
- Реализована система обязательного медицинского страхования.
- Сформирована законодательная база для реформирования системы здравоохранения, нацеленная на децентрализацию государственной системы управления здравоохранением и системы медицинского обслуживания.
Проблемы в области здравоохранения должны регулироваться органами управления. Но отечественная система управления системой здравоохранения находится в критическом состоянии, а её деятельность уже не первый год является наболевшей проблемой нашего государства. Довольно долго в стране не существовало приоритетных целей в сфере здравоохранения. В течение долгих лет рушилась система профилактической медицины, а важные преобразования в отрасли проводились без консультаций со специалистами. При реализации реформ системы здравоохранения выявились некоторые недочёты в работе Министерства здравоохранения и социального развития России, обусловленные недостаточно эффективным сочетанием функций Минтруда России и Минздрава России.
В таких условиях особую значимость обретает усовершенствование административного правового регулирования организации и деятельности всей национальной системы здравоохранения в целом, поскольку существующий механизм, формы управления, организационные структуры и действующее законодательство уже давно являются устаревшими. Они должны быть приведены в соответствие с современными социальными, политическими и общественными реалиями. Особо стоит сказать о слабой проработанности вопросов правового статуса субъектов отношений в области здравоохранения и правового регламентирования оказания медицинской помощи. Существующее нормативное правовое регулирование оставляет нерешёнными многие проблемы, как ранее существовавшие, так и периодически возникающие в связи с возникновением новых форм деятельности в области здравоохранения. Правовое обеспечение охраны здоровья населения не успевает за происходящими в стране изменениями. В свою очередь, несовершенное законодательство в некоторых случаях выступает в качестве тормоза объективно положительных процессов.
Устранению таких отрицательных тенденций поспособствует усовершенствование организации и управления системой здравоохранения, разработка надлежащего правового регламентирования данного процесса, последующее развитие и углубление демократических начал, повышение эффективности и качества функционирования учреждений и органов системы здравоохранения.
Система здравоохранения на современном этапе выступает в качестве объекта государственного управления. Однако её устойчивое и эффективное развитие сдерживается недостаточным уровнем государственного управления, а также проблемами экономического и социального характера. Необходимы гораздо более эффективные и гибкие механизмы реализации государственных программ в сфере здравоохранении. Также нужно увеличить финансирование отрасли из бюджета государства, повысить кадровый потенциал, технологичность и наукоемкость рассматриваемой отрасли, наладить контроль над целевым расходованием бюджетных средств. Во многом изменить ситуацию можно за счёт развития эффективных механизмов государственного контроля и аудита на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Муниципальные и государственные органы власти должны идти к увеличению доступности медицинской помощи гражданам. При ослабленности государственного регулирования в сфере здравоохранения качество и доступность медицинских услуг, безусловно, будут снижены.
Государство отказалось от механизма прямого бюджетного финансирования, перейдя к политике абсолютизации денежных отношений, чтобы создать многоукладную систему здравоохранения и сформировать конкурентное пространство, обеспечить эффективность работы медперсонала, повысить качество и доступность медпомощи. В результате реформирования кардинально был изменён не только порядок финансирования системы здравоохранения, но также правовой механизм регулирования обязанностей и прав сторон при оказании медпомощи. Традиционная административная правовая модель управления системой здравоохранения, основу которой составляли многочисленные положения, инструкции и приказы, которые разрабатываются и утверждаются Минздравом России, во многом изжила себя, утратив первоначальное значение.
В результате недостатков и просчётов при реформировании отрасли произошло обострение традиционных проблем в области финансирования здравоохранения. Также были выявлены серьёзные недостатки в обеспечении законных интересов и прав пациентов. Идеи и нормы частного (гражданского) права, на которые первоначально возлагались огромные надежды, уступили место традиционным отношениям «врач — пациент», в которых пациент находится в зависимом от врача и полностью бесправном положении. Добиться справедливости не всегда получается даже в судебном порядке.
В развитых странах установление гуманных и доверительных отношений между врачом и пациентом в значительной степени определяется стандартами профессионального поведения и этики медицинского персонала. В нашем государстве пока ещё не сформировано традиций, адекватных рыночным условиям. Это служит серьёзным препятствием для повсеместного внедрения в медицинскую практику институтов и норм частного (гражданского) права. В свою очередь, граждане, находясь в плену патерналистских идей, пассивны в использовании методов судебной защиты в отстаивании своих законных интересов. В последнее время чётко проявилась невозможность использования на практике многих юридических конструкций. Неоднозначное смысловое восприятие норм права в значительной степени обусловлено тем, что научная классификация некоторых ключевых понятий («медицинская работа», «медицинские услуги», «медицинская помощь») ещё не устоялась в научной доктрине. При этом уместно процитировать великого французского мыслителя Рене Декарта: «Определяйте значение слов, и вы избавите свет от половины его заблуждений».
Таким образом, выделим несколько направлений развития системы здравоохранения в РФ:
- Развитие программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
- Усовершенствование системы обязательного медицинского страхования.
- Развитие механизма государственно-частного партнёрства в области охраны здоровья населения, развитие лиг, профсоюзов, некоммерческих медицинских учреждений, а также аккредитации медицинского персонала (врачей, акушеров, фельдшеров, медсестёр).
- Организации и повышения качества надзора и контроля.
- Развития инновационного подхода в области медицинских услуг.
В связи с вышесказанным необходимо:
- Нормативно закрепить обязанность государственных органов доводить всю имеющуюся в их распоряжении информацию, непосредственно относящуюся к их полномочиям и реализации этих полномочий и функций, до граждан и организаций в том случае, если ограничение на доступ к ней не вытекает из действующего законодательства. Для реализации указанной цели необходимо разработать и утвердить график перехода на размещение всей информации, непосредственно относящейся к полномочиям органов власти и реализации их полномочий и функций, в том числе — в формате открытых данных, доступных для машинного считывания. При этом информация должна предоставляться в удобной форме.
- Качественное информационное обеспечение конечных пользователей структурированной информацией, готовой для использования в условиях конкретной ситуации, представляющей интерес для пользователя, в т. ч. в формате открытых данных, являющихся доступными для машинного считывания.
Целесообразно обозначить несколько наиболее распространённых случаев ограничения доступа к данным в виде их представления в неудобной форме:
— данные представлены с применением флэш-технологий;
— при оформлении веб-сайта используется цвет шрифта, сливающийся с фоном сайта;
— пользователей косвенно или напрямую обязывают пользоваться конкретной программой или веб-обозревателем, созданным специально для доступа к соответствующим данным;
— формат не позволяет искать и копировать произвольные фрагменты текста;
— информация на официальном сайте органов местного самоуправления и государственной власти размещена в формате, который предполагает необходимость использования пользователем программ с платной лицензией.
Предлагается ввести в оборот термин «унифицированные наборы открытых данных» как юридически значимой совокупности однородных элементов машиночитаемых данных и описывающей их метаинформации, определенной в качестве информационного продукта деятельности органа власти. По результатам проведённого исследования приходим к выводу, что в Российской Федерации сформирована правовая основа реализации принципа транспарентности деятельности органов местного самоуправления и государственной власти, содержащая как регулятивные, так и охранительные нормы. Новое содержание этот принцип приобретает в связи с научно-технической революцией, затронувшей все сферы общественной жизни.
Презумпция открытости информации требует качественного нормативно-правового регулирования для недопущения случаев разглашения информации, содержание которой должно быть ограничено. Ограничение права на доступ к информации может быть установлено только федеральными законами и только в целях, указанных в законе.
Одним из важных требований, предъявляемых к органам публичной власти, является необходимость создания ими сайтов в сети Интернет. При этом для обеспечения максимальной реализации принципа транспарентности органов власти, представляется, что в условиях современного общества возможностей сайтов недостаточно, следует задействовать и сторонние ресурсы, имеющие максимальную пользовательскую аудиторию (например, социальные сети и мессенджеры).
Литература:
- Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2004. 390 с.
- Голикова Г. В., Ремезова Л. С. К вопросу о совершенствовании системы государственного управления сферой здравоохранения // Социально-экономические проблемы современного общества: Сборник статей / Отв. ред. Ю. Г. Просвирин. Воронеж, 2015. С. 14–16.
- Здравоохранение в России: стат. сб. / Росстат. М., 2019. 170 с.
- Матевосян М. Г. Финансовое обеспечение реформирования здравоохранения в России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2018. № 2. С. 77–84.
- Никульникова О. В. Государственное управление здравоохранением в России. Энгельс: Регион, 2001. 217 с.