Выявление и доказывание преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта в условиях Дальнего Востока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 28.10.2020

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Дёмин, А. И. Выявление и доказывание преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта в условиях Дальнего Востока / А. И. Дёмин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74512/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье проведен анализ особенностей выявления и доказывания преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, проблем применения уголовных, уголовно-процессуальных и криминалистических норм при их раскрытии. Обоснованность статьи определена тем, что правоохранительные органы в наше время претерпевают немалые проблемы в расследовании и доказывании по уголовным делам, в том числе из-за напряженного дефицита или отсутствия современных методов и рекомендаций по научно-методическому обеспечению процесса расследования правонарушений совершаемых на железнодорожном транспорте, что влечет низкую раскрываемость этой категории преступлений.

В связи с большой текучестью кадров, сегодня действующих сотрудников правоохранительных органов владеющих практикой расследования данной категории дел, способных четко выдвинуть верную версию и незамедлительно выполнить осмотр места происшествия и осуществить все следственные действия в полном объеме, осталось мало. Преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте, имеют свою особенность, что в свою очередь затрудняет их выявление, раскрытие и предупреждение. Расследование таких дел предполагает знание не только уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но методик расследования данной категории дел. В связи с чем, автором в настоящей статье предложены некоторые направления на совершенствование правоприменительной деятельности в области борьбы, с преступлениями совершаемые на объектах железнодорожного транспорта. Результаты проведенного исследования, рекомендации и выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в практической деятельности следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, кража, методы расследования, предварительное следствие, преступление, способ совершения, сокрытие преступления, хищение

In the article the analysis of features of exposure and proving of the crimes accomplished on a railway transport, problems of application of criminal, criminal procedure and criminalistics norms, is conducted at their opening. Validity of the article is certain that law enforcement authorities in our time suffer considerable problems in investigation and proving on criminal cases, including from a tense deficit or absence of modern methods and recommendations on the scientifically-methodical providing of process of investigation of offences accomplished on a railway transport, that, draws subzero exposed of this category of crimes. In connection with large fluidity of personnels, today operating employees of law enforcement authorities owning practice of investigation of this category of businesses capable clearly to pull out a faithful version and immediately to execute examination of site of occurrence and carry out all inquisitional actions in full, remained small.

The crimes accomplished on a railway transport have the feature, that hampers their exposure, opening and warning in turn. Investigation of so goes the world supposes knowledge not only of criminal and criminal procedure statute, but methodologies of investigation of this category of businesses. In this connection, in the real article some directions offer an author on perfection of law-enforcement activity in area of fight, with crimes accomplished on the objects of railway transport. Results undertaken a study, recommendations and conclusions, expounded in the article, can be drawn on in practical activity of inquisitional and operative subdivisions of organs of internal affairs on a transport.

Key words: railway transport, theft, investigation methods, preliminary investigation, crime, way of commission, crime concealment, plunder

Железнодорожный транспорт в наши дни считается одним из значимых отраслей народного хозяйства страны, который непосредственно связан с другими отраслями экономики России.

К территории Дальнего Востока относится Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область и Республика Саха (Якутия) — в пределах участков Дальневосточной железной дороги, а также Камчатский и Приморский край, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ. «Железнодорожный транспорт является основным видом магистрального транспорта. На его долю приходится свыше 80 % грузооборота и около 40 % внутреннего пассажирооборота на территории» [1, с. 64].

При перевозке ценных грузов, зачастую сами сотрудники железных дорог совершают хищение товаров. В поездах осуществляют торговлю суррогатным алкоголем, продают и провозят наркотические вещества и их аналоги. Из числа проводников пассажирских вагонов есть те, кто провозят наркотические вещества и передают их с целью последующего распространения. Железнодорожный транспорт обилен на преступления. От краж сотовых телефонов до убийств. Преступления, которые происходят на железнодорожном транспорте, обладают особенностью, что в свою очередь усложняет их выявление, раскрытие и предотвращение.

«Методика расследования преступных деяний на железнодорожном транспорте требует от следователя познания, как практики, так и теории» [2, с. 772]. Расследование таких дел подразумевает знание не только уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но методик расследования этой категории дел. Изученная практическая деятельность по расследованию подобных дел, свидетельствует, о том, что наибольшие проблемы при расследовании правонарушений, совершаемых на железнодорожном транспорте, образовываются на начальном этапе расследования уголовного дела. Так как на этом этапе следователю приходится сопоставлять все имеющиеся факты и определить каким методом и при каких ситуациях было совершено преступное деяние (способ, место, время). От верно избранной стратегии следствия, зависит результат выполненных неотложных и необходимых следственных действий.

На железнодорожном транспорте совершаются преступления разных видов, в связи с чем выделяют и различные способы его совершения. Хищение грузов, кражи, убийства, повреждение путей сообщения, являются наиболее распространенными преступлениями на железнодорожном транспорте.

Расследование преступлений данного вида обусловлено, прежде всего, спецификой работы транспорта: большое сосредоточение материальных ценностей и людей, находящихся на объектах транспорта, круглосуточным режимом работы. Постоянное движение поездов даёт возможность преступникам быстро скрыться, маскироваться под пассажиров. Эти обстоятельства затрудняют установление места совершения преступлений и преступников, свидетелей.

В связи с проведенным анализом материалов уголовных дел, установлено, что еще на этапе формирования преступного замысла и цели преступления, субъект продумывает не только объективную сторону деяния, но и способы, средства обеспечения сокрытия следов преступления, в частности с целью последующих этапов подготовки и совершения преступления. Параллельно при совершении преступления может протекать и сокрытие следов преступления. «Способ сокрытия преступления направлен на воспрепятствование получению субъектом доказывания значимой информации, путем утаивания информации, искажения, уничтожения следов преступления» [3, с. 98]. Проведенный анализ преступлений, совершаемый, против собственности показывает, что противодействие планируется и «закладывается» в процесс преступной деятельности, еще в генезисе.

«С целью сокрытия следов преступления, наряду с дачей ложных показаний по факту хищения и различных инсценировок, весьма серьезное место занимают действия по сокрытию материальных следов преступлений» [4, с. 29]. Осуществляя сокрытие материальных следов, уничтожением, виновные лица, в первую очередь нацелены на создание сложностей и препятствий для установления картины преступления, их изобличению доказательствами и привлечению к уголовной ответственности.

Чем больше грамотных действий по сокрытию противоправных действий совершит злоумышленник, тем преимущественной он обладает возможностью на длительное сокрытие самого факта совершения. Этот факт «отодвигает» во времени момент выявления противозаконного действия и вмешательство правоохранительных органов в процесс установления события совершенного правонарушения. «Так, Хабаровским линейным управлением на транспорте в 2016 году была выявлена организованная группа лиц, которые похищали топливо из железнодорожных цистерн, применяя специально изготовленное для этого «техническое приспособление». Не задевая при этом пломбировку запорных устройств, они делали слив приблизительно 1 тонны топлива из определенной цистерны. Так как емкость цистерны содержит 70 тонн и при осмотре отвечающим за сохранность, не были обнаружены признаки вскрытия, либо нарушения целостности цистерны, то длительное время преступное деяние оставалось незамеченным. Следы от «технического приспособления», которые выражались в небольшой течи топлива из сливного клапана цистерны, указывали на неисправность устройства и всю недостачу по бензину «списывали» на техническую причину. Только по чистой случайности, преступную группу удалось задержать» [5].

Уголовное дело было возбуждено следователем в соответствии с фактом хищения дизельного топлива из топливных баков тепловозов. Преступная группа, опасаясь, что их изобличат, беспокоились, чтобы факт хищения не могли установить при проведении исследования. Они перемешивали его с другим дизельным топливом, которое для этих целей покупали на заправках АЗС, изменяя его групповую принадлежность, с целью сокрытия следов преступного деяния. Сегодня настолько преступники стали изобретательны относительно способов совершения преступлений, что противодействия расследованию границ не имеет. Поэтому от криминалистов требуется дальнейшая разработка специальных рекомендаций относительно способов и средств, противодействия, его преодоления.

Анализ структуры преступности на железнодорожном транспорте показал, что в основном в данной сфере совершаются преступления корыстной направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия. Тем не менее, особое внимание, при характеристике преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, надо уделять её качественным составляющим, которые дают возможность выявить её характерные особенности. Следователь, расследующий преступления на железнодорожном транспорте, при этом использует криминалистические методы и рекомендации, качество предварительного следствия обеспечено. Обеспечение качества предварительного следствия, результат которого возможно лишь на основе процессуально правильного применения определенных рекомендаций, в первую очередь основанных на способах и средствах преодоления противодействия следствию со стороны субъектов, имеющих цели не связаны с назначением уголовного судопроизводства, является первостепенной обязанностью следователя.

Следственная практика свидетельствует о том, что противодействие носит ситуационный характер. Преступления зачастую совершаются «внезапно», преступник не планировал похищать имущество пассажира, например, двигаясь по вагонам, не имел заранее спланированного умысла, на хищение мобильного телефона, который оставлен пассажиром, включенным в розетку, злоумышленник, заметив вещь, оставшуюся без присмотра, похищает и пытается утаить преступное деяние, обдумывая способы противодействия в случае уголовного преследования.

Противодействие расследованию преступлений путем сокрытия преступления, против собственности, обладает рядом признаков, связанных с особенностями предмета противозаконного посягательства (грузы, собственность пассажиров). Кроме того, место совершения преступления, которым является железнодорожный транспорт, именно на объектах транспортной железнодорожной инфраструктуры совершаются преступления не характерные, подследственным территориальным органам ОВД. В связи, с чем оперативно-розыскная и следственная тактика раскрытия и расследования данных преступлений должна учитывать эти особенности в научно-практическом обосновании криминалистических рекомендаций способов, форм и средств распознавания элементов данной преступной деятельности.

Вместе с тем, система методов и способов противодействия следствию путем сокрытия преступных деяний против собственности на железнодорожном транспорте, как противозаконная деятельность, основанная на установках и стереотипах противозаконного поведения, зачастую представляет собой «творческие» импровизации, и рассматривается, как подвижная, изменяющаяся система. В связи с чем, следственным органам необходимо приоритет отдавать соответствующим криминалистическим знаниям, за счет которых следователь, сможет отличать типовое противодействие на первоначальном этапе его применения, а, следовательно, поможет своевременно минимизировать негативные последствия от него.

Автор считает, что целесообразно применять криминалистическое описание информационно-познавательной модели. Данная модель будет гарантировать следователю результативное реагирование на всевозможные «препятствия» расследованию».

«Грамотное распознавание и преодоление противодействия расследованию преступления, следователем, закладывается при планировании расследования преступления» [6, с. 85]. Однако, не каждому следователю это свойственно, ведь своевременность таких действий должны закладываться и отдельности взятых следственных действий на основе усмотрения различных, ситуационно обусловленных альтернатив своего процессуального поведения. Правильно выбранная тактика и методы расследования будут основываться на возможное противодействие со стороны не только подозреваемого, но и других причастных к преступлению лиц.

Следователь, орган дознания должны понимать, что кроме применения криминалистических рекомендаций, им необходимо владеть навыками психологической борьбы, обоснованных юридической психологией. В этой связи, отмечено, то что «... речь должна идти не о борьбе с противодействием раскрытию и расследованию правонарушений в той трактовке, какой она в настоящее время понимается, а о тактике выявления и разоблачения приемов, способов, форм и средств воплощения преступной деятельности и разработке на этой основе соответственных и результативных приемов средств и способов борьбы с ней» [7, с. 122].

При расследовании преступлений у предварительного следствия могут возникать вопросы, связанные с тем или иным противодействием со стороны различных субъектов. В связи с чем разрабатывать новые и совершенствовать имеющие методы расследования отдельных видов преступных деяний необходимо на основе исследования всех возникающих вопросов у следственных органов. Соответствующие рекомендации содержательно должны отражать типичные ситуации преступной деятельности и следствия.

Литература :

  1. Варыгин, А. Н. Особенности преступности на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2017. — № 3. — С. 62–65.
  2. Шингарева, А. А. Значение железнодорожного транспорта для России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 6. Ч. 4. — С. 770–775.
  3. Лавров, В. П. Криминалистика: конспект лекций / В. П. Лавров,
  4. Р. Р. Рахматуллин, В. И. Романов, А. Н. Шалимов; под общ. ред. В. П. Лаврова. М.: Проспект, 2016. 256 с.
  5. Савельева, М. В. Следственные действия: учебник для магистров/
  6. М. В. Савельев, А. Б. Смушкин. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2016. 293 с.
  7. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» [Электронный ресурс]. URL:https:// sudrf.ru (дата обращения: 02.02.2019).
  8. Ивушкина, О. В. Профилактика краж грузов из подвижного состава на объектах железнодорожного транспорта // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2017. — № 1 (27). — С. 82–86.
  9. Гончаренко, В. И. Научно-технические средства в следственной практике / В. И. Гончаренко. — М.: Вища школа. 2016. 152 c.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, предварительное следствие, преступление, преступная деятельность, преступное деяние, действие, категория дел, методика расследования, расследование преступлений, факт хищения.


Задать вопрос