Методика расследования легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (322) август 2020 г.

Дата публикации: 10.08.2020

Статья просмотрена: 3064 раза

Библиографическое описание:

Котикова, М. Э. Методика расследования легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем / М. Э. Котикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73067/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена особенностям методики расследования легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем. Актуальность темы данного исследования заключается в том, что преступление, предусмотренное в ст. 174 УК РФ, достаточно сложное для расследования, необходимо учитывать ряд нюансов и аспектов.

Ключевые слова: легализация доходов, отмывание доходов, расследование уголовного дела, финансы, национальная безопасность, организация расследования.

Проблема легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, актуальна практически для каждой страны, в том числе и для России. В настоящее время проблема легализации (отмывания) доходов приобрела огромные масштабы и угрожает даже национальной экономике, безопасности страны, а также носит колоссальный ущерб политической и социальной сфере. О росте преступлений, связанных с легализацией (отмыванием доходов), а также о том, что это является угрозой национальной безопасности говорится в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1].

В настоящее время ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступных путем, установлена в ст. 174 УК РФ [2]. В этой же статье приведено понятие этого деяния: «…совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом…» [2].

Целью легализации доходов можно назвать:

– утаивание источника средств, характера средств;

– создание «иллюзии» законности происхождения доходов;

– с целью уклонения от выполнения налоговых обязательств;

– сокрытие лиц, которые получают незаконный доход;

– создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес пр.

Отмывание денежных средств осуществляется в три этапа:

  1. Отслоение. Изначально деньги, полученные незаконным способом, «уводят» от их реального источника. Для этого средства выводятся за границу, переводятся на счета физических или юридических лиц.
  2. Размещение. Средства любыми доступными путями внедряются в легальный денежный поток. Как правило, на данном этапе у злоумышленника уже есть фиктивное подтверждение источника их заработка.
  3. Интеграция. Это завершающий этап, когда создается видимость правомерного обладания богатством. Владелец денежных средств может свободно снимать их, переводить на любые счета, приобретать различные предметы, недвижимость.

После прохождения трех основных этапов деньги вновь инвестируются в незаконную деятельность. Процесс может повторяться неограниченное количество раз или проводиться единожды, для легализации крупной суммы и ее дальнейшего расходования, например, взятки.

Как правило, легализацией отходов занимаются преступные группировки, преступные сообщества [3, c. 12; 4, c. 10].

Расследование деяний, связанных с легализацией и отмыванием доходов, очень сложно. Оно требует от следователя высокой концентрации, внимательности, опыта. Дело в том, что по справедливому замечанию Жамбалова Д. Б. выявляются в основном преступления по ст. 174 УК РФ, где применялись довольно простые схемы отмывания денег, в то время как в основном преступники используют более «сложные», изощренные способы легализации доходов, которые без должного опыта и уровня знаний выявить сложно [5].

Поэтому согласимся с мнением Е. В. Щегловой: «Для того чтобы обеспечить выявление начальной стадии преступной деятельности группы и расследование еще неизвестных правоохранительным органам способов легализации преступного дохода, необходимы усовершенствованные и новые методики и рекомендации» [4, с. 4].

В основном факты легализации устанавливаются в рамках:

– при расследовании преступлений, которые «предшествуют» отмыванию денег (например, налоговых преступлений);

– в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий.

К данному выводу, мы пришли после анализа судебных решений по ст. 174 УК РФ, опубликованных на сайте «СудАкт»

При этом стоит сказать, что в основном факты отмывания денег выявляются в рамках первой ситуации, т. е. расследования преступления-«предшественника», основного преступления.

Значимость выявления признаков преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, в ходе расследования основного преступления обусловлена тем, что доказательства этого уже выявлены, процессуально закреплены, проверены, что существенно экономит время и ресурсы правоохранительных органов.

В рамках второй ситуации такого нет, расследования придется начинать с «нуля». Как правило информация о фактах легализации доходов, полученных преступным путем, добывается в рамках проведения таких оперативно-розыскных мероприятий как снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров, а также обследование помещений и оперативный эксперимент [6, с. 116]. А документация фактов проведения сделок, нацеленных на легализацию доходов, могут сотрудники оперативного управления, который наделен такими полномочиями.

Применительно ко второй ситуации установление признаков ст. 174 УК РФ возможно в рамках деятельности Росфинмониторинга, Банка России, налоговых органов и органов, осуществляющих государственный пробирный надзор.

Поскольку данные лица осуществляют контрольные и надзорные органы в сфере оборота средств, заключения сделок, регулирования экономики, валютных операций. Именно эти органы осуществляют проверку всех сомнительных финансовых операций, а затем результаты уже могут быть переданы в оперативные подразделения ЭБиПК МВД России и ФСБ России.

В любом случае в каждом варианте следственной ситуации требуется определенный набор тактических задач, которые позволяют выявить необходимые доказательства.

В рамках первой ситуации должны быть решены следующие задачи расследования:

– «…установление общего размера преступного дохода, полученного при совершении базового преступления, для соотношения с доходами, о легализации которых получены сведения;

– определение круга лиц и организаций, через которые происходило отмывание денежных средств или иного имущества;

– доказывание схем и способов легализации денежных средств или иного имущества, а также роли каждого обвиняемого;

– определение общего размера преступных доходов и тех предприятий, в которые были вложены «отмытые» денежные средства…» [7, с. 69].

В рамках второй ситуации реализуются следующие задачи:

– исследование характера финансовых операций и сделок, из которых определяются наличие признаков отмывания денег;

– определяется наличие связи между преступлением и полученными доходами;

– определяются и доказываются схемы и способы легализации денежных средств или иного имущества;

– определение роли и места всех обвиняемых и по отдельности каждого из них;

– определение суммы средств или иного имущества, которые были приобретены в рамках совершения преступного деяния и введенное в реальную и легальную экономику.

Однако решение названных задач в рамках первой и второй линии возможно лишь при наличии уже выявленного основного преступления.

На основании изложенного можно сделать вывод, что расследование преступлений, связанных с отмыванием доходов достаточно сложное. Для определения схемы расследования необходимо точно установить следственную ситуацию и выработать правильные тактические задачи. Также необходимо обращаться к сотрудникам органам, осуществляющим надзор в сфере экономики и финансов.

Литература:

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» — Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

2 Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) [Электронный ресурс]// СПС «Консультант Плюс» — Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

3 Жубрин Р. В. Основы профилактики легализации преступных доходов: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. — М., 2013. — 62 с.

4 Щеглова Е. В. Криминалистическое обеспечение расследования легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем: автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М., 2009. — 22 с.

5 Жамбалов Д. Б. Особенности выявления фактов легализации преступных доходов и типовые исходные ситуации [Электронный ресурс] / Д. Б. Жамбалов // Киберленинка — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vyyavleniya-faktov-legalizatsii-prestupnyh-dohodov-i-tipovye-ishodnye-situatsii-rassledovaniya

6 Крачун Ю. В. Совершенствование методики расследования преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем:дис.... канд. юрид. наук: 12.00.12 / Ю. В. Крачун. — Тула, 2015. — 266 с.

7 Жамбалов Д. Б. Основы методики по расследованию легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Д. Б. Жамбалов. — Красноярск, 2004. — 189 с.

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, отмывание доходов, национальная безопасность, средство, легализация доходов, общий размер, основное преступление, преступный доход, Российская Федерация, следственная ситуация.


Похожие статьи

Задать вопрос