Использование информационных технологий при изучении морфемики и словообразования в 5-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.10.2020

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Евсюкова, Н. О. Использование информационных технологий при изучении морфемики и словообразования в 5-м классе / Н. О. Евсюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 96-97. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74408/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье затрагивается вопрос об использовании информационных технологий при изучении морфемики и словообразования в 5 классе. Рассматриваются теоретические аспекты изучения морфемики и словообразования в 5 классе, а также виды информационных технологий. Предлагаются методические рекомендациям при изучении раздела «Морфемика и словообразование» в 5 классе с использованием информационных технологий.

Ключевые слова: морфемика, морфема, словообразование, информационные технологии.

На современном этапе развития техники можно применять многофункциональные учебные комплексы и обучающие системы на базе компьютера.

Использование информационных технологий и различных Интернет-ресурсов позволяют повысить эффективность процесса обучения русскому языку. Применение мультимедийных программ при обучении морфемике и словообразованию особенно актуально.

Изучение морфемики и словообразования является основой формирования представлений о языке как развивающейся системе, которая активно пополняется новыми словами.

Словообразованием является наука о значимых частях в структуре слова и их взаимодействии друг с другом, а также о способах образования слов.

Обеспечивая процесс номинации и его результаты, словообразование играет важнейшую роль в познавательной деятельности обучающегося и выступает одним из основных средств пополнения словарного состава языка [5].

Морфемой называется наименьшая значимая часть слова, которая выделяется в его структуре в результате сопоставления его с другими словами, содержащими аналогичные значимые части. В отличие от слова морфема как наименьшая значимая единица языка не имеет самостоятельного существования. Морфемы содержатся и осознаются только в структуре самого слова.

Разные морфемы в составе слова обладают разным значением. По характеру выражаемого значения морфемы образуют две группы, противопоставленные друг другу: 1) корневые морфемы, которые заключают в себе «основной элемент лексического значения»; 2) аффиксальные, или служебные, морфемы, которые выражают в слове дополнительное значение — словообразовательное или формообразовательное.

Говоря об использовании информационных технологий в образовании, И. Г. Захарова понимает под ними совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте [2].

Под информационными технологиями И. В. Роберт понимает программно-аппаратные средства и устройства, которые функционируют на базе вычислительной и микропроцессорной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающего операции по сбору, накоплению, хранению, обработки и передаче информации [4].

Информационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры) для работы с информацией [1].

В области изучения разделов «Морфемика и словообразование» рекомендуется применять интерактивную доску на уроках русского языка. Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся. Так, например, на уроке дети пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков.

Также, можно создать интерактивную игру по изучаемой теме и включать её на компьютере, выводя на экран. Разнообразные упражнения можно выполнять как индивидуально каждому ребёнку, так и нескольким учащимся одновременно. При использовании данных упражнений на интерактивной доске, в несколько раз повысится эффективность урока, исчезнет монотонность в преподавании. То, что учащиеся увидят на большом экране, надолго останется у них в памяти. Ученики перестанут отвлекаться от темы урока, будут концентрировать своё внимание на отрабатываемом материале [3].

Широкое использование электронных пособий виртуальной школы «Кирилл и Мефодий» для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками используют репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в виде конспектов с разноцветными иллюстрациями. Есть возможность подключения или отключения голоса диктора.

Ещё к одним эффективным информационным технологиям в обучении можно отнести использование видеовыдержек из словаря, демонстрируемые на экране компьютера или через мультимедийный проектор. Они раскрывают лексическое значение слова, даётся анимированное изображение объекта, о котором идет речь. При изучении темы «Словообразование» учащимся можно наглядно продемонстрировать в увеличенном виде гнезда слов из школьного словообразовательного словаря.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на уроках русского языка, в процессе изучения морфемики и словообразования в 5 классе, использовать информационные технологии можно на всех этапах процесса обучения. Это позволяет рационально организовать учебный процесс; активизировать познавательную деятельность учащихся; усовершенствовать контроль знаний.

Литература:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М.: Академия, 2001. — 21 с.
  2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2003. — 192 с.
  3. Мазниченко А. С. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения словообразования / А. С. Мазниченко // Начальная школа, 2011. — № 7. — С. 44–49.
  4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: ИИО РАО, 2010. — 140 с.
  5. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С.467–469 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, русский язык, словообразование, морфема, передача информации, слово, урок.


Похожие статьи

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения

Статья посвящена применению арт-педагогических технологий и возможностей данных технологий для решения ряда психолого-педагогических задач в дошкольных учреждениях. В статье рассматривается сущность понятия арт-педагогических технологий, задачи, функ...

Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы

В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.

Роль информационных технологий в современном высшем образовании

В статье рассмотрены возможности использования компьютеризации (достоинства и недостатки). Авторы особое внимание уделяют способу конструктивного применения компьютера в рамках программы высшего профессионального образования. Статья выполнена в русле...

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам

В данной статье рассматриваются особенности развития информационных технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния технологий и различных методик на развитие лингвистики.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе

В статье рассматриваются особенности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки. Сделана попытка проанализировать результаты исследований с целью выявить основные проблемы интеграции цифровых технологий в различные области музы...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах

В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования фу...

Лексика, лексическая компетентность и лексические знания: обзор

В статье рассматриваются такие понятия, как лексика / словарный запас, лексическая компетенция и знания, а также размер и глубина лексических знаний. В нем обсуждаются новые перспективы, которые могут помочь учителям иностранных языков развить концеп...

Применение приёмов мнемотехники на уроках истории в 10–11-х классах: картографический практикум

В статье представлен опыт использования мнемотехнических приемов на уроках истории в 10–11-х классах при разборе заданий с картами, в целях подготовки к единому государственному экзамену. Данные приемы использовались для повышения общего уровня знани...

Похожие статьи

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения

Статья посвящена применению арт-педагогических технологий и возможностей данных технологий для решения ряда психолого-педагогических задач в дошкольных учреждениях. В статье рассматривается сущность понятия арт-педагогических технологий, задачи, функ...

Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы

В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.

Роль информационных технологий в современном высшем образовании

В статье рассмотрены возможности использования компьютеризации (достоинства и недостатки). Авторы особое внимание уделяют способу конструктивного применения компьютера в рамках программы высшего профессионального образования. Статья выполнена в русле...

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам

В данной статье рассматриваются особенности развития информационных технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния технологий и различных методик на развитие лингвистики.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе

В статье рассматриваются особенности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки. Сделана попытка проанализировать результаты исследований с целью выявить основные проблемы интеграции цифровых технологий в различные области музы...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах

В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования фу...

Лексика, лексическая компетентность и лексические знания: обзор

В статье рассматриваются такие понятия, как лексика / словарный запас, лексическая компетенция и знания, а также размер и глубина лексических знаний. В нем обсуждаются новые перспективы, которые могут помочь учителям иностранных языков развить концеп...

Применение приёмов мнемотехники на уроках истории в 10–11-х классах: картографический практикум

В статье представлен опыт использования мнемотехнических приемов на уроках истории в 10–11-х классах при разборе заданий с картами, в целях подготовки к единому государственному экзамену. Данные приемы использовались для повышения общего уровня знани...

Задать вопрос