В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования функциональной грамотности у обучающихся, приводятся конкретные методические приёмы для 5–11 классов, способствующие развитию функциональной грамотности у учеников.
Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, коммуникативная компетенция, языковая компетенция, лингвистическая компетенция.
В современную эпоху глобализации и информатизации условия жизни людей меняются колоссальными темпами: появляются инновационные приборы, технологии, методики. Каждый день происходят преобразования в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах мирового сообщества. Настоящий мир можно охарактеризовать как нестабильный, неопределённый, сложный и неординарный. Происходящие изменения в нём можно разделить на четыре группы: экологические, экономические, финансовые, социальные. Всё это приводит к тому, что в настоящее время крайне сложно предсказать востребованные в будущем профессии, необходимые для них профессиональные навыки и умения. В связи с этим, в школе возникла необходимость формирования у обучающихся функциональной грамотности с целью укрепления их позиций в будущем мире нестабильности [1:168–169].
Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать полученные в жизни знания для решения широкого круга жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Включает в себя следующие компоненты: математическая грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, читательскую грамотность, критическое мышление.
На уроках русского в 5–11 классах формирование функциональной грамотности является важной и неотъемлемой частью.
Развитие функциональных навыков на уроках русского языка предполагает развитие следующих компетенций:
– коммуникативная, включающая владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; выражаться устно и письменно;
– языковая, предполагающая знание языковой системы, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности;
– лингвистическая, которая направлена на формирование мировоззрения языка, изучение его истории, а также овладение работами лингвистов и культурологов.
Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, позволяющие воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность [2:52–53].
К одним из наиболее успешных методов, способствующих развитию функциональной грамотности на уроках русского языка в 5–11 классах можно отнести игровые технологии. Их использование способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию различных навыков и умений практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся к обучению.
Игры «Третий лишний», «Подбери пару», «Лексикографический марафон», «Цепочка слов», «Филологический ринг», «Сила слова» направлены на повышение познавательной активности учащихся, способствуют ускорению достижения цели, позволяют им быстро включиться в работу. Деятельность учащихся носит преобразующий характер: они наблюдают, сравнивают, группируют, обнаруживают закономерности, делают выводы.
Приведём некоторые примеры применения игровых технологий на уроках русского языка в 5–11 классе, нацеленных на формирования функциональной грамотности обучающихся.
В 5 классе — игра «Третий лишний». Задание: Найдите в каждой тройке слов одно — не родственное:
1.Лес, лестница, лесничий;
2.Левый, лев, налево;
3.Дивный, удивлённый, диванный.
В 6 классе — игра «Подбери пару». Задание: Подберите однокоренное имя существительное с другим морфологическим признаком. Например: Пермь — пермяк, уралец — Урал; теннис — теннисист.
1.Москва –
2.Алжирец –
3.Сибирь –
4.Индия –
5.Санкт-Петербург –
В 7 классе — игра «Лексикографический марафон». Задание: определите название словаря по его назначению:
1.Даёт лексические значения слов (толковый);
2.Определяет слова, имеющие общее значение (словарь синонимов);
3. Подбирает слова, противоположные по лексическому значению (словарь антонимов);
4. Содержит сведения об истории происхождения слова (этимологический);
5. Содержит информацию об устойчивых словосочетаниях (фразеологический).
В 8 классе — игра «Цепочка слов». Задание: выложите цепочку из предметов. Первое слово в цепочке — карандаш. Следующее звено в цепочке — слово, начинающееся с того звука, которым заканчивается слово карандаш.
Слова: карандаш, флажок, ракета, сук, чайник, ананас, мак, лук, шкаф, куст, топор, автобус, ключ, кошка, сом, мак, крокодил.
В 9 классе — игра «Филологический ринг». Задание: определите понятие по предложенному описанию:
- Изменчивая часть слова, образующая форму слова. (Окончание).
- Часть измененного слова без окончания. (Основа).
- Значимая часть слова, расположенная после корня, служит для образования новых слов или словоформ. (Суффикс).
- Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка).
- Основная часть слова, содержащая общее лексическое значение для всех однокоренных слов. (Корень).
В 10–11 классе — Лингвистическая игра «Сила слова». Задание: Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам:
- И в хорошем огороде есть гнилые тыквы.
- Записать за ушами.
- Когда свинья в жёлтых шлёпанцах.
Представленные игровые технологии способствуют развитию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенциям в рамках формирования функциональной грамотности у обучающихся 5–11 классов на уроках русского языка.
Таким образом, формирование функциональной грамотности у обучающихся является важной и составной частью их обучения в школе. На уроках русского языка важно в 5–11 классах важно применять новые и современные технологии, способствующие развитию ключевых компетенций в рамках формирования функциональной грамотности. Это позволит повысить интерес и мотивацию обучающихся к изучению русского языка, будет способствовать развитию мыслительных операций, посодействует формированию самостоятельности учеников.
Литература:
- Жабагинова, Г. М. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка / Г. М. Жабагинова // Инновации в образовании: поиски и решения: Сборник материалов ІІ-ой международной научно-практической конференции, Астана, 20 ноября 2015 года / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Уральский государственный педагогический университет. — Астана: Уральский государственный педагогический университет, 2015. — С. 168–170.
- Жорабекова, М. К. Развитие навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы / М. К. Жорабекова // Альманах мировой науки. — 2019. — № 2(28). — С. 52–53.