В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.
Ключевые слова: морфемный анализ, морфемика, формально-структурный подход, формально-семантический подход, словообразование
Значение морфемного анализа в курсе начального обучения русскому языку невозможно переоценить. Получаемые при этом знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях образования слов и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием (анализ состава слова — необходимый компонент орфографического анализа). Поэтому формирование у детей действия морфемного анализа слов — одна из важнейших задач начального языкового образования.
В школьной практике находят применение два выделяемых в языковедческой науке подхода к методике формирования операций морфемного анализа [1,13].
В начальном языковом образовании традиционным считается формально-структурный подход. В его основе выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что находится до корня, осознается как приставка, после — как суффикс.
Основные положения данного подхода восходят к идеям методистов прошлого, в частности, к трудам Д. И. Тихомирова, считавшего, что изучение состава слова надо начинать с корня потому, что «эта часть и в видах правописания, и в видах понимания языка имеет особенно важное значение, да и для уразумения ее учащимися она гораздо доступнее, чем все остальные части слова» [2,12]. Признавая безусловную логичность этого подхода, хотелось бы отметить, что такой порядок изучения морфемной структуры слова соответствует общепринятому плану разбора слова по составу.
Второй подход, формально-семантический, основан на принципе морфемного членения способом построения словообразовательной цепочки в иной последовательности:
- окончание и основа.
- части основы: корень, суффикс, приставка.
Методика реализации этого подхода описана и подтверждена экспериментально, в частности, работой Е. Г. Шашковой «Изучение морфологического состава слов» в книге «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах» и используется в педагогической практике [3, 111–140].
В начальной школе основные положения изучения морфемики предполагают оперирование такими понятиями, как «состав слова», «основа слова», «корень слова», «однокорневые слова», «сложное слово», «приставка», «суффикс», «окончание», которые изучаются в рамках отдельно выделенных разделов морфемики и словообразования. Раздел «Состав слова» предполагает чёткое строение: от понятия «родственные слова» — к понятию «корень слова» — к «приставке» и «суффиксу» — понятию «основа слова» — и, далее, к «окончанию». Освоение данной темы определяется наблюдениями над родственными словами: близостью их значений, наличием общей части — корня (исторические чередования в корне вводятся на продвинутых этапах обучения). Такой порядок изучения морфемики, по мнению авторов, открывает семантический подход к составу слова.
Раздел «Корень слова» выявляет углубленные возможности языкового анализа и семантической работы, представляет научное основание для орфографического действия — проверки безударных гласных и парных глухих/звонких согласных.
Теоретическое знакомство с аффиксами начинается после того, как учащиеся будут способны вычленять корень из состава слова. Порядок ознакомления с отдельными видами аффиксов строго не установлен, так как можно указать на пользу первоначального ознакомления с приставками: их мало, легко запомнить, выделить, слова с двум приставками встречаются редко и т. п., а можно привести аргументы в пользу первенства суффиксов: они разнообразны по семантике, ориентированы на части речи, имеют более выраженные выразительные возможности, и т. д. Окончание рекомендуется изучать не столько в теме «Состав слова», сколько в курсе морфологии в связи с изменением частей речи. Изучение основы слова необходимо для овладения словообразованием.
С изучением словообразования школьники встречаются уже в первом классе. В программу включено ознакомление со следующими способами образования слов: лексико-семантического (появление у слова нового значения); морфологического (новое слово образовалось по грамматической модели); суффиксально-префиксального и способа сложения корней. На основании наблюдений над данными словообразовательными моделями, учащиеся делают вывод: новые слова и значения возникают по причине появления новых предметов и явлений, которые требуют новых названий. Формирование понятий в теме «Словообразование» проводится по устойчивой схеме: наблюдение над составом слов — морфемный анализ — выделение признаков, способов образования новых слов — практическое образование слов различными способами — анализ семантики — употребление в собственной речи. Одним из главных методических приемов можно выделить составление словообразовательного словаря, а также различных схем и моделей, цепочек родственных слов.
Следует отметить, что работа над операциями морфемного анализа слова является частью системы работы над лексикой языка. В перечень основных умений, определенных в ходе начального обучения, включены умения разбирать слово по составу и объяснять элементарные случаи словообразования.Определение понятия «слово» не дается, в силу его исключительной трудности, но работа по выделению отдельных признаков данной семантической единицы ведется на всех этапах начального обучения.
Таким образом, овладение операциями морфемного анализа в начальных классах носит пропедевтический характер изучения родственных слов, а последовательность введения морфем — от корня к аффиксам, формирует умение свободно ориентироваться в изучении морфемного состава слов.
Литература:
- Андрейченко, Л. Н. К вопросу о разграничении морфемного, словообразовательного и этимологического анализа / Л. Н. Андрейченко // Начальная школа. — 1996. — № 12. — С. 18–24.
- Балаева, В. И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития и подготовка их к школе по методике модельного обучения: автореф. дис...канд. пед. наук/ В. И. Балаева. — М.: МГПИ, 2008.-16 с.
- Шашкова, Е. Г. Состав слова / Е. Г. Шашкова // Методика грамматики и орфографии в начальных классах: сб. науч. работ. — М.: Просвещение, 2009. — С.111–140.