Одной из основных задач бюджетной политики на 2011—2013 годы и дальнейшую перспективу, поставленных в бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2010 года, является разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. Президент РФ особенно отмечает необходимость создания особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности с целью максимально облегчить условия реализации инновационных разработок для участников проекта Сколково[1]. Развитию инновационной деятельности, в том числе совершенствованию правовых инструментов ее регулирования, в настоящее время уделяется приоритетное внимание при определении вектора государственной политики Российской Федерации.
26 июля 2011 года вступил в силу федеральный закон от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»[2]. Впервые за двадцать лет законодатель наконец поставил точку в споре, какую именно деятельность следует считать инновационной.
Следует отметить, что в юридической и экономической доктрине в целом сформировалось несколько подходов к определению инновационной деятельности. Их авторы в основном расходятся в расстановке приоритетов правового регулирования, а также в вопросах соотношения инновационной деятельности и других сфер (так, остается открытым вопрос, являются ли фундаментальные исследования обязательным этапом инновационного проекта)[3, с. 80-83]. Анализ юридической литературы[4, с.3] позволил нам выявить три основных признака инновационной деятельности:
1. Новизна. Является самым бесспорным признаком, вытекающим из непосредственного толкования слова. Различия в пониманиях сути инноваций по признаку новизны связаны в основном с тем, в каких именно масштабах понимать эту новизну – в рамках производственного процесса организации, внедряющей инновацию или же в рамках мирового рынка. Мы отразим свою точку зрения по этому вопросу далее в настоящем параграфе.
2. Экономический риск внедрения инноваций. Связан со значительными краткосрочными вложениями на этапе внедрения (модернизации производства, разработки и вывода на рынок нового продукта, услуги и т.д.) и неопределенностью финансовой отдачи на этапе реализации.
3. Коммерциализация. Внедрение инновации в конечном счете всегда направлено на получение прибыли. Среди трех основных составляющих формирования национальной инновационной системы, обозначенных в п. 19 Основ политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» названо совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок[5].
Новое определение инновационной деятельности, сформулированное для целей правового регулирования предоставления ее государственной поддержки, на наш взгляд, неоправданно усложнено по сравнению с доктринальными определениями и законами других стран[6]; оно формулируется через несколько промежуточных определений:
Инновационная деятельность – деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности (ч. 12 ст. 2).
В свою очередь, инновационный проект – комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов (ч. 10 ст. 2); инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг (ч. 11 ст. 2). Наконец, инновации – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (ч. 9 ст. 2).
На наш взгляд, прежде всего, к инновационной деятельности ошибочно отнесена деятельность, направленная на создание инновационной инфраструктуры. Следует различать собственно инновационную деятельность, направленную на создание и последующую коммерциализацию инноваций и поддержку инновационной деятельности, осуществляемую совсем другими субъектами на иных правовых основаниях. Если деятельность по поддержке инновационной деятельности (создание инновационной инфраструктуры) считать инновационной деятельностью, может возникнуть бесконечный цикл, создающий множество возможностей для злоупотреблений.
Кроме того, технически сложным и неоправданным представляется такой промежуточный шаг как инновационный проект. Если раскрыть определение полностью, то инновационной деятельностью будет являться деятельность, направленная на реализацию мероприятий по осуществлению инноваций, направленных на достижение экономического эффекта. Мероприятия уже являются деятельностью и этот шаг в определении лишний. Скорее всего, под инновационным проектом понимаются не столько мероприятия как таковые, сколько их план, программу мероприятий, своего рода «проектную документацию», служащую предметом оценки для оказания государственной поддержки. В законе Украины «Об инновационной деятельности» определение более соответствует сути определяемого понятия: инновационный проект – комплект документов, определяющий процедуру и комплекс всех необходимых мер (в том числе инвестиционных) по созданию и реализации инновационного продукта и (или) инновационной продукции[7].
И, наконец, следует признать неудачным то, что в определении инноваций закрепляется лишь один из трех выделенных нами принципиальных признаков – новизна, причем степень этой новизны никак не отражена. Такой важный признак инноваций как экономическая эффективность (конкурентоспособность), возможность коммерциализации оторван от определения собственно инноваций и включен в определение инновационной деятельности (через инновационный проект). Коль скоро федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» регулирует отношения в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, это можно было бы счесть незначительным техническим недостатком, однако, на наш взгляд, это открывает простор для других ошибок и злоупотреблений, поскольку существующее законодательство равнозначно использует оба термина. В частности, федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует «поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства»; положение о правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям[8, с. 4433] оперирует именно терминами инновации, инновационная система; об инновациях и инновационных технологиях (в отрыве от инновационной деятельности) идет речь в программе деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009—2012 годы)[9, с.4443] и т. д.
Что касается высокорисковости как признака инновационной деятельности, то он получил лишь косвенное закрепление в п. 10 ст. 165: при оценке эффективности государственной поддержки учитывается высокорисковый характер инновационной деятельности, неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь в том числе потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационный проект.
Таким образом, следует отметить важные положительные тенденции в законодательном регулировании инновационной деятельности, а именно – нормативное закрепление соответствующих определений на уровне федерального закона. В то же время данные определения необходимо доработать и привести в более полное соответствие с научной доктриной в целях эффективного регулирования соответствующих правоотношений.
Литература:
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011—2013 годах» // «Пенсия», N 7, июль, 2010
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011г. N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // «Российская газета» – № 5537. – 26.07.2011 г.
Утвердительный ответ на этот вопрос см., например: Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – СПб., 2009. – N 99. – С.80—83. Противоположная точка зрения см.: В.В. Гольберт. Структурная модель инновационного процесса // Альманах «Наука. Инновации. Образование», выпуск 6, 2008 г. С. 212.
См., в частности: Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М.: ОЭСР-ЦИСН. 2006; Судариков С.А., Грек Н.Г. Интеллектуальная собственность и инновации // Право интеллектуальной собственности. 2008. № 4. С. 3.; Звездкина А.С. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005; Р. Р. Ильдеханов, К. Т. Пазюк. Современное состояние РФ и проблемы перехода на инновационный тип развития: краткий обзор // Вестник ТОГУ. – 2010. – № 2(17); Голикова Е. Совершенствование технологии: правовые и налоговые аспекты // «Финансовая газета», 2008, N 7.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу / Письмо Президента РФ от 30 марта 2002 г. Пр-576 // Официальный сайт министерства образования и науки РФ [электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/dok/ukaz/nti/4431/ (дата обращения 24.03.2011).
Закон Украины об инновационной деятельности содержит такие определения: инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и обусловливающая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг; инновации – вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного; административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы. Закон Украины от 4 июля 2002 года № 40-IV «Об инновационной деятельности» (с изменениями от 03.06.2010).
Закон Украины от 4 июля 2002 года № 40-IV «Об инновационной деятельности» (с изменениями от 03.06.2010).
Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 667 «О Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям» // «Собрание законодательства РФ», 29.09.2008, N 39, ст. 4433.
Постановление Правительства РФ от 20.09.2008 N 705 «О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы)» // «Собрание законодательства РФ», 29.09.2008, N 39, ст. 4443.