В статье рассматривается сущность поощрения как метода воспитания, приводятся основные требования к его применению и разновидности реализации при работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: поощрение, методы воспитания, методы стимулирования, мотивация, дети с ОВЗ.
Проблемы воспитания подрастающего поколения были актуальны во все времена. На современном этапе эволюции педагогических знаний важность их эффективного решения только увеличивается. Общество XXI века ставит новые цели и задачи перед молодым поколением, а это означает, что и методы воспитания должны им соответствовать, меняясь и совершенствуясь.
В свете общей тенденции увеличения доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (а эта обтекаемая формулировка включает широчайший спектр различных нарушений как в области физиологии, так и в области психологии и психиатрии) проблема взаимодействия с такими детьми становится особенно острой, ведь к таким детям нельзя подходить «с общей линейкой», нельзя их воспитывать по общепринятым шаблонам. Здесь возможен только личностно-ориентированный подход. Актуальность проблем воспитания учащихся с ОВЗ на данный момент заключается в том, что разработанные ранее учеными-педагогами методы и средства воспитательного воздействия оказываются малоэффективными в новых социокультурных условиях.
Проблема выбора методов воспитательного воздействия достаточно сложная, так как можно смело утверждать, что в современной педагогике не существует универсальных методов воспитания, одинаково эффективных в разных педагогических ситуациях. От преподавателя требуется невероятная гибкость и мастерство в их применении.
К поощрению как методу воспитания в современной педагогике подход неоднозначный. По характеру воздействия метода на учащегося многие относят поощрение к методам стимулирования (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников, И. С. Марьенко, И. Г. Щукина, В. А. Сластенин и др.), призванным сформировать у ребенка установку на самовоспитание, стойкую мотивацию самосовершенствования [см. подробнее 4]. П. И. Пидкасистый рассматривает же поощрение с точки зрения логики педагогического процесса и отмечает, что здесь оно находится в поле методов оценки и самооценки деятельности учащегося [см. подробнее 3]. М. И. Рожков указывает, что все методы воспитания следует классифицировать в зависимости от того, «на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие» [6, электронный ресурс]. Поощрение он называет компонентом метода стимулирования, работающим в мотивационной сфере человека [см. подробнее 5].
Для учащихся с ОВЗ применение различных форм поощрения играет важную роль в организации воспитательного процесса. Как показывают мои многолетние наблюдения за такими детьми, мотивационная сфера у них формируется медленнее и тяжелее, чем у учащихся массовых школ. Они более чутко (даже болезненно) относятся к любым проявлениям как позитивного, так и негативного отношения других участников образовательного процесса. Подсознательно дети с ОВЗ понимают свою «непохожесть» на других, что часто формирует некий страх перед активной деятельностью как на уроках, так и на самоподготовках в школе. Неуверенность в себе, заниженная самооценка, повышенная тревожность мешают им раскрыть свои способности, тормозят развитие положительной системы ценностей и мотивационной сферы. Именно поэтому поощрение играет одну из ключевых ролей в успешной социализации учащихся с ОВЗ и их интеграции в общество.
В основе поощрения лежит «формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности», которое направлено на «формирование адекватной самооценки, стремление осуществлять деятельность социально адекватными способами» [1, с. 11]. Применение метода поощрения позволяет развить у воспитанников общественно и нравственно ценную инициативу, привычки сознательного поведенческого самоконтроля; повысить уровень ответственности за собственные слова и поступки. Я. А. Швалюк верно замечает, что поощрение выполняет стимулирующую функцию благодаря тому, что в сознании воспитанника воссоздается «эталон общественно нормированного поведения», так как в содержании поощрения — «общественное признание образа действий, избираемого и реализуемого воспитанником» [7, с.109].
Поощрения стимулируют воспитанников к реализации правильной, социально одобряемой поведенческой линии, что в конечном результате приводит к тому, что ребенок осознает собственные достоинства, овладевает навыками самоанализа, саморефлексии и самоконтроля.
Конечно, поощрение имеет определенные требования к себе как к методу воспитания. Перечислим основные из них:
- Поощрение должно быть следствием положительного поступка учащегося, а не следствием его стремления получить поощрение как таковое. Любая деятельность учащегося, если она направлена только на удовлетворение детского тщеславия и желания получить похвалу, приведет к искажению мотивационного поля ребенка и его системы ценностей, на формирование неправильных жизненных установок.
- Поощрение должно быть дозированным и соразмерным объему выполненных действий.
- Поощрение должно учитывать индивидуальные качества учащегося, быть адресным, а не обезличенным (конечно, если поощряется не коллектив в целом).
- Поощрение не должно противопоставлять поощряемого другим членам коллектива, иначе это может вызвать негативные эмоции в его сторону.
- Поощрение должно быть справедливым, заслуженным и, при возможности, обоснованным вербально, то есть педагог не просто может выразить одобрение результата деятельности учащегося, но и объяснить, что именно удалось особенно хорошо.
- Поощрение желательно согласовывать с ученическим коллективом. Часто на практике складываются такие ситуации, в которых педагог видит необходимость поощрения того или иного ребенка, но для других участников образовательного процесса его мотивы неясны. Тогда требуется вербальное обоснование поощрения с последующим подтверждением от коллектива его согласия или обсуждением ситуации, в которой каждый из участников попробует обосновать свою точку зрения. Дискуссия для обучающихся с ОВЗ (особенно с различными речевыми нарушениями) имеет особенно важное значение, так как помогает развивать логическое мышление, формирует навыки преодоления конфликтных ситуаций, а также развивает лексико-грамматический строй их речи.
- В системе реализации воспитательного воздействия посредством поощрения «необходимым элементом является педагогический такт» [7, с. 109].
Формы поощрения, применяемые мною в воспитательной работе, достаточно разнообразные. Среди них можно выделить следующие:
– словесные: похвала, одобрение, благодарность, признательность;
– материальные: различные виды наград (грамоты, дипломы, призы, подарки, жетоны, знаки отличия, угощения и т. д.);
– поведенческие: делегирование полномочий (например, собирать и раздавать тетради; заполнять список присутствующих, быть «Хранителем ключа» от классной комнаты), наделение правами, почетными обязанностями (например, возглавлять класс на построении, проводить физкультминутки);
– динамические (двигательные): дать ребенку возможность подвигаться, выразить свои эмоции в движении;
– физические: пожимание руки, одобрительное похлопывание;
– жестовые: различные жесты одобрения (улыбка, кивок головы, движения рук и др.).
Конечно, часто в работе сочетаются несколько видов поощрения. Так, например, словесная похвала может сопровождаться и одобрительными жестами, и каким-либо материальным или поведенческим вознаграждением.
При работе с детьми с ОВЗ особое внимание надо уделять поведенческим и динамическим поощрениям. Первые помогают формировать позитивные межличностные отношения, воспитывают ответственность, дисциплинированность, внимательность, сдержанность. Вторые же часто служат дополнительной эмоциональной разрядкой, релаксацией, способом снятия излишнего напряжения, так как у ребят с различными нарушениями зачастую контроль двигательной активности снижен и усидчивость дается им с трудом, вызывая как физическую, так и эмоциональную усталость, снижающие концентрацию внимания, интерес к занятиям и продуктивность деятельности.
Положительный эффект систематического использования метода поощрения подчеркивал В. Е. Гмурман. Исследователь утверждал, что поощрения достижений воспитанника в различных областях деятельности позволяет «стимулировать способности и склонности как в области учения, так и в разнообразной внеурочной деятельности» [2, с. 170].
Таким образом, поощрение как метод воспитания учащихся с ОВЗ не только формирует навыки оценки и самооценки, но и позволяет решать проблемы здоровьесбережения, построения межличностных отношений в системе «ученик — воспитатель — коллектив» и социализации личности, закреплять положительную систему ценностей и принципов поведения, побуждать к самостоятельному совершенствованию личности.
Литература:
- Белкина В. В. Методы воспитания демократической культуры подростков // Ярославский педагогический вестник. — № 5. — 2016. — С. 8–14.
- Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе. — Москва, 1962. — 304 с.
- Пидкасистый П. И. Педагогика: учебное пособие для вузов / Отв. ред. П. И. Пидкасистый. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2011. — 502 с.
- Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
- Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 256 с.
- Рожков М. И. Классификация методов воспитания // Ярославский педагогический вестник. — № 4. — 1997. — URL: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/4_1/ (дата обращения: 23.09.2020)
- Швалюк Я. А. Поощрение и наказание в системе методов педагогической коррекции // Мир науки, культуры, образования. — № 4 (71). — 2018. — С. 108–110.
- Щеглова А. Е. Проблема зарождения и использования методов стимулирования, поощрения и наказания// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — № 7. — 2016. — С. 73–78.