Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 04.12.2022

Статья просмотрена: 965 раз

Библиографическое описание:

Рудакова, Н. П. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н. П. Рудакова, Д. Т. Авдоян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97164/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье рассматривается развитие речи детей в онтогенезе, состояние речевого развития детей при различных нарушениях в развитии, логопедическая диагностика детей с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа, онтогенез, развитие речи, логопедическая диагностика.

Речь является высшей единицей психической деятельности, основным коммуникативным средством общения, говорение, облечённое в звуковую или письменную форму. Речь формируется с помощью языковых средств. Сложность овладения речью состоит в как можно более полном и совершенном овладении знаками языковой культуры.

Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка. Развитие детской речи также подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми, и особенно при исправлении их «речевых ошибок».

Наиболее общим является выделение в речевом онтогенезе двух возрастных этапов, это первый год жизни (голосовые реакции, вокализации) и жесты, в дальнейшем, после появления первых слов и развития грамматики — собственно языковые средства [3].

Согласно Г. Л. Розенгард-Пупко формирование речи происходит в 2 этапах: до 2-х лет — подготовительный и от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи [4].

В исследованиях И. Н. Горелова, рассматривается соотношение интеллектуального и речевого развития ребенка, выделяется шесть речевых стадий в развитии ребенка дошкольного возраста:

1) лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (5–7 мес.)

2) первые слова — предложения (9–12 мес.)

3) первые предложения (к двум годам)

4) первые возможности понимания чужой и употребления собственной речи вне ситуации (к трем годам)

5) беглая речь, словотворчество (к четырем годам)

6) сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других, качественный скачок в сфере полисемии слова (к семи годам) [1].

Основополагающим при выделении этих стадий становится появление тех или иных новообразований в речи ребенка.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1) Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3) Дети с нарушением речи (логопаты);

4) Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5) Дети с умственной отсталостью;

6) Дети с задержкой психического развития;

7) Дети с нарушением поведения и общения;

8) Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [2].

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы, что непосредственно сказывается на овладении речью. Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5–6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении.

Цель нашего констатирующего исследования заключалась в диагностике уровня сформированности речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментальную группу составили десять детей. Пять из них с заключением ПМПК «задержка психического развития», три ребенка с заключением ПМПК «ранний детский аутизм», один ребенок с синдромом Дауна и один ребенок с диагнозом ДЦП. Возраст детей варьируется от 5 до 7 лет.

Для оценки уровня сформированности речи детей с ОВЗ проводилась логопедическая диагностика, которая включала в себя пять этапов обследования:

1) I этап. Ориентировочный.

2) II этап. Диагностический.

3) III этап. Аналитический.

4) IV этап. Прогностический.

5) V этап. Информирование родителей.

Диагностика направлена на оценку сформированности всех сторон речи: произносительная сторона; фонематические процессы; слоговая структура слова; грамматический строй речи; лексика; связная речь. Диагностика проводилась на предложенном стимульном материале. Оценка осуществлялась в соответствии с нормативными показателями речевого развития детей 5–7 лет. После проведения обследования мы выяснили, что у одного ребенка очень низкий уровень развития речи, у четверых детей низкий уровень, у троих детей средний уровень и у двоих детей уровень развития речи выше среднего.

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ должна учитывать их психологические особенности и проводиться с опорой на сохранные звенья, учитывать структуру речевого дефекта. В связи с этим особую значимость приобретает дифференцированный подход к коррекции нарушений речевого развития, учитывающий психологические особенности детей с ОВЗ, неоднородность симптомов, механизмов и структуры речевого дефекта у этой категории детей.

Дифференцированная коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ включает в себя:

— выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

— развитие просодической стороны речи

— коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;

— коррекцию и развитие артикуляционной моторики;

— коррекцию звукопроизношения;

— коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи.

Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:

— Работа над речевой системой в целом

— Максимальное использование сохранных анализаторов

— Частый повтор упражнений с элементами новизны

— Частая смена видов деятельности

— Постепенное усложнение заданий и речевого материала

— Конкретность и доступность заданий

— Умеренный темп работы

— Постоянное поддержание интереса к занятиям

— Использование различных образовательных технологий

Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов.

На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.

Таким образом, мы видим, что данная проблема актуальна и привлекает большой интерес различных ученых, невропатологов, психологов, дефектологов и логопедов. Грамотная, комплексная логопедическая работа важный аспект в коррекции различных речевых расстройств у детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Горелов, И. Н. Избранные труды по психолингвистике/ И. Н. Горелов// Лабиринт — 2003г. — 320с.
  2. Лапшин, В.А., Пузанов, Б. П. Основы дефектологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ В. А. Лапшин// — М.: Просвещение, 1991г. — 143с.
  3. Лепская, Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации/ Н. И. Лепская// М. — 1997г. — 58с.
  4. Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста/ Г. Л. Розенгарт-Пупко// Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963г. — 96с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, развитие, этап, коррекционно-логопедическая работа, логопедическая диагностика, логопедическая работа, психическая деятельность, психическое развитие, речевой дефект.


Ключевые слова

онтогенез, развитие речи, дети с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа, логопедическая диагностика

Похожие статьи

Алгоритм коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции

В статье представлены этапы коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода

В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Коррекционно-развивающая работа по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией

В статье автор рассматривает основные направления коррекционно-развивающей работы по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией.

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высоку...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Похожие статьи

Алгоритм коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции

В статье представлены этапы коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода

В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Коррекционно-развивающая работа по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией

В статье автор рассматривает основные направления коррекционно-развивающей работы по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией.

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высоку...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Задать вопрос