В статье рассматривается развитие речи детей в онтогенезе, состояние речевого развития детей при различных нарушениях в развитии, логопедическая диагностика детей с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа, онтогенез, развитие речи, логопедическая диагностика.
Речь является высшей единицей психической деятельности, основным коммуникативным средством общения, говорение, облечённое в звуковую или письменную форму. Речь формируется с помощью языковых средств. Сложность овладения речью состоит в как можно более полном и совершенном овладении знаками языковой культуры.
Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка. Развитие детской речи также подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми, и особенно при исправлении их «речевых ошибок».
Наиболее общим является выделение в речевом онтогенезе двух возрастных этапов, это первый год жизни (голосовые реакции, вокализации) и жесты, в дальнейшем, после появления первых слов и развития грамматики — собственно языковые средства [3].
Согласно Г. Л. Розенгард-Пупко формирование речи происходит в 2 этапах: до 2-х лет — подготовительный и от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи [4].
В исследованиях И. Н. Горелова, рассматривается соотношение интеллектуального и речевого развития ребенка, выделяется шесть речевых стадий в развитии ребенка дошкольного возраста:
1) лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (5–7 мес.)
2) первые слова — предложения (9–12 мес.)
3) первые предложения (к двум годам)
4) первые возможности понимания чужой и употребления собственной речи вне ситуации (к трем годам)
5) беглая речь, словотворчество (к четырем годам)
6) сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других, качественный скачок в сфере полисемии слова (к семи годам) [1].
Основополагающим при выделении этих стадий становится появление тех или иных новообразований в речи ребенка.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1) Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3) Дети с нарушением речи (логопаты);
4) Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5) Дети с умственной отсталостью;
6) Дети с задержкой психического развития;
7) Дети с нарушением поведения и общения;
8) Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [2].
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы, что непосредственно сказывается на овладении речью. Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5–6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении.
Цель нашего констатирующего исследования заключалась в диагностике уровня сформированности речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментальную группу составили десять детей. Пять из них с заключением ПМПК «задержка психического развития», три ребенка с заключением ПМПК «ранний детский аутизм», один ребенок с синдромом Дауна и один ребенок с диагнозом ДЦП. Возраст детей варьируется от 5 до 7 лет.
Для оценки уровня сформированности речи детей с ОВЗ проводилась логопедическая диагностика, которая включала в себя пять этапов обследования:
1) I этап. Ориентировочный.
2) II этап. Диагностический.
3) III этап. Аналитический.
4) IV этап. Прогностический.
5) V этап. Информирование родителей.
Диагностика направлена на оценку сформированности всех сторон речи: произносительная сторона; фонематические процессы; слоговая структура слова; грамматический строй речи; лексика; связная речь. Диагностика проводилась на предложенном стимульном материале. Оценка осуществлялась в соответствии с нормативными показателями речевого развития детей 5–7 лет. После проведения обследования мы выяснили, что у одного ребенка очень низкий уровень развития речи, у четверых детей низкий уровень, у троих детей средний уровень и у двоих детей уровень развития речи выше среднего.
Логопедическая работа с детьми с ОВЗ должна учитывать их психологические особенности и проводиться с опорой на сохранные звенья, учитывать структуру речевого дефекта. В связи с этим особую значимость приобретает дифференцированный подход к коррекции нарушений речевого развития, учитывающий психологические особенности детей с ОВЗ, неоднородность симптомов, механизмов и структуры речевого дефекта у этой категории детей.
Дифференцированная коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ включает в себя:
— выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
— развитие просодической стороны речи
— коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;
— коррекцию и развитие артикуляционной моторики;
— коррекцию звукопроизношения;
— коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи.
Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:
— Работа над речевой системой в целом
— Максимальное использование сохранных анализаторов
— Частый повтор упражнений с элементами новизны
— Частая смена видов деятельности
— Постепенное усложнение заданий и речевого материала
— Конкретность и доступность заданий
— Умеренный темп работы
— Постоянное поддержание интереса к занятиям
— Использование различных образовательных технологий
Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов.
На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.
Таким образом, мы видим, что данная проблема актуальна и привлекает большой интерес различных ученых, невропатологов, психологов, дефектологов и логопедов. Грамотная, комплексная логопедическая работа важный аспект в коррекции различных речевых расстройств у детей с ОВЗ.
Литература:
- Горелов, И. Н. Избранные труды по психолингвистике/ И. Н. Горелов// Лабиринт — 2003г. — 320с.
- Лапшин, В.А., Пузанов, Б. П. Основы дефектологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ В. А. Лапшин// — М.: Просвещение, 1991г. — 143с.
- Лепская, Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации/ Н. И. Лепская// М. — 1997г. — 58с.
- Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста/ Г. Л. Розенгарт-Пупко// Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963г. — 96с.