В статье рассмотрена необходимость разработки технологического графика обслуживания ВС авиакомпанией, актуальность внедрения автоматизированного контроля за его соблюдением и дальнейшие перспективы использования.
Ключевые слова: технологический график обслуживания ВС, наземное обслуживание, учет услуг.
Наземное обслуживание воздушного судна (далее — ВС) осуществляется в соответствии с разработанными технологическими графиками обслуживания (далее — ТГО) для каждого типа ВС и вида рейса. ТГО включает в себя все наземные процессы от заруливания ВС на место стоянки (далее — МС) до отправления, включая установку колодок, посадку и высадку пассажиров, погрузку и выгрузку багажа, груза, почты, заправку топливом и прочие предполетные процедуры, выполнение которых необходимо для подготовки ВС к вылету. Авиакомпании заинтересованы в минимальном времени нахождения ВС на земле, что обеспечивается определением оптимального критического пути технологического графика обслуживания ВС. Пример ТГО представлен на рисунке 1.
Рис 1. Типовой технологический график обслуживания ВС
В настоящее время аэропорты разрабатывают типовые графики обслуживания ВС с учетом инфраструктуры, внутренних технологий и приемлемого распределения ресурсов и т. д. Стоит отметить, что для выполнения некоторых операций может быть необходимо участие членов летного экипажа, например, согласно внутренней технологии авиакомпании контроль за заправкой ВС топливом осуществляет второй пилот; уборку в транзитных аэропортах выполняют бортпроводники. В типовых графиках аэропорта не могут не учитываться индивидуальные требования всех авиакомпаний, выполняющих полеты из данного аэропорта.
Для максимально эффективного взаимодействия участников процесса необходимо совместно разрабатывать ТГО под каждую авиакомпанию отдельно.
Контроль выполнения ТГО осуществляется сотрудниками авиакомпании, находящимися непосредственно при облуживании ВС. Учет и фиксация фактического времени оказания услуги указывается в бумажной технологической карте обслуживания (далее- ТКО) представленной на рисунке 2.
Основываясь на международном опыте организации наземного обслуживания в крупнейших аэропортах Европы, а именно: Мюнхен, Париж (Шарль-де-Голль) и Лондон (Хитроу), была рассмотрена возможность внедрения автоматизированного комплекса учета и контроля услуг по наземному облуживанию, основывающемся на ТГО.
Для это на базе информационной системы «Авиабит» (далее- ИС «Авиабит») был разработан модуль «Технологический график обслуживания ВС», который представляет собой список операций с плановыми временами начала и окончания оказания услуги. Шаблоны услуг формируются в зависимости от типа ВС, вида рейса и транзитности. Далее сотрудник, выполняющий контроль ТГО под бортом ВС, в web- версии ИС «Авиабит» в реальном времени отмечает факт выполнения операции. А диспетчер, контролирующий выполнение суточного плана полетов, своевременно получает необходимую информацию о подготовке ВС к вылету или обслуживанию по прилету в аэропорт назначения и может оперативно повлиять на возникающие отклонения.
Рис. 2. Бланк технологической карты обслуживания
По итогам обслуживания рейса в ИС «Авиабит» формируется отчет о выполненных технологических операциях с указание плановых операций и фактически оказанных. Полученные данные используются при проведении анализа и выявлении недостатков. Впоследствии вносятся изменения в действующие внутренние технологии, влияющие в том числе и на количество оказываемых услуг.
Также отчет о выполненных технологических операциях используется при сверке первичной документации и выставленных счетов, а автоматизация данного процесса затруднена следующими факторами:
- Тариф по Приказу Минтранса от 17.07.2012 г. № 241 г. Москва «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание ВС в аэропортах и воздушном пространстве РФ», как правило, включает несколько технологических операций, что затрудняет их дальнейшее сопоставление для учета. Например, «тариф за обеспечение приема-выпуска ВС» помимо прочих включает в себя операции по ТГО: подготовка МС и прием ВС на МС; предоставление, установка и уборка стояночных колодок; заземление; контроль запуска и выруливания с МС;
- Наименования нерегулируемых государством тарифов в прейскурантах аэропортов в большинстве случаев отличаются от утвержденных Министерством транспорта РФ.
Учитывая возникшие трудности, в настоящий момент проводится разработка и тестирование дополнительного модуля на основе ИС «Авиабит», основная задача которого будет упростить акцептование актов формы С или А, которые представляют собой документы, подтверждающие факт оказания услуг исполнителем и передачи заказчику, единая форма отсутствует. Функционально это будет представлять собой сводную таблицу соответствий наименований операций по ТГО и тарифа услуги, опубликованной в прейскуранте обслуживающей организации, а ключевым полем будет поставщик услуг и город вылета. Однако, для корректного функционирования потребуется беспрерывное поддержание в актуальном состоянии исходных данных, что может быть проблематичным в связи с постоянным введение новых тарифов.
Наземное обслуживание напрямую влияет на себестоимость рейса, а следовательно, авиакомпании заинтересованы в поддержании на определенном уровне расходов и в поиске путей их сокращения. Основным инструментом для проведения контроля наземного обслуживания является ТГО, а его автоматизация позволит упростить практическое применение и повысить результативность деятельности. Следовательно, в настоящий момент тема разработки новых подходов в применении ТГО имеет особую актуальность.
Литература:
- Приказ Министерства транспорта от 17.07.2012 г. № 241 г. Москва «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»;
- Руководство по организации наземного обслуживания АО АК «РусЛайн» от 19.10.2019 г.;
- http://www.aviabit.ru/ — официальный сайт ООО «Авиабит»