В данной статье речь пойдет о различных, существующих на сегодняшний день, системах автоматизации процессов планирования и управления летной работой авиакомпании. Будут рассмотрены их особенности, достоинства и недостатки.
Ключевые слова: планирование летной работы, управление летной работой, бизнес-процессы в работе авиакомпании, автоматизация в гражданской авиации, автоматизированные системы управления летной работой, системы поддержки принятий решений
Автоматизированные системы управления летной работой помогают эффективному распределению ресурсов авиакомпании. Данные системы осуществляют процесс поддержки принятия решений в процессе планирования летной работы.
В связи с тем, что программное обеспечение планирования и управления летной работой авиакомпании является узкоспециализированным, в свободном доступе можно найти не большое количество прототипов. Рассмотрим принципы построения некоторых из них.
1. Автоматизированная система «Экипаж»
Автоматизированная система планирования и управления летной работой АС «Экипаж» производства РИВЦ-ПУЛКОВО. Система предназначена для организации долгосрочного и краткосрочного планирования, оперативного управления, учета и анализа летной работы подразделений авиакомпании.
Система разработана с применением сложных математических алгоритмов и снабжена мощными современными графическими средствами отображения и управления информацией. Система позволяет организовать процесс планирования и управления летной работой, службой бортпроводников, инженерно-авиационной службой и любых других подразделений авиакомпании, личный состав которых включается в состав экипажа, выполняющего рейс.
Это достигается путем динамического разделения функциональности системы на несколько самостоятельных алгоритмов (веток) с учетом особенностей работы каждого подразделения. В состав АС «Экипаж» входят следующие модули:
- Модуль Crew/Data обеспечивает ведение нормативно-справочной информации (НСИ), необходимой для планирования и управления летной работой в авиакомпании.
- В модуле Crew/Personal реализованы функции ввода, хранения и контроля данных о личном составе авиакомпании: допуски, обучение, проверки, персональный налет, отпуска, листы нетрудоспособности и т. п.
- Модуль Crew/Planning обеспечивает функции долгосрочного и краткосрочного планирования и управления летной работой. В нем реализованы сложные многофакторные алгоритмы автоматического формирования связок рейсов, распределения связок рейсов и резервов по подразделениям авиакомпании,
- Модуль Crew/Tracking оперативного управления реализует функции контроля прохода экипажей на борт воздушного судна (диспетчер старта) и оперативного оповещения летного состава об изменениях в плане работы на ближайшее время (call-центр) с возможностью ведения протокола оповещений.
- Модуль Crew/Analysis предназначен для формирования аналитических отчетов по персоналу и летной работе.
- Модуль Crew/Processing предназначен для обработки заданий на полет, заданий кабинному экипажу, учебно-тренировочных заданий.
- Модуль Crew/Salary предназначен для использования в отделе труда и заработной платы авиакомпании, обеспечивает расчет сдельной заработной платы и компенсационных выплат (суточных) летно-подъемному составу, основываясь на данных о налете и рабочем времени, полученных после обработки заданий на полет.
- Личный кабинет (Crew/Cabinet) — это интернет-приложение, позволяющее сотрудникам авиакомпании оперативно получать информацию в удаленном режиме, по персональным планам работы и отдыха на период, фактически выполненным рейсам, рабочему времени и налете часов, срокам действия допусков/ограничений/проверок.
- Модуль Crew/WebTraining предназначен для проведения обучения и контроля знаний сотрудников авиакомпании: ведение электронной библиотеки документов с возможностью создания сложной иерархической структуры разделов, формирование тестов, назначение сотрудникам заданий на ознакомление с документами и прохождение тестирования.
Рис. 1. Интерфейс формы «Оборот экипажей» в системе пользователя АС «Экипаж»
2. Интегрированная автоматизированная система «Meridian»
ИАС «Meridian» — интегрированная автоматизированная система, которая позволяет решать задачи составления и оптимизации регулярного и чартерного расписания, планирование и управление воздушным парком и летным составом авиакомпании, а также обеспечивает доступ персонала ко всей необходимой производственной информации.
В состав системы входят следующие модули:
- Meridian.Net — оснащена современными функциональными возможностями составления расписания, обладает высокой производительностью и предоставляет механизм для ведения нескольких проектов расписания на одну и ту же навигацию.
- Подсистема Meridian.OPS предназначена для предварительного планирования расстановки парка ВС, управления суточным планом полетов и контроля за ходом выполнения подготовки ВС к вылету.
- Подсистема Meridian.Crew предназначена для автоматизации процессов подготовки и планирования летного состава авиакомпании в соответствии с нормативной базой по организации летной работы.
- Подсистема Meridian.Nav представляет собой инструмент для ведения базы данных выполненных инженерно-штурманских расчетов.
- Meridian.Mobile представляет собой инструмент для контроля обслуживания ВС и упрощение таких задач как: автоматизация и формализация передачи данных, сбор временных и количественных данных об операциях обслуживания ВС и пассажиров, формирование сообщений о задержках и табло движения ВС, информирование персонала на перроне, контроль доставки сообщений.
- Meridian.Webпредставляет собой сайт системы Meridian, предназначенный для быстрого и легкого доступа к наиболее часто запрашиваемой информации и в соответствии с требованиями IOSA.
- Meridian.LMS предназначен для организации обучения и проверки знаний персонала с помощью системы тестирования, проведения анализа результатов с возможностью внесения изменений в программу и предлагаемые тесты.
Рис. 2. Интерфейс формы «План полетов» в ИАС «Meridian»
- Автоматизированная система управления ASNext
Автоматизированная система управления производственной деятельностью авиапредприятия ASNext комплексно решает задачи производственных служб: планирование, учет, контроль и анализ авиатранспортных процессов. В состав АСУ «ASNext» входят следующие модули:
1. ASNextAir — автоматизированная система управления экономической деятельностью авиакомпании.
- ASNextCrew —автоматизированная система управления летной работой авиакомпании, которая реализует следующие функции: учет и контроль сведений по летному составу, планирование летной работы в летной службе, планирование летной работы бортпроводников, расчет налета и оплаты летного труда.
- ASNextOPS —автоматизированная система управления полетами авиакомпании.
- ASNextAgencyNet— автоматизированная система управления агентской сетью авиакомпании.
- ASNextITP—автоматизированная система управления инженерно-техническим персоналом.
- ASNextEITP — автоматизированная система планирования и контроля объема исполняемых работ.
Рис. 3. Интерфейс формы «Расписание»в АСУ ASNext
Сравнительный анализ рассмотренных систем
Выше были рассмотрены 3 самые известные на сегодняшний день системы планирования и управления летной работой. Несомненно, каждая из них обладает большим разнообразием функций, эффективно выполняет свое предназначение и занимают свое место на рынке подобных систем.
- АС «ЭКИПАЖ».
- ИАС «Meridian».
- АСУ «ASNext».
Анализ проводился по различным характеристикам. Были выявлены как положительные, так и отрицательные черты. В целом функциональные возможности рассматриваемых прототипов идентичны. Ниже приведена таблица, в которой приведен сравнительный анализ рассматриваемых автоматизированных систем.
Таблица 1
Сравнительный анализ прототипов
|
АС «ЭКИПАЖ» |
ИАС «Meridian» |
АСУ «ASNext» |
Ведение нормативно-справочной информации системы |
+ |
+ |
+ |
Управление персоналом |
+ |
+ |
+ |
Планирование и управление летной работой |
+ |
+ |
+ |
Оперативное управление |
+ |
- |
- |
Анализ и отчетность |
+ |
+ |
+ |
Обработка полетных документов |
+ |
+ |
+ |
Расчет сдельной заработной платы ЛПС |
+ |
- |
- |
Личный кабинет |
+ |
+ |
- |
Обучение и контроль знаний сотрудников авиакомпании |
+ |
+ |
- |
Выводы
Все рассмотренные системы обладают отличным функционалом и идеально подходят для использования в крупных авиакомпаниях. Однако, они очень объемны и сложны в использовании. Рассмотренные системы обладают высокой стоимостью, а также их достаточно сложно быстро адаптировать под нужды небольших авиакомпаний.
Литература:
- Обзор системы организации долгосрочного и краткосрочного планирования, оперативного управления, учета и анализа летной работы подразделений авиакомпании «Экипаж». URL:http://www.rivc-pulkovo.ru.
- Обзор системы планирования ресурсов авиакомпании и управления летной работой " Meridian». URL: http://midtdata.ru.
- Обзор системы управления производственной деятельностью авиапредприятия. URL: http://asnext.aero.