This article describes process of system designing of the software of planning and management of flight work of airline. Here the main stages of system designing are opened: development of functional structure, choice of architecture of system and conceptual model. This work is devoted to development of an automated control system for the flight work allowing to optimize work of airline.
Keywords: system designing, planning and management of flight work, functional structure of system, conceptual model of system.
Введение
Разработка системы планирования и управления летной работой — задача довольно сложная и объемная. Подходить к разработке подобного программного обеспечения нужно поэтапно, тщательно продумывая структуру системы, так как каждый последующий этап сильно зависит от предыдущего. Первое, что необходимо сделать — разработать функциональную структуру системы, т. е. подробно описать все функции разрабатываемого программного обеспечения. Далее необходимо выбрать архитектуру разрабатываемой системы. Заключительным этапом системного проектирования является создание концептуальной модели предметной области. Данная модель отражает охватываемую системой предметную область на неформальном языке. Цель инфологического моделирования — обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных.
Разработка функциональной структуры системы
В разрабатываемой системе планирования и управления летной работой можно выделить следующий набор подсистем (рис. 1).
Рис. 1. Обобщенная структура разрабатываемой системы
Основными функциями системы, помимо хранения, добавления, редактирования и удаления информации, являются:
контроль допуска членов экипажа к полетам;
планирование расписания с учетом расчета нагрузки на членов экипажа и воздушных судов с соблюдением форм технического обслуживания;
расчет заработной платы летному составу;
контроль над техническим состоянием воздушного парка авиакомпании.
Проектирование общей архитектуры системы
Разрабатываемая система планирования и управления летной работой основывается на клиент-серверной архитектуре с тонким клиентом.
Тонкий клиент (thin client) — терминал сети без жестких дисков, вычислительная мощность и объем памяти которого определяются задачами пользователя. Все программы и приложения, хранящиеся на сервере, становятся доступными для пользователя при включении его устройства и выполнении процедуры регистрации на сервере.
Лучший пример тонкого клиента — Web-браузер, который является настолько универсальным, что может подключаться к различным прикладным программам, о которых «не знает» ничего, и, тем не менее, обеспечивать приемлемый интерфейс пользователя.
Преимущества тонких клиентов:
Централизация администрирования настольных устройств — приложения и их модификации, выполняемые на сервере, становятся доступными для всех пользователей сразу;
Упрощение технологии обслуживания рабочих мест — возможность одновременно обслуживать несколько устройств;
Возможность контроля над действиями пользователя — благодаря отсутствию накопителей на рабочем месте, пользователь не может привносить в конфигурацию программного обеспечения что-то свое.
Мобильность пользователей — пользователь не привязан к конкретному рабочему месту;
Повышение производительности труда операторов — сведение всех сервисных операций на сервер;
Снижение стоимости эксплуатации оборудования — тонкий клиент заметно дешевле в эксплуатации.
Концептуальная модель предметной области
Предметная область — часть реального мира, отражённая в базу данных.
С помощью объединения различных представлений о содержимом базы данных, полученных в результате изучения процесса управления летной работой, формируется обобщенное неформальное описание разрабатываемой базы данных.
Концептуальная модель разрабатываемой системы состоит из следующих основных сущностей:
летный состав — командиры воздушных судов (КВС) и пилоты;
воздушный парк — воздушные судна авиакомпании;
расписание — КВС, пилот и самолет, назначенные на определенный рейс;
рейсы — рейсы, которые выполняет авиакомпания.
Данное представление предметной области очень обобщено. Далее, вышеуказанные сущности следует разбить на более мелкие, чтобы более детально описать предметную область.
Рис. 2. Обобщенная концептуальная модель предметной области
Вывод
Системное проектирование — важный этап разработки программного проекта. От него зависит дальнейшая реализация программного обеспечения. Особое внимание следует уделить всем его составляющим.
Литература:
- Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», Приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128.
- Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем, Владимир Липаев, Синтег, 2002.
- Базы данных, С. В. Глушаков, Д. В. Ломотько, АСТ, 2002.
- Совершенный код, С. Макконнелл, 2004.
- Структура и интерпретацию компьютерных программ. Харольд Абельсон, Джеральд Джей Сассман, Добросовет, 2006.