Аэропорты являются ключевыми узлами транспортной системы на сегодняшний день, исходя из чего их развитие и модернизация имеет достаточно актуальный характер. Основной целью данной статьи является изучение вопроса создания условий для бесперебойного функционирования современного аэропорта. При написании статьи использовались научные материалы отечественных и зарубежных авторов, а также применялись теоретические методы исследования.
Ключевые слова: аэропорт, функционирование, система.
Airports are the key hubs of the transport system today, based on which their development and modernization are quite relevant. The main purpose of this article is to study the issue of creating conditions for the smooth functioning of a modern airport. When writing the article, the scientific materials of domestic and foreign authors were used, as well as theoretical research methods were used.
Keywords : airport, operation, system.
Социально-экономическое положение Российской Федерации напрямую зависит относительно уровня развития аэропортов. Именно обеспечение бесперебойного функционирования данных объектов является актуальнейшей задачей с целью развития экономики нашей страны. Требуется отметить, что особое внимание на сегодняшний день должно уделяться в сторону развития региональных, а также реконструкции уже существующих и строительства новых аэропортов. Деятельность в аэропортах является достаточно сложной и многогранной. Каждый день через данные объекты проходит колоссальное число пассажиров, встречающих и грузов. Дополнительные потоки формируются обслуживающим персоналом, сотрудниками авиакомпаний и экипажем воздушных судов и другими [1].
На сегодняшний день предпринимаются различные меры, направленные на создание условий для бесперебойного функционирования аэропортов. Одним из ключевых инструментов, качественно зарекомендовавших себя при решении задач из данной области, являются различные средства информационных технологий (ИТ). Посредством ИТ представляется возможным производство математического моделирования и быстрых вычислений, значительно повышающих эффективность работы и рациональное планирование материальных ресурсах в деятельности аэропортов.
Математическое моделирование производственных процессов способно решать задачи по формированию единой и целостной цифровой модели работы аэропорта, что является обязательным условием для обеспечения бесперебойности в его функционировании. Ожидается, что работа подобных систем на практике появится в среднесрочной перспективе. На сегодняшний день вопросы интеграции инновационных технологий в деятельности аэропорта охватывает следующие вопросы: обслуживание воздушных судов (как грузовых, так и пассажирских); автоматизированная обработка багажа; обеспечение авиационной безопасности [2].
Ожидается, что общий эффект при внедрение подобных систем превысит 1 миллиард рублей. Помимо этого, создание условий для бесперебойного функционирования аэропортов способно снизить количество задержанных рейсов, сократить очереди для пассажиров, снизить количество утерянного багажа, а также сформировать оптимальные рабочие смены относительно баланса интересов сотрудников и производственных потребностей.
Планируется, что при обеспечении бесперебойного функционирования на основе развития и интеграции цифровых технологий будут автоматизированы следующие процессы: определение мест стоянок авиационного транспорта и моделирование загруженности; оптимизация движения воздушных судов на территории аэропорта и на взлетно-посадочных полосах; регистрация пассажиров на стойках в терминалах; обслуживание пассажиров с ограниченными возможностями и другое [3].
Другим инструментом, на основе которого предоставляется возможность создания и обеспечения бесперебойного функционирования аэропортов является машинное обучение. В данном случае факторы выявляются не на основе прогнозов аналитиков, а за счет колоссального числа накопленных данных и анализе зависимости, определяемые интеллектуальными средствами, что в разы повышает точность прогнозирования.
Таким образом, цифровые модели, интегрируемые в деятельности аэропортов, предоставляют возможность получения точных прогнозов производственной деятельности и открывают множество возможностей для финансового планирования и обеспечения бесперебойного функционирования. В доказательство данного утверждения необходимо указать, что результаты моделирования на сегодняшний день уже активно используются в процессах бюджетирования, планирования капитальных затрат, строительстве инфраструктуры и многих других задачах [4].
Планируется, что в течение ближайших лет цифровые модели станут способны в режиме автоматики производить оптимизацию расписания авиарейсов, учитывая пропускную способность инфраструктуры, погоды, задержек самолетов из других аэропортов, минимизировать время на рулении и многое другое. Помимо этого, инновационные технологии будут способны производить планы набора и обучения персонала, анализировать и выявлять наиболее эффективные смены работы, а также потребности и планы закупки техники в деятельности аэропорта. Другим направлением создания условий бесперебойного функционирования аэропорта является создание и интеграция системы рекомендаций и разработка инструментов для различных подразделений, на основе которых будет повышена прозрачность и эффективность принимаемых решений.
Таким образом, основной целью представленной работы являлось изучение вопроса создания условий для бесперебойного функционирования современного аэропорта. В заключение необходимо отметить, что бесперебойное функционирование каждой из систем современного аэропорта требует точного планирования, диспетчеризации всех процессов, а также эффективного распределения ресурсов. Наряду с этим, прогнозирование производственной деятельности на данных объектах должно быть сформировано на основе множества специфических факторов, примерами из которых являются: неоднородность объема пассажиропотока и грузопотока; масштабы инфраструктуры; необходимость во взаимодействии большого количества служб аэропорта; погодные условия и другие [5].
Литература:
- Попов А. В. Влияние региональной экономики на бесперебойное функционирование транспортного кластера Республики Хакасия и ОАО «Аэропорт Абакан» // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2016.
- Тяхт В. Ю. Инфраструктура аэропорта как интегративное бизнес-образование // Статистика и экономика. 2014.
- Sheromova I. A., Makievskaya Yu.Yu. Formation of a rational structure of services in the context of the development of non-aviation activities of the airport // Service abroad. 2018.
- Мнишко А. В., Ефремочкина М. С. Экотехнологии как альтернативный источник сокращения издержек // Экономика и управление. 2017.
- Freidman O. A. Assessment of the potential of the transport system as the basis for the formation of a transport and logistics cluster // Bulletin of the ASTU. Series: Economics. 2014.