Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Цифровая трансформация аэропорта

Информационные технологии
03.05.2023
1104
Поделиться
Библиографическое описание
Соколов, О. А. Цифровая трансформация аэропорта / О. А. Соколов, А. Л. Полигаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102212/.


В статье рассмотрены тренды цифровой трансформации, система «Умный аэропорт», основные барьеры для внедрения технологий. Показана актуальность использования цифровизации управления аэропортовой деятельностью.

Ключевые слова : аэропорт, «Умный аэропорт», цифровые технологии, цифровая трансформация.

На сегодняшний день цифровые технологии все больше проникают во все сферы жизни, в том числе и в транспортную отрасль. Модернизация транспортной отрасли играет важную роль в развитии цифровой экономики государства.

В авиации цифровизация началась уже давно и затрагивает самые разные направления. Масштабность и появление большого количества инновационных проектов стали следствием высокого уровня наукоёмкости и технико-технологической оснащённости и причиной активности процесса цифровой трансформации. По мере возрастания роли авиации увеличивался пассажиропоток аэровокзалов. [8] Повышенный спрос на авиаперевозки привёл к необходимости их модернизации в соответствии с последними тенденциями развития.

Аэропорт можно назвать своеобразным «двигателем» экономического развития любого крупного города. Ежедневно здесь обрабатывается огромный поток информации, и для его поддержания используются цифровые технологии и инновации, с помощью чего становится возможным решение многих задач.

Итак, какие можно выделить тренды цифровой трансформации аэропортов?

Базовым условием цифровой трансформации является создание цифровых платформ [6], включающих применение электронных перевозочных документов, создание инфраструктуры между государством и авиаотраслью, внедрение системы отслеживания грузов и мониторинга грузоперевозок, создание цифрового профиля пассажира, применение биометрии и т. д.

Для организации безопасного обмена информацией наиболее эффективно применение технологии распределённого реестра — блокчейн, для работы с которой также разработана система «умных контрактов». Данная технология находит своё применение и при взаиморасчётах. [4]

Использование биометрии позволяет ускорить многие технологические процедуры обслуживания в аэровокзале. Быстрое прохождение всех предполётных формальностей сказывается на прибыли аэропорта в сторону её повышения. [5]

Робототехника также является одной из технологий, начинающих находить широкое применение. Создаются системы сенсорных человеко-машинных интерфейсов, тактильные устройства виртуальной и дополненной реальности. Такое решение может применяться не только для обслуживания пассажиров, но и для автоматизации складских операций. [7]

Также к технологическим трендам относится искусственный интеллект (ИИ). С его помощью можно улучшить предсказуемость процессов в аэровокзале, понимание, что в нём происходит в конкретный момент времени и что может произойти, кроме того, возможно с большой точностью предсказать последствия того или иного инцидента для аэропорта. [7]

При повышении эксплуатационной эффективности авиапредприятий применяется внедрение цифрового управления инженерными сетями и ресурсами на основе интернета вещей (IoT). Эта технология позволяет объединять системы оповещения и мониторинга движения всех объектов, что делает более комфортным и безопасным пребывание пассажиров на территории аэропорта за счёт передачи на их портативные электронные устройства (смартфоны, планшеты и др.) данных, значимых для навигации. [3]

Ещё одним трендом стало внедрение интегрированных транспортных сервисов. Развитие сервисных моделей обеспечит возможность реализации единых билетов для оплаты мультимодальных перевозок и подбора билетов, приобретения льготных билетов, а кроме того, создаст инструмент мониторинга пассажиропотоков с целью перераспределения транспортных средств на маршрутах и обеспечения связанности территорий. [6]

Технологии big data делают возможным не только предоставление полной информации для авиационных операций, но и помогают в осуществлении синхронизации и взаимосвязи всех аспектов, связанных с управлением и безопасностью, что в свою очередь повышает производительность отрасли. [2]

Для внедрения цифровых технологий, как и любой другой деятельности, существует ряд барьеров. Скорость внедрения новшеств во многом зависит от нормативно-правовой базы, операторов аэропортов, авиакомпаний, являющихся инициаторами применения новых решений для пассажиров. [7]

Аэропортам необходимо проводить оценку уровня цифровой зрелости в сравнении с желаемым конечным состоянием успешного внедрения цифровых технологий.

Как осуществляется взаимодействие системы «Умный аэропорт» с городом?

Как крупные города не могут существовать без аэропорта, так и аэропорт не может существовать без города, что и обуславливает необходимость интеграции с городской средой. Между управлением городским транспортом и системами управления воздушным движением, оператором аэропорта, авиакомпаниями происходит постоянный обмен данными.

Осуществляются внешние связи с интеллектуальной системой общественной и экологической безопасности, инфраструктурой систем связи, информационными системами энергоснабжения, городским управлением, человеческими ресурсами.

На внутреннем уровне осуществляется взаимодействие служб наземного обслуживания, обслуживания инфраструктуры и т. д.

Центр оперативного управления обеспечивает организацию бесперебойного оперативного управления операционной деятельностью и централизованное управление процессами обслуживания. В этом центре объединяются различные структуры в целях сокращения времени принятия управленческих решений в процессе взаимодействия подразделений авиапредприятия и сторонних организаций.

Помимо того, системы также взаимодействуют и с личными устройствами пассажиров и интеллектуальной инфраструктурой.

Конкурентоспособность аэропортов напрямую зависит от того, смогут ли они вдохнуть новую жизнь в свою инфраструктуру и повысить эффективность. [1] Поэтому они стремятся к её повышению за счёт внедрения цифровых технологий на различных этапах. В процессе обслуживания — к сокращению времени прохождения предполётных формальностей, применяя для этого технологию распознавания лиц в решении для операций предполётного досмотра. Также за счёт ускоренного процесса обработки багажа пытаются достичь сокращения минимального времени пересадки для транзитных и трансферных пассажиров. С помощью внедрения систем энергоэффективности добиваются снижения затрат на инфраструктуру.

Транспорт был и остается отраслью, производящей колоссальный объём данных, при этом используется лишь малая его часть. Это огромный потенциал для развития. И его реализация в наши дни осуществляется самым активным образом.

По словам экспертов, преимущества аэровокзалов нового типа неоспоримы, они шаг за шагом будут вытеснять традиционную модель аэропортов. Терминал аэропорта — главный «элемент» коммерческого аэропорта, а также сложная сеть систем, которые вместе должны обеспечить пассажирам желаемый, эффективный и запоминающийся опыт.

Литература:

  1. Воробьёв В. О. Цифровизация аэропорта — насущное требование времени. — Текст электронный // Журнал «Вестник связи». № 3.2022 (11)
  2. Big data в авиационной отрасли: варианты применения. — Текст электронный // Международный научно-исследовательский журнал. № 5 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/big-data-v-aviatsionnoy-otrasli-varianty-primeneniya/viewer
  3. Новые технологии авиаперевозок. — Текст электронный // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/trendletter/news/211410732.html
  4. Полешкина И. О., Васильева Н. В. Технология blockchain как инструмент управления цепями поставок с участием воздушного транспорта. — Текст электронный // Научный вестник МГТУ ГА. Том 23. № 2 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-blockchain-kak-instrument-upravleniya-tsepyami-postavok-s-uchastiem-vozdushnogo-transporta/viewer
  5. Соколов О. А., Васин И. Ю. Внедрение биометрических технологий для обслуживания пассажиров в аэропортах. — Текст электронный // Журнал «Научный лидер». 2023. № 10 (108). URL: https://scilead.ru/article/4118-vnedrenie-biometricheskikh-tekhnologij-dlya-o
  6. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. — Текст электронный //Минтранс. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/11577
  7. Технологические тренды в аэропортах. — Текст электронный //Портал TAdviser статья от 20.12.2019. URL: https://www.tadviser.ru/a/429933
  8. Цифровая трансформация в авиатранспортной отрасли. — Текст электронный // Газета «Транспорт России». 15.06.2022. URL: https://transportrussia.ru/razdely/vozdushnyj-transport/8901-tsifrovaya-transformatsiya-v-aviatransportnoj-otrasli.html
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
аэропорт
«Умный аэропорт»
цифровые технологии
цифровая трансформация
Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 23-25):
Часть 1 (стр. 1-69)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 23-25стр. 69

Молодой учёный