В последнее время в России и мире появляется все больше подростков, попадающих в группу риска по суицидальному поведению. В данной статье рассматривается статистика суицидального риска, подходы к изучению проблемы, а также представлены данные исследования об актуальных потребностях в помощи специалистов среди подростков в г. Архангельске.
Ключевые слова: подростки, суицидальное поведение, суицидальный риск, суицид, потребности.
Recently, in Russia and the world, there are more and more teenagers, who fall into the risk group for suicidal behavior. This article discusses the statistics of suicidal risk, approaches to the study of the problem, and also presents research data on the current needs for specialist assistance among adolescents in Arkhangelsk.
Keywords: adolescents, suicidal behavior, suicidal risk, suicide, needs.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения суицидального риска среди несовершеннолетнего населения в России (в 2018ом году на 100 случаев суицидов больше, чем в 2017ом) [7]. В связи с психической, физической и социально-правовой незащищенностью подростков, регистрируется все больше случаев самоповреждений (self-harm), суицидальных попыток и т. д.
В своей работе Линевич В. Л. указывает, что, например, в республике Башкортостан подростки все чаще становятся подвержены суицидальному риску. Несмотря на то, что статистика остается «стабильной» относительно 2015го года — общее число завершенных суицидов и суицидальных попыток продолжает увеличиваться. Более 80 % попыток самоубийства совершают подростки в возрасте 15–17 лет, в этот же период наблюдается более 90 % завершенных суицидов [6].
Некоторые авторы рассматривают проблему суицидального поведения подростков как социальное явление, при этом делая акцент на выявлении маркеров риска. Например, Коночук В. В. с коллегами подошли к этому вопросу с химико-фармацевтической и медико-социальной точек зрения. В результате анализа полученных данных о латерализации головного мозга и уровня психической адаптации (УрПА) у 932 подростков в 14, 17, 18 лет; авторы установили взаимосвязь между адаптивностью несовершеннолетних и суицидальным риском. Кризис социальной адаптации у молодых людей (14–18 лет) обусловлен не только общей внешней ситуацией (призывной возраст, экзаменационные периоды и др.), но и функциями головного мозга. По мнению исследователей, подростки улучшат свою социальную адаптацию посредством наблюдения за собственными достижениями и соблюдая рекомендации, которые, по результатам проведенной диагностики, им предоставляют специалисты [5].
С психиатрической точки зрения проблему идентификации суицидальных тенденций у подростков изучала Григорьева А. А. Автор обратила внимание на обнаружение риска суицида у обучающихся в средней школе. В своей работе исследовательница использовала различные опросниковые методы для выявления суицидального риска, в том числе связанные с внутрисемейными отношениями. В исследовании приняли участие 2023 подростка, обучающихся в средних общеобразовательных школах. По результатам исследования автор сделала вывод о том, что большинство склонных к суицидальному поведению — это мальчики 12–15 лет. Исследовательница связывает повышенный суицидальный риск с преобладаем дисфункциональных отношений в семьях, подверженностью родителей употреблению психоактивных веществ и суицидальному поведению. Увеличение суицидального риска у подростков сопряжено с употреблением психоактивных веществ, увеличением дисфункциональных установок, повышением частоты конфликтов в их семьях [3].
Выявление индикаторов суицидального риска тема достаточно неоднозначная, поскольку четкого алгоритма действий и однозначного способа определения уровня возможности суицида — нет.
Одной из близких тем, относительно суицидального риска среди несовершеннолетних, является выявление причин, толкающих подростков на самоповреждающие действия и т. д. В исследовании Епачинцевой Г. А. с коллегами уделено внимание такой теме как взаимосвязь реактивной и проактивной агрессии у подростков и суицидального риска. Группой респондентов стали 48 подростков в возрасте от 12 до 17 лет (22 мальчика и 26 девочек), которые на момент исследования находились в детско-подростковой наркологической службе центра реабилитации Оренбургского областного клинического наркологического диспансера (ООКНД). В ходе исследования было установлено, что: если реактивная агрессия формируется вследствие снижения волевой регуляции поведения в сочетании со склонностью к аффективным взрывам, лабильности настроения, недостаточностью интеллектуальной сферы, что не позволяет критически и взвешенно оценить ситуацию, а также ввиду пессимистической оценки происходящего, — в этом случае, безусловно, такая форма поведения не является адаптивной и, более того, может приводить к выраженным нарушениям социального функционирования. Таким образом, работа с эмоционально-волевой сферой подростков, подверженных риску девиантного и/или суицидального поведения, может помочь предотвратить негативные последствия развития реактивной агрессии [4].
Одной из проблем, которые связывают с суицидальным поведением несовершеннолетних в России — злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами. Например, в исследовании Белоусова К. Ю. и Кудрякова И. О. приняли участие подростки, находящиеся в социально-опасном положении. Средний возраст респондентов составил 16 лет, основными причинами употребления алкоголя являются: недостаток уверенности в себе, желание показаться «крутым/взрослым», влияние сверстников, для поднятия настроения и др. Таким образом, можно отметить, что причины употребления алкоголя коррелируют с часто называемыми причинами суицидального поведения: депрессивное состояние, неуверенность в себе, влияние сверстников [1].
Тема поственции в случае суицидального риска несовершеннолетних так же является одной из основных в современной науке. Если у подростка была попытка суицида, появляются индикаторы самоповреждения или наблюдается склонность к употреблению психоактивных веществ — ему требуется помощь специалистов и близких людей, которые окажут ему поддержку. Васильченко М. В. утверждает, что дифференцированный подход к проведению психокоррекционных мероприятий среди подростков «группы риска развития кризисных состояний и суицидального поведения», учитывающий возрастные особенности и форму суицидальной активности респондентов, позволили констатировать снижение в данной группе испытуемых риска перехода суицидальной активности из внутреннего плана во внешний. Форма работы с подростками, предлагаемая исследовательницей, заключается в работе с психологом. В ходе разработанной программы были использованы технологии коррекции эмоциональной, волевой и когнитивной сфер. Также было установлено, что при доброжелательном отношении и вниманию к своей уникальности — подростки чаще шли на контакт и выполняли предложенные задания [2].
Тема суицидального поведения несовершеннолетних привлекает многих исследователей из различных направлений научного знания: психологии, здравоохранения, криминологии, социологии и др. Такая тенденция позволяет утверждать, что при суицидальной поственции необходима комплексная работа с несовершеннолетними.
В моем пилотном исследовании приняли участие 20 подростков от 14 до 18 лет из г. Архангельска, с обнаруженными тенденциями к суицидальному поведению. Исследование проводилось на базе АО «Дом молодежи» с октября по декабрь 2019г. Несовершеннолетним было предложено в свободной форме ответить на вопрос: «Нужна ли мне помощь?».
В ходе обработки полученных результатов было установлено, что большинство подростков признают необходимость помощи (85 %). 20 % респондентов указали, что им требуется консультация психиатра; 50 % отметили необходимость в психологической помощи и индивидуальной консультации; 65 % опрошенных — недостаточную поддержку со стороны родных и близких.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что старшие подростки (от 14 лет) способны анализировать свои поступки и признавать ошибочность совершенных действий. Также многие из них недостаточно социально адаптированы, что может повлечь за собой новые суицидальные тенденции в поведении.
Стоит оказывать подросткам с суицидальным комплексную социальную, психологическую и медицинскую помощь. Также следует уделить внимание их личным потребностям и провести дополнительные исследования, направленные на уточнение причин суицидального поведения.
Литература:
- Белоусов К. Ю. Потребление алкоголя несовершеннолетними петербуржцами, находящимися в социально опасном положении/ К. Ю. Белоусов, И. О. Кудряков// Вестник Казанского юридического института МВД России — 2016. — № 3. — С. 23–27.
- Васильченко М. В. Профилактика и коррекция кризисных состояний и суицидального поведения подростков/ М. В. Васильченко// Российский психологический журнал — 2009. — № 1 — С.87–90.
- Григорьева А. А. Выявление риска суицидального поведения у подростков в общеобразовательных школах/ А. А. Григорьева// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие — 2019. — № 3(27) — С. 513–522.
- Епанчинцева Г. А. Взаимосвязь реактивной / проактивной агрессии и риска суицидального поведения у девиантных подростов/ Г. А. Епанчинцева, А.И., Е. Ю. Алистратова// Тюменский медицинский журнал — 2014. — № 3 — С. 12–18.
- Конончук В. В. Алгоритм выявления суицидального риска у подростков / В. В. Коночук, А. Т. Давыдов, Тюкавин А. И. // Педиатр. — 2018. — Т. 9. — № 1. — С. 68–71.
- Линевич В. Л. Социально-правовая незащищенность подростков как фактор суицидального риска/ В. Л. Линевич// Вестник Уфимского юридического института МВД России -2018. — № 3 — С. 18–24.
- АО «Газета.Ру» (1999–2020) — Главные новости дня [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2019/04/25/12321139.shtml