В данной статье рассматривается проблема детей, попавших в «группу риска», проанализированы основные причины и факторы попадания в данную группу, выявлена роль школы в процессе выявления детей, относящихся к группе риска.
Ключевые слова: «группа риска», суицид, неблагополучная семья, поведенческая реакция.
Понятие «дети группы риска» еще со времен Светского Союза прочно вошло в лексикон ученых и рядовых педагогов, которые регулярно сталкиваются с такими подростками.
Понятие «риск» подразумевает некое отрицательное или опасное явление, но которое можно предотвратить, приняв те или иные меры. Когда разговор заходит о социальных сиротах мы понимаем, что эти дети находятся под влиянием тех или иных негативных внешних или внутренних факторов, которые могут повлиять отрицательно на психологическое развитие ребенка [1, c.110].
Рассматривая реальные прецеденты, связанные с подростками, можно сказать, что они создают риск для всего общества. Данный факт дает нам возможность называть сами семьи, в которых воспитываются такие подростки, находящиеся в группе риска. В современных исследованиях ученые педагоги чаще всего заостряют внимание не на общественной опасности данных детей, а опасности, которой дети группы риска подвергают себя сами, к примеру, на их поведения и действиях, зачастую влекущих за собой отставание в развитии и учебе потерю здоровья, а иногда и жизни.
Рассмотрим более подробно исследования, посвященные детям, относящимся к группе риска. Классической концепцией в педагогической науке является позиция Л. В. Мардахаева. Автор определяет детей группы риска как членов общества, попавших в сложную жизненную ситуацию. Эти подростки сильнее всех подвержены негативным внешним влияниям со стороны социума. К ним он относит детей, воспитывающихся в неполных семьях, в многодетных, детей в семьях в которых есть пьющие родители, а также инвалиды. Также автор особый акцент делает на выявлении в рамках школы детей, попавших в «группу риска» к ним относятся подростки, которые регулярно приходят в школу не выспавшиеся или психически отличающимся от других школьников. Данный факт влияет на их дальнейшую адаптацию подростков среди членов своей группы- в данном случае класса [1, c.132–133].
Л. Я. Олиференков в своем исследовании определяет данных подростков как детей, наиболее всего подверженных с общественной стороны негативным и криминальным влияниям [2, c.146–154].
Изученная нами литература позволяет выявить основные причины попадания подростков в данную группу.
К таковым причинам относятся:
алкоголизм одного или нескольких родителей;
антисоциальное поведение родителей (отсутствие работы криминальный образ жизни, проституция и т. д.);
неблагоприятная домашняя обстановка, отсутствие условий для проживания ребенка;
психическое заболевание родителя, также наркомания или алкоголизм;
недолжное внимание за естественными потребностями ребенка в пищи и одежде;
бродяжничество родителей совместно с детьми, отсутствие постоянного места жительства;
чрезмерное внимание к личности ребенка, полный контроль за действиями ребенка [3].
Для того чтобы понять почему эти факторы влияют на формирование антисоциального поведения ребенка, следует обратиться к Л С. Выготскому и очертить основные интересы ребенка подросткового возраста.
К интересам подростка относится:
интерес к собственной личности;
упрямство, проявление интереса к психологическому напряжению, попытка оспаривания учительского и родительского авторитета, также может проявляться в хулиганстве;
склонность к романтизму, необдуманным поступкам [3].
В процессе взросления ребенка интересы его постепенно начинают меняться. Он сталкивается с новыми трудностями, этот процесс рассмотрел в своем исследовании Д. Б. Эльконин. Автор отмечает, что в подростковом возрасте дети все больше сталкиваются, с не понимаем взрослых, подростки начинают вести дневники, попустительски относиться к учебе считая, что жизнь, протекающая вне школы, будет для них более полезной. Подростки начинают примыкать к различным группам, как к компаниям сверстников, так и другим неформальным сообществам.
А. Л. Лихтарникова рассмотрела представление детей о счастливой жизни человека среди подростов, которые не подвержены риску и детей, относящихся к группе риска. Автор проводила исследование в результате, которого она выявил, что для детей из группы риска атрибутами счастья являются такие вещи как одежа, еда, сладости и другие вещи, которые для многих являются вещами и продуктами повседневного потребления. Автор отмечает, что данные вещные характеристики в опросах детей показывает то что игрушка для детей группы риска являются неотъемлемым предметом для счастливой жизни [1, c.112].
Вещи и предметы для детей группы риска являются как таковым замещением внимания и заботы со стороны родителей. А. Л. Лихтарникова выявила, что среди детей, относящихся к группе риска, 67 % процентов не относят себя к счастливым людям, только 17 % подростков соотносят себя с понятием счастье. Большинству из этих подростков свойственно ощущать себя одинокими. Из исследования видно, что болеет 70 % подростков, сталкиваются с этим ощущением. Для того чтобы преодолеть чувство одиночества подростки из группы риска принимают алкоголь и наркотики.
Большинство подростков находящиеся в группе риска в процессе своего взросления сталкиваются с ощущением «беспомощности». Данное состояние связанно у детей с тем, что они в процессе своего взаимодействия со взрослыми не способны найти компромисс, а также самостоятельно справится с трудностями.
Как показывают исследования психологов и педагогов большинство детей именно в подростковом возрасте попадают в группу риска. На это влияет не только рассмотренные нами выше условия внутри семьи, но также физическое развитие ребенка, слишком быстрое половое созревание, недовольство изменившейся внешностью.
Рассматривая поведенческие реакции, подростков, попавших в группу риска, психологи пришли к выводу, что реакции могут быть как однократные, так и многократные. Психологи считают, что отклонение в поведение у подростков могут быть как временные, так и постоянные все зависит от общей ситуации, в которой находится подросток, а также факторами, которые валяют на жизнедеятельность человека в данном случае подростка.
Принято выделять три группы отклонений по временному периоду:
ситуативные отклонения;
— устойчивые формы отклонения.
Большинство детей в подростковом возрасте ощущают себя взрослыми, однако справится со взрослыми проблема они не могут. Данный факт приводит к агрессивному поведению подростков, подросток еще не осознает всей ответственности, которую он несет и зачастую он сталкивается с ограничением законом его деятельности. Состояние одиночества у ребенка зачастую приводит его к мысли о суициде и нарушении его представлений о счастливом будущем.
Для того что бы избежать данных проблем ребенок должен быть достаточно информирован обо всех соблазнах, встречающихся на его пути о наркотиках, сексе, правонарушениях. Если в благополучных семьях информированием ребенка занимаются родители, то о детях, находящихся в «группе риска», должны позаботиться социальные педагоги и психолог, работающий в образовательном учреждении. Главной особенностью детей, которые находятся в группе риска, является то, что эти дети, так же как и благополучные, имеют родителей, посещают школу и зачастую их поведение не является отклоняющимся. Нигде не сказано, что с данными детьми должна проводиться особая работа, однако эти дети не способны полноценно реализовать себя в современном социуме и в процессе обучения. Сами подростки без помощи неспособны справится со своими проблемами и помощи от семьи им ожидать не приходится.
Подростки, попавшие в группу риска просто не видят выхода из ситуаций с которыми они сталкиваются зачастую этим детям не только не помогаю, но и угнетают. Со стороны окружающих они сталкиваются с отчуждением и порицанием как со стороны сверстником, так и со стороны педагогов.
По данным статистики в 2015 г. более 1500 подростков покончили жизнь самоубийством и более 200 детей. Все дети относились к «группе риска» и воспитывались в семьях, где родители были либо алкоголики, либо тунеядцы. Однако причины самоубийства были разные, так, к примеру, в Рязани девушка ушла из жизни из-за плохой оценки в школе. Данные факты свидетельствуют, что дети, относящиеся к группе риска не способны справляться даже с мелкими трудностями, встречающимся на их жизненном пути.
Оказанная в нужный момент помощь помогает ребенку переосмыслить свой взгляд на будущее ведь многие просто не уверенны в дальнейшем успехе и счастье в жизни. Задача педагогов в работе с данными детьми состоит не в том, чтобы критиковать и осуждать, а чтобы проявить сочувствие помочь изменить ценностные ориентиры и мировоззрение подростка, оказавшегося в такой ситуации. Главное, что эти дети не являются асоциальными, они находятся в «группе риска», а значит избежать негативных последствий можно.
Литература:
- Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2010. — 26.
- Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М., Издат. Центр «Академия», 2012.
- Шпицына Л. М., Казакова Е. И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы. Спб. 2008–108 с.