«Подростковый возраст» — самое употребляемое словосочетание в речи взрослых людей, под которым подразумевается неадекватное с их точки зрения поведение ребенка в социуме. Этим словосочетанием зачастую объясняются резкие смены настроения, излишняя импульсивность, конфликтность ребенка и прочие странности поведения, отличные от принятых в обществе норм. Таким поведением подросток создает проблемы не только окружающим его людям, но и в первую очередь, самому себе.
Черствый, наглый, обидчивый, странный, замкнутый, — это та сторона, которой подростки видятся родителям, педагогам и окружающим его людям. Внутри же, ребенок чувствует переживания по поводу своей внешности, некрасивой фигуры или же первой любви. К этому же комплексу переживаний по поводу физиологических проблем, могут быть добавлены и социальные проблемы, например неблагополучие семьи, алкоголизм родителей, низкий доход семьи, в связи с которым, отсутствие красивой одежды, модного гаджета. Главной отличительной чертой во взаимодействии подростков с окружающим социумом является то, что как им кажется, их никто не понимает.
Исследования ученых, занимающихся проблемами развития мозга на возрастных этапах развития личности, в разное время имеет определенные гипотезы, научные объяснения и доводы по факту влияния этапов развития мозга на поведение человека. За последнее десятилетие наиболее устойчивым объяснением причин сбоев в регулировании эмоций и поведения у подростков является несбалансированность лимбической системы мозга и префронтальной коры (в сторону преобладания лимбической системы), то есть, лимбическая система запускает эмоциональное поведение, а контроль префронтальной коры мозга работает еще не так хорошо.
С физиологической точки зрения, в силу ряда причин, подростковый возраст считается самым «здоровым», периодом развития человека. На данном возрастном этапе у людей в большинстве своем хорошо развита иммунная система. Но при этом наблюдается, что подростковая смертность значительно выше, чем у детей или взрослых, по причине дорожно-транспортных происшествий. Убийства и самоубийства подростков находятся на втором и третьих местах. Серьезную психологическую травму психике подростка наносят ранняя половая жизнь, нежелательная беременность, венерические заболевания, девиантное (делинквентное) поведение, которое зачастую приводит к тюремному заключению. Причиной тому чаще всего является равнодушие взрослого к чаяниям и проблемам еще не созревшего «взрослого» ребенка.
Многочисленные исследования ученых говорят о том, что подростки, которые воспитываются в относительно благоприятной среде, наиболее безболезненно переживают переход из «возраста зависимости» в «возраст независимости». В настоящей статье автор подробно остановится на подростках с девиантным (отклоняющимся) поведением, причинах такого поведения и факторах преодоления подростками последствий негативных событий.
Среди множества существующих понятий и определений девиантного поведения, отметим такие как: «внутренний и внешний конфликт подростка в его микросреде и компенсаторными установками личности» (Б. Н. Алмазов, Н. В. Воскрутов), «отклонение от нормы» (Л. Ауэвлерт, В.Вахинг). В. Д. Менделевич предлагает понимать девиантное поведение как «систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам, которые проявляются в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением» [2].
Основными видами девиантного поведения у подростков являются: аддиктивное, делинквентное, агрессивное и суицидальное поведение.
Понятие «аддиктивное поведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения [Личко, Битенский, 1991], которое может привести в дальнейшем к формированию физической зависимости. Основу аддиктивного поведения составляет стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния [Короленко, 1991]. В сочетании с неблагоприятными психологическим, биологическими, семейными и другими социальными факторами, аддиктивное поведение искажает образ жизни ребенка. Потребность в эмоциональном тепле и человеческой близости переносится на психоактивные вещества, которые заменяют ему естественные положительные переживания.
Суицидальное поведение относится к патологии поведения подростков и в данном возрастном периоде отличается многообразием: суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Немаловажную роль в работе психолога в этом направлении играет просветительская работа психолога с педагогами, которых необходимо проинформировать о тех особенностях личности и поведения подростков, которые могут спровоцировать суицидальную попытку [4].
Делинквентное поведение — это повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки детей и подростков (несовершеннолетних), которые не влекут за собой уголовной ответственности [4].
Факт проживания ребенка в дисфункциональной семье, сам по себе не является причиной и обязательным условием для проявления саморазрушающего поведения, но является средой либо фоном, который может способствовать проявлению различных нарушений в поведении. В своих трудах Гурьева и Гиндикин описали механизмы влияния семейной среды на ребенка: «через подражание, через закрепление негативных реакций, через подкрепление окружающими психопатических реакций подростка». Соответственно, психологический климат в семье, взаимоотношения между ее членами, играют немаловажную роль в формировании девиантного поведения.
В ряде исследований подчеркивается, что школьные затруднения в обучении, также могут являться факторами риска отклоняющегося поведения. Также научно обосновано влияние взаимоотношений школьников с педагогами, статусное отношение в классе [1]. Следуя выводам ученых, можно сделать вывод, что неспособность ребенка занимать положение в классе, которое он желает, недостаточно развитые коммуникативные навыки, негативное отношение к ребенку педагогов либо сверстников, часто являются причиной проявления у ребенка недисциплинированности, снижения успеваемости, «буллинга» в отношении ребенка и как следствие, его уходу в асоциальную группу. Среди деструктирующих факторов, влияющих на проявление и формирование отклоняющегося поведения у подростков, необходимо выделить существующую практику «отсеивания» из образовательных учреждений «неблагополучных» учащихся. Самым широко используемым методом является перевод такого ребенка в вечернюю школу, которая уже давно является местом, где собраны «неугодные» ученики.
Отечественный психиатр А. Е. Личко в своих трудах [1991] заметил, что «основываясь на знаниях типа акцентуации характера подростка, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях, в частности, те психогенные факторы, которые могут побудить к саморазрушающему поведению, а также в те формы, в которые оно может вылиться» [1].
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог К.Леонггард, который является и автором известной классификации типов акцентуации личности. Наибольшее распространение в нашей стране получила классификация акцентуаций характера, разработанная А. Е. Личко. Ученый выделил 11 типов акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, психоастенический, эмоционально-лабильный, конформный типы.
Из выделенных Личко А. Е. типов акцентуации характера, склонными к проявлению суицидального поведения считаются подростки циклоидного, сенситивного, эмоционально-лабильного, эпилептоидного типов.
К аддиктивному поведению наиболее склонны: гипертимный, эмоционально-лабильный, шизоидный, эпилептоидный, неустойчивый типы.
Психоастеническая акцентуация вообще не располагает к саморазрушающему поведению, однако присущая таким подросткам нерешительность и страх ответственности способны нанести ущерб будущему социальному статусу [1].
Поскольку в большинстве своем подростки с девиантным (аддиктивным, делинквентным, агрессивным, суицидальным) поведением не верят в свои силы, имеют неадекватную самооценку, неприязненные взаимоотношения с учителями и к самому учебному процессу, психологу важно установить с ребенком доверительные, эмпатийные отношения. Для своевременного начала психологической работы необходимо выявлять детей, склонных к саморазрушающему поведению на ранних стадиях его проявления. К наиболее часто встречающимся эмпирическим признакам, свидетельствующим о дезадаптации подростка, относятся следующие: нарушение взаимоотношений со сверстниками, конфликтность с педагогами, нарушение норм и правил, установленных в учебном заведении, отсутствие профессионального интереса, несформированность внешней культуры поведения (неаккуратность, грубость, враждебность), лживость, неспособность критически оценивать свои поступки и поступки окружающих (друзей, сверстников) в соответствии с нормами морали и права.
Задача в работе специалиста с подростками состоит в том, чтобы помочь подрастающему человеку разобраться в себе, ответить на вопрос «кто он в большом неизведанном мире?», и «какое место в нем занимает?».
Многочисленные результаты исследований возрастных этапов развития человека, говорят о том, что вне зависимости от культуры, в которой он растет, подростковый период включает в себя определенные изменения:
– возросшая тяга к новому;
– пренебрежение опасности и склонность к риску;
– потребность утвердиться перед друзьями сильнее, чем потребность утвердиться в семье.
Таким образом, психологу необходимо правильно провести работу с подростком. А именно — целенаправленно, с учетом личностных особенностей клиента, разработать систему развивающих и коррекционных мероприятий. Главным принципом работы психолога в данном направлении является то, что при проведении коррекции должно решаться три задачи: коррекционная, профилактическая и развивающая [3].
В основе коррекционной работы с подростками, склонными к саморазрушающему поведению (девиантное, аддиктивное, агрессивное, суицидальное), необходимо выделить три основные мишени воздействия: межличностное общение, регуляция поведения, морально-нравственная сфера.
Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных навыков специалистом могут быть использованы следующие методы: социально-психологический тренинг, тренинг межличностного общения, обучающие встречи, групповая игротерапия.
Коррекция поведения подростков, склонных к проявлению саморазрушения, осуществляется с помощью методов психологической релаксации, техник поведенческого направления, методов арт-терапии.
Морально-нравственная сфера может восстанавливаться при помощи методов сказкотерапии, тематических бесед, коррекционной работы с семьей, при условии согласия всех задействованных в ней членов семьи и отсутствия сопротивления с их стороны.
Факторами успешного преодоления последствий различных негативных событий в подростковом возрасте является благоприятное семейное окружение, удовлетворение семьей потребности ребенка в безопасности, эмоциональное благополучие, развитые коммуникативные способности, умение регулировать свое поведение.
Литература:
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Л.,1983.
- Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М.,2001г.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2004г.
- Федосенко Е. В. Сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб.: Речь, 2006.