Моделирование социально-культурной деятельности в превенции деструктивного поведения несовершеннолетних
Авторы: Фортова Любовь Константиновна, Еропов Илья Александрович
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 28.10.2016
Статья просмотрена: 607 раз
Библиографическое описание:
Фортова, Л. К. Моделирование социально-культурной деятельности в превенции деструктивного поведения несовершеннолетних / Л. К. Фортова, И. А. Еропов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1510/ (дата обращения: 16.12.2024).
В создании гражданского общества особую роль играет социально-культурная деятельность (СКД). Это обусловлено тем, что СКД экстраполирует историческую миссию формирования активной личностной позиции, как наивысшей ценности социума.
«Социально-культурная деятельность предполагает культуротворческое, социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию индивида в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей». [1, с. 10]
Развитие личности происходит в процессе социализации, которая возникает в процессе социальной деятельности как её результат. Поэтому, формирование личности несовершеннолетних может происходить в процессе социальной деятельности.
Мы разделяем точку зрения М. А. Ариарского в том, что «объектом СКД является человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность. Предмет организации СКД предполагает процесс формирования культурной среды. Реализация механизма, социализации, инкультурации и самореализации личности; включение личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное общество. Основополагающая функция СКД — человеко-креативная, ориентированная на формирование и развитие способностей и дарований человека». [2, с. 15]
Характеризуя СКД, Н. Н. Ярошенко акцентуирует, что такая деятельность — это двуединый процесс, где с одной стороны, субъект в результате деятельности «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны, само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него». [1, с. 10]
В условиях СКД можно осуществить присваивание социальных связей и компетенций достаточно успешно. В такой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностной коммуникации, нравственными и эстетическими ценностями.
Подростковый возраст — наиболее сенситивный период в онтогенезе человека, во многом определяющий всю его дальнейшую жизнь. В этот период происходит переход от детства, опекаемого взрослыми, к автономности, перемена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, бурная гормональная перестройка организма, делающая подростка особенно уязвимым к негативному влиянию среды.
Изложенное выше позволяет констатировать, что деструктивное поведение подростков — это следствие нарушения процесса социализации. На наш взгляд, его коррекция возможна только через вовлечение подростков в сферу СКД, открытой для влияния на них самых различный социальных и воспитательный институтов, позволяющих максимально эффективно воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Мы выявили специфику проявления деструктивного поведения социальных сирот и разработали модель превенции изучаемого феномена.
Исследование и анализ дефиниции моделирования и модель, а также изучение и раскрытие квинтэссенции генеалогии социально-культурных подходов к организации предупреждения деструктивного поведения депривированных детей в российском обществе позволили нам перейти к процессу моделирования СКД в контексте превенции различных форм деструктивного поведения социальных сирот и описанию авторской модели.
Первый этап моделирования СКД в процессе превенции деструктивного поведения характеризуется актуализированностью полученных в филосовской, психолого-педагогической науках знаний об эволюции взглядов на сущностное ядро социально-культурных подходов к предупреждению деструктивного поведения депривированных подростков.
Глубокий анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой специфике деструктивного поведения социальных сирот, позволил нам установить, что до настоящего времени вопросы ресоциализации несовершеннолетних социальных сирот в российском социуме рассматривались преимущественно в контексте биологического обеспечения. Социальная деятельность не обеспечивала образовательно-воспитательный характер. Общественная практика воспитания сирот не принимала во внимание эвохомологическую активность, направленность на социальные ценности, духовно-нравственное развитие личности. Отсюда, возникает необходимость привнесения в процесс превенции деструктивного поведения социальных сирот через СКД опосредующее звено — модель. И, соответственно, цель процесса моделирования — конструирование структурно-функциональной модели СКД в превенции деструктивных форм поведения.
Второй этап моделирования превенции деструктивного поведения сирот в процессе СКД был направлен на работу, ориентированную на создание адекватной модели, при разработке которой достигалась аналогия её структуры и функций с объектом исследования — оригиналом. Отвлечённый характер модели дал возможность нивелировать второстепенные связи и отношения. Модель превенции деструктивного поведения подростков-сирот отпиралась на личностно-ориентированный, культурологический, системный подходы, т. е. воспроизводила систему связей и отношений, обеспечивающих её реализацию в превенции деструктивного поведения депривированных подростков на «модель как бы нанизывалась вся масса эмпирически наблюдаемых свойств и связей действительности, берущихся научно, а не другим возможным для создания образа; человек описывается исследователем по отношению к ним». [3, с. 16]
На третьем этапе моделирования осуществлялась работа по дальнейшему теоретическому анализу модели воспитания позитивно ориентированной личности в процессе превенции деструктивного поведения подростков через мероприятия СКД.
Разрабатывая структурно-функциональную модель, мы опирались на когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный компоненты. Кроме того, методология исследования предполагала опору на системный и личностно-деятельностный подходы.
Системный подход в разработке структрно-функциональной модели превенции деструктивного поведения подростков-сирот посредством мероприятий СКД предполагал её анализ как конгломерата взаимосвязанных элементов. Элементы модели составляют целостную систему, а взятые по отдельности, они могут обеспечить только решение ряда частных задач. Только их совокупность может помочь достигнуть цели — воспитание просоциальной личности в процессе превенции деструктивного поведения посредством мероприятий СКД.
Личностно-ориентированный подход предполагает организацию целенаправленного взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированный на воспитание просоциальной личности в процессе превенции деструктивного поведения.
В контексте нашего исследования весьма немаловажным является деятельностный подход, основная идея которого коррелирует с деятельностью как средством становления и развития субъективности подростка. Деятельностный подход направлен на организацию и управление целенаправленной деятельностью подростков-сирот в контексте их жизненных планов, ценностных ориентаций и личностного опыта. Данный подход исходит из представлений о симбиозе личности и деятельности, проявляющимся в том, что деятельность в её многообразных формах осуществляет изменение в структуре личности, а личность, в свою очередь, непосредственно и опосредовано делает выбор адекватных ей видов и форм деятельности и модификации деятельности, удовлетворяющее потребностям личностного роста.
Структура представленной нами структурно-функциональной модели воспитания просоциально-ориентированной личности, содержит ряд взаимосвязанных блоков. Начальный блок целепологания содержит цель и раскрывающие её задачи. Мы опираемся на определение цели как эталонного мысленного прогнозирования результатов деятельности. Цель предложенной нами структурно-функциональной модели — воспитание просоциально-ориентированной личности, направленной на свою способность влияния на жизнь посредством активного включения в СКД, предполагающую превенцию деструктивного поведения.
Искомую цель мы отобразили в следующих задачах:
- Формирование представлений у подростков-сирот о конструктивном образе жизни, анализ деструктивных форм поведения и их последствий;
- Формирование мотивации участия в СКД и характера отношения к рациональному использованию свободного времени;
- Формирование умений и навыков самоконтроля, социальной зрелости и устойчивости к различным формам девиаций;
- Формирование и развитие активности и автономности в процессе подготовки и участия в мероприятиях СКД
Содержательный блок направлен на воспитание просоциальной личности в процессе превенции деструктивного поведения посредством мероприятий СКД, складывающихся из нескольких компонентов:
- Когнитивный компонент направлен на овладение воспитанниками компетенциями о здоровом образе жизни;
- Эмоционально-мотивационный компонент способствует формированию у воспитанников мотивов продуктивного использования свободного времени, а также участия в мероприятиях СКД;
- Деятельностный компонент предполагает включение воспитанников во взаимодействия с социальной средой в процессе СКД, на основе устойчивого поведения к различным формам деструкции.
Структурно-функциональная модель воспитания просоциально-ориентированной личности в процессе превенции деструктивного поведения посредством мероприятий СКД базируется на следующих принципах:
- Принцип социализации помогает усвоению и вопросизводству индивидом социального опыта. Продуктом социализации являются личностные смыслы, определяющие отношение индивида к миру, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и т. п.;
- Принцип культурологический инициирует организацию креативной и эмоционально насыщенной деятельности, способствующей познанию себя и окружающего мира приобретению витального опыта и формированию нравственных ценностей;
- Принцип антропологический — это комплекс наук о человеке, социуме и культуре, предполагающий развитие личности, формирование её как субъекта культуры, создание условий для конструктивного удовлетворения потребностей в самоутверждении;
- Принцип превентивной направленности предполагает включение воспитанников центра реабилитации в СКД, требующее социальной активности, креативности, автономности, волевых усилий для преодоления негативного воздействия окружающего социума и выработке определённых способов противостояния.
Завершающим моментом предложенной нами модели являются функции социально-культурной деятельности, к которым мы относим коммуникативную, способствующую формированию саногенного мышления, развивающего интеллектуальные возможности; рекреативно-оздоровительную функцию, направленную на формирование потребностей в зож, профилактике аддиктивного поведения, промискуитета; информационно-просветительную, способствующую приобщению подростков-сирот к зож на основе чёткого соотнесения с системой информационно-просветительской деятельности реабилитационного центра; культуротворческую, способствующую восполнению духовного физического потенциала, активизирующую творческую деятельность, предупреждающую деструктивное поведение.
Таким образом, предложенная нами структурно-функциональная модель воспитания просоциально-ориентированной личности в процессе превенции деструктивного поведения посредством мероприятий СКД включает в себя ряд блоков, представляющих ценность и необходимость в достижении поставленной цели — воспитании просоциально-ориентированной личности в процессе превенции деструктивного поведения посредством мероприятий СКД.
Литература:
- Ярошенко, Н. Н. Современная социально-культурная деятельность как специальность профессионального образования // Вестник МГУКИ.- 2005.- № 3. С. 10.
- Ариарский, М. А. О специальности «социально-культурная деятельность» и её специализациях // Вестник МГУКИ. — 2005. — № 3. С. 15.
- Штофф, В. А. Роль модели в познании. — Л.: Изд- во Ленингр. ун., 1963. С. 16.