Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Леонтьева, А. Н. Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде / А. Н. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3425/ (дата обращения: 16.12.2024).

Здоровье личности в его современной трактовке — это целостное многомерное динамическое понятие, отражающее способность личности полноценно функционировать (как в физиологическом плане, так и в социально-психологическом).

Профилактика нездорового образа жизни, как правило, строится на комплексной основе и включает в себя мероприятия психологического, медицинского, юридического и социального характера.

Цель данной статьи — презентация рекомендаций по организации профилактики социально-психологической дезадаптации как мероприятия первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде.

Статья основана на опыте работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс специалистами Центра социально-психологической помощи Сибирского государственного технологического университета города Красноярска.

Современная психопрофилактическая работа выстраивается на принципах пропаганды социально-ориентированных ценностей, психологически и физиологически здоровых средствах самореализации.

Специфика проблемы социально-психологической дезадаптации в качестве ведущего направления ее профилактики определяет предупреждение нарушений психологического здоровья личности.

То есть профилактические мероприятия должны способствовать формированию ответственного отношения к своему психологическому здоровью и создавать пространство для овладения элементарными психологическими знаниями для его сохранения и укрепления.

Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью, а также определяющими оценку индивидом своего [4, с.51].

Система психологических мероприятий по первичной профилактике нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде включает в себя:

  • выделение студентов групп риска нездорового образа жизни;

  • проведение активной пропаганды психологически-здорового образа жизни;

  • развитие психологической устойчивости к негативным факторам окружающей среды.

Группой риска нездорового образа жизни с точки зрения психологического подхода является, прежде всего, личность, находящаяся в психологическом кризисе.

В связи с этим, к мероприятиям профилактики социально-психологической дезадаптации относится, формирование психологической устойчивости к негативным факторам среды, провоцирующим личностный кризис — психологическую дезадаптацию.

Психологическая дезадаптация — нарушение жизненной ситуации человека, которое делает продолжение жизни на прежних основаниях невозможным («разрыв логики жизни»); прежний образ Я и мира перестает соответствовать реальности; утрата значимой ценности; субъективное ощущение «невозможности жить»; сопровождающееся тревогой, напряжением, отчуждением от себя и мира [5, с.105].

Переживание острых травмирующих чувств является источников различных психосоматических нарушений у личности.

Так же в состоянии острого психологического кризиса для многих единственным средством избавления от переживаний является своеобразный «уход» в «мир» наркотических зависимостей, игровой зависимости и «мифов» о них. Не случайно распространение явлений наркомании относится к числу признаков углубления социально-психологической дезадаптации в обществе [1, с.193].

Учитывая специфику и общее состояние проблемы социально — психологической дезадаптации, основными аспектами первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде в вузе является [2 с. 80–83; 3, с.106–109]:

  • сохранение здоровьесберегающего потенциала образовательной среды;

  • содействие обучающимся в решении задач сохранения психологического и психосоматического здоровья.

Нормативно-правовая база данных мероприятий профилактики социально-психологической дезадаптации включает:

  • Положение о Службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации;

  • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России;

  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

  • Приказ Минздрава РФ от 06.05.1998 № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением»;

  • Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»;

  • Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28–51–513/16 «О Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

  1. Рекомендации по организации мероприятий профилактики социально-психологической дезадаптации.

При организации мероприятий профилактики социально-психологической дезадаптации как первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде следует соблюдать следующие принципы:

  • принцип целесообразности (учитывать характерологические особенности личности/группы; основные социально — психологические проблемы личности/группы; степень сплочения группы);

  • принцип эмпатии;

  • принцип компетентности (самостоятельная организация, привлечение специалистов психологического, медико-психологического профиля).

  • принцип доступности изложения информации;

  • принцип сочетания нескольких репрезентативных систем (аудиальной, визуальной);

  • принцип доверительности и открытости;

  • принцип системности (учитывая учебную нагрузку).

2. Рекомендации по проведению мероприятий профилактики социально-психологической дезадаптации.

В рамках и границах воспитательной работы образовательного учреждения проведение профилактики возможно в следующих организационных формах:

  • индивидуальная профилактика;

  • профилактика в группе.

В силу того, что профилактика в вузе проводиться специалистами различного профиля, следует выбирать наиболее безопасный вид психологической работы и для самого специалиста, и для его аудитории: мероприятия просветительского и развивающего характера.

Просветительская работа включает в себя:

  • информирование о способах личностного развития, о возможностях сохранения психологического здоровья;

  • информирование об услугах профилактория образовательного учреждения;

  • информирование, проведение/направление на участие в социально-психологических тренингах и консультативных группах, группах психологической поддержки.

Развивающая работа включает в себя:

  • поддержку в участии в общевузовских мероприятиях, как в рамках воспитательного направления, так и учебного;

  • внутригрупповые мероприятия (день группы, день именинников семестра и другие);

  • тематические лекции о значимости психологического здоровья, о связи психологического и физического самочувствия (листовки, буклеты, презентации);

  • поощрение проявления инициативы участия в социальных акциях вуза и города (благодарности, грамоты);

  • просветительские акции (просветительские стенды, буклеты, информационные листы);

  • проведение мероприятий на знакомство с сокурсниками, раскрепощение и сплочение учебных групп (экскурсии по факультету, вузу, культурным учреждениям города);

  • внедрение норм взаимовыручки;

  • проведение тренингов на сплочение и развитие коллектива;

  • участие в разрешении внутригрупповых конфликтов;

  • распределение обязанностей в группе, выстраивание воспитательной работы на демократических принципах, декларирование демократического уважительного стиля общения и его плюсов для коллектива в целом и отдельно взятой личности.

Организационный этап профилактики эффективнее выстраивать в первом семестре учебного полугодия, включая сессионный период, в период максимальной адаптационной нагрузки. Это позволит получить более полную информацию о наличии и степени влияния всех дезадаптационных факторов и разработать/выбрать соответствующие темы профилактических мероприятий.


Литература:
  1. Корель Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.

  2. Леонтьева А. Н. Актуальность исследования проблемы психологической дезадаптации личности и условий ее минимизации // Актуальные проблемы современного социального знания: сборник научн. трудов. Красноярск: РИЦ ФГБОУ ВПО «СибГТУ», 2012. Вып. 18. С.80–83.

  3. Леонтьева А. Н. Мониторинг дезадаптации обучающихся в системе психологического сопровождения инновационных процессов в образовании (презентация опыта работы) // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: матер. Х Всерос. научно-практ. конф.: в 3 ч. Ч.2 М., Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2011. С.106–109.

  4. Никифоров Г. С. Практикум по психологии здоровья: учеб.пос. СПб.: Питер, 2005. 256 с.

  5. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пос. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая дезадаптация, нездоровый образ жизни, молодежная студенческая среда, первичная профилактика, психологическая дезадаптация, образовательное учреждение, организация мероприятий профилактики, психологическая устойчивость, психологическое здоровье, Российская Федерация.

Похожие статьи

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Анализ семейной ситуации и оценка психоэмоциональной сферы младших школьников с дезадаптацией

Психологическое сопровождение подростков с интеллектуальными нарушениями, склонных к девиантному поведению в условиях образовательной среды

Похожие статьи

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Анализ семейной ситуации и оценка психоэмоциональной сферы младших школьников с дезадаптацией

Психологическое сопровождение подростков с интеллектуальными нарушениями, склонных к девиантному поведению в условиях образовательной среды