Последнее время термин «экстремизм» прочно вошел в обиход не только политиков, общественных деятелей и отраслевых специалистов в этой области, но и рядовых граждан. Современное состояние развития техники и технологий создает большие возможности для мгновенного распространения идей и учений, значительно упрощает поиск единомышленников и способствует объединению людей в различных частях мира. Как и многие другие технические достижения, новейшие средства массовой информации и средства коммуникации, основанные на технологии «Интернет», сами по себе не являются положительными или отрицательными — соответствующую окраску в русле рассматриваемой проблемы им придает цель использования. И неслучайно активисты радикальных движений, в том числе и экстремистского толка, используют для вовлечения новых членов в свои ряды максимально возможное количество информационных каналов, особо выделяя при этом интернет-среду.
Причина подобного явления, на наш взгляд, кроется в заинтересованности лидеров подобных движений в вербовке молодежи. Основной аудиторией интернет-сообщества в нашей стране являются молодые люди до 30 лет. В то же время в силу самых разнообразных причин, в том числе и отсутствия простого жизненного опыта у данной категории граждан, их вербовка является более легкой, чем людей старшего возраста. Не последнюю роль в этом процессе играет как низкая информированность молодых людей об экстремизме как таковом (редкий молодой человек сможет четко определить значение слова «экстремизм»), так и об организациях экстремистского толка.
В научной среде было издано достаточно научных работ, посвященных сущности феномена экстремизма, издано большое количество самых разных методических пособий, в том числе и авторами этой книги. Несмотря на некоторые различия в деталях, исследователи сходятся во мнении, что экстремизм — это комплексное социально-психологическое явление. Социальный аспект выражается в отрицании принятых в обществе социальных нормативов поведения, либо в пренебрежительном отношении к таковым, а психологический аспект отражает склонность к крайним формам выражения своих морально-нравственных установок (путем открытой агрессии, навязывания, насилия и т. д.), которая в принципе в большей или меньшей степени присуща всем членам социума.
Борьба с экстремизмом усугубляется тем обстоятельством, что он не детерминируется одними социально-экономическими факторами. Безусловно, уровень финансового благополучия населения влияет на «экстремистскую активность» общества. Однако не менее важным представляется наличие соответствующих историко-культурных предпосылок, способствующих выбору крайних форм борьбы за собственные интересы.
Также серьезной методической проблемой на сегодня является проблема понятий. Дело в том, что вокруг популярной темы экстремизма, активно обсуждаемой в средствах массовой информации, существует большое количество терминов и определений (таких как «титульный этнос», «диаспора», «национальная политика» и др.), от значения которых существенно зависит понимание собственно «экстремизма». Тем более их четкая дефиниция важна при выработке национальных программ по борьбе с экстремизмом, издании нормативных актов и т. д. Средства массовой информации зачастую, неверно употребляя эти термины, вводят в заблуждение и без того смутно представляющее суть проблемы население, делая его легкой мишенью для экстремистской пропаганды.
Большую тревогу вызывает обозначившаяся тенденция проникновения экстремистских идей и установок в систему воспитания и образования. Если в средних общеобразовательных школах проводятся масштабные реформы по изменению учебного плана, увеличению его гибкости, поощрению инициативности учащихся, повышению уровня социальной ответственности школьников, то система преподавания в высшей школе осталась в основном неизменной. Неудивительно, что именно студенты высших учебных заведений составляют львиную долю рекрутов разнообразных экстремистских организаций.
На фоне описанных выше тенденций в России весьма слабо поставлена информационно-разъяснительная работа с молодежью по борьбе с экстремизмом. В этом плане стоит отметить позитивную роль наличия федерального списка запрещенных к изданию и распространению материалов экстремистского содержания. В то же время проблема наличия в свободном доступе подобных материалов еще не снята до конца, поскольку в сети Интернет периодически появляются продукты того или иного движения с соответствующими идеями либо издания, ориентирующие на экстремистскую модель поведения безотносительно к конкретной организации (например, достаточно широко известная «Русская кухня. Азбука домашнего террориста», изданная под псевдонимом Алексея и Авдея Блаженных).
Сегодня мы переживаем очередной всплеск экстремистской деятельности. Поскольку активизация молодежного экстремизма в силу своего деструктивного характера представляет серьезную опасность для общества, принципиально важно широкое изучение этого явления средствами гуманитарной науки, а также внедрение последних разработок в области профилактики экстремизма. Ведь молодежный экстремизм, как явление общественное, требует прежде всего общественного противодействия — требуется строгая убежденность члена социума в недопустимости крайних проявлений социального поведения.
Экстремизм как крайняя, не приемлемая для общества идея возникает и распространяется в условиях обострения социально-политической ситуации. Кризисы в любой форме являются благоприятной почвой для экстремистских идей, что в конечном итоге трансформируется в терроризм, иными путями экстремистам крайне тяжело реализовать свои идеи.
Противодействие политическому, национальному и религиозному экстремизму является одной из важнейших проблем на современном этапе не только в нашей стране, но и во всем мире. Агрессивно настроенные группировки выбирают, прежде всего, национализм или разного рода экстремизм, чтобы прорекламировать себя. Этим они удовлетворяют свои амбиции в политической борьбе за власть и влияние. Как правило, экстремизм имеет место в том обществе, в котором складывается экстраординарная ситуация: резкое падение социально-экономического уровня жизни населения, безработица, миграционные проблемы и связанные с этим резкая социально-политическая дифференциация и поляризация сил в обществе.
До 80х гг. ХХ в. явления политического, национального и религиозного экстремизма в нашей стране практически отсутствовали. Это объясняется тем, что в советском государстве идеологическая работа носила интернационалистический характер и была поставлена так, что не допускалось никакого инакомыслия, кроме социалистического и коммунистического. Декларировалось юридическое и практическое равенство всех наций и народностей и т. п. В тот период в жестко централизованном советском государстве межнациональные отношения не вызывали тревогу. Однако развал Союза, начавшийся процесс перестройки, гласность и суверенизация национально-территориальных образований обнажили многие пороки коммунистического режима, его национальной политики и разбудили дремлющие межнациональные разногласия.
Экстремизм во всех его проявлениях выступает одной их основных проблем, дестабилизирующих устойчивое развитие любого современного общества, в том числе и российского. На практике экстремизм проявляется преимущественно в сфере политических, национальных, конфессиональных, общественных отношений. Как правило, выделяют три основные его формы: политическую, национальную и религиозную, которые переплетены между собой [1].
Россия — это исторически многонациональная, многокультурная держава. Отношения между народами здесь строились столетиями, и было очень важно, чтобы каждое поколение людей осознавало свою причастность к происходящим вокруг них событиям и величайшую ответственность за судьбу своих потомков. Мы должны задуматься, какое наследие оставляем грядущим поколениям. В составе России, вместе с русскими, многие народы обрели свое национально-культурное самоутверждение и даже государственное самоопределение. Конечно, в деле политического объединения России определяющую роль сыграл русский народ. Этот факт никто под сомнение не ставит. Но это не дает повода говорить о второстепенности роли многих других исторически российских народов. Это не способствует сохранению целостности России. Настоящие патриоты России не делили себя по национальному признаку, а оценивали по преданности российскому обществу, Российскому государству. Настоящие патриоты веками собирали Россию из народов и территорий, а национал-шовинисты и национал-сепаратисты требуют «роспуска республик», «разгона наций», подчеркивая второсортность одних и второстепенность других в Российском государстве. Но такие подходы, осознают это их авторы или нет, ведут к развалу России.
Национальность человека — это элемент культуры, истории, языка, традиций, нравов, самобытности, миропонимания и психологии. Прежде всего мы — люди, а потом уже представители той или иной национальности, культуры и языка.
В целях противодействия национальному и политическому экстремизму, сохранения межнационального мира и общественного согласия, предотвращения межнациональных конфликтов в Российской Федерации следует:
- во-первых, через комплексное воздействие на социально-экономические и политико-правовые условия жизнедеятельности конкретных этнических сообществ прививать принципы национальной терпимости, компромисса, признания права других на иное мнение, на иную культуру, на иные нравственные ценности;
- во-вторых, предотвращать социальные и политические конфликты, выявляя их причины, условия, формы проявления;
- в третьих, предвидя возможное возбуждение национального фактора, следует существенно усилить просветительскую и информационно-пропагандистскую работу в сфере национальных отношений [2].
Если говорить о Ставропольском крае, то важно отметить, что это издревле земля разных культур. И исторически сложилось, что наиболее многочисленными на территории Ставропольском крае народами являются русские, карачаевцы, абазины, черкесы, ногайцы и другие коренные народы Кавказа.
Конечно же, говорить о том, что сегодня в регионе есть открытые очаги этнических конфликтов, порожденных идеями экстремизма, как минимум необоснованно, и это суждение не будет справедливым.
Проблема в том, что основной костяк экстремистов (в регионе в частности и в России в целом) составляют молодые люди, молодежь, студенчество. Вот это поистине опасно! Именно молодому поколению строить будущее нашего общества и государства, молодежь и есть тот базис, та основа, от которой зависит и экономический рост, и развитие России, и укрепление России на политической арене, и, конечно же, улучшение социально-экономических показателей проживания в России. И если сегодня, удовлетворившись низкими показателями экстремизма в Ставропольском крае, пустить все на самотек, не обращая внимания на то, чем занимается молодежь, какие у нее проблемы сегодня, что ее беспокоит, что она хочет получить от общества и российского государства, — вот именно с этого момента будет положено начало очень и очень трудно обратимому процессу, который моментально, а главное — успешно, взрастит экстремизм и у нас в области.
Именно в данном ракурсе роль институтов гражданского общества как никогда велика. Именно общественным институтам здесь необходимо придать приоритетное значение. Несмотря на всю эффективность работы правоохранительных органов, на их успехи в антиэкстремистской и антитеррористичекой деятельности, именно общественные институты лучше и конструктивнее смогут построить диалог с молодежью, которую необходимо увести от экстремизма.
Президент В. В. Путин подписал Указ об утверждении Стратегии национальной государственной политики России на период до 2025 года. Основными вопросами национальной политики являются четыре позиции:
- сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;
- обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;
- создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
- поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.
Приоритетными направлениями являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др.
Участие институтов гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму может быть организовано по двум направлениям:
- формирование площадок для диалога и реальных переговоров;
- контроль за правовой составляющей деятельности правоохранительных органов [3].
Можно с полной ответственностью заявить, что в Ставропольском крае подобного рода участие полностью обеспечивается. Постоянно происходит работа различных дискуссионных площадок и круглых столов. Один из последних — круглый стол по теме «Гражданские инициативы в вопросе предупреждения молодежного экстремизма и правового нигилизма», который состоялся в в РГЭУ «РИНХ» филиал в г. Кисловодске.
К дискуссии были приглашены представители органов исполнительной и законодательной власти в г. Кисловодске, представители правоохранительных органов, учреждений образования, региональных общественных организаций, средств массовой информации.
Участники встречи отметили, что значительного усиления требует работа с подрастающим поколением, поскольку в последние годы наблюдается повышение роли интернет-среды как источника информации. По мнению собравшихся, институты гражданского общества должны активнее привлекать молодежь к реализации общественно значимых проектов.
В ходе дискуссии присутствующие обсудили вопросы модернизации системы правового воспитания школьников, противодействия экстремизму в молодежной среде, открытия в регионе юридических клиник, а также совершенствования системы семейного и гражданско-патриотического воспитания.
Участниками круглого стола был предложен ряд рекомендаций по предупреждению молодежного экстремизма и правового нигилизма. В частности, подчеркивалась необходимость усиления информационной работы по пропаганде патриотизма и семейных ценностей в средствах массовой информации, взаимодействия региональных правоохранительных структур с органами образования, содействия распространению лучших практик в области повышения правовой культуры и профилактики национального экстремизма под руководством специалистов вузов и др. [4].
Стоит отметить, что действительно важное место необходимо отвести правовому просвещению молодежи. Экстремизм как таковой легко порождается правовым инфантилизмом и нигилизмом. Правовой инфантилизм — низкий уровень правового сознания, чувства ответственности относительно поведения в рамках права, несформированность, недостаточность правовых знаний и установок, но высокий уровень желания получить результат (без осознанности последствий, с вероятной осознанностью отрицательного поведения). Правовой нигилизм (от лат. nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы [5]. Сегодня у нас в городе ведется активная работа по борьбе с этими явлениями. В частности, филиалом совместно с управлением образования города Кисловодска реализуется проект «Школа права», это всероссийский проект Ассоциации юристов России. В его рамках старшеклассникам читается курс лекций, затрагивающий различные отрасли российского права. Данный курс даст школьникам необходимый объем правовых знаний, которым они смогут руководствоваться в реальной жизни.
Таким образом, необходимо разговаривать, обсуждать, строить конструктивный диалог в нашем обществе, когда речь идет об экстремизме. И круглые столы, подобные тому, что был в сентябре, о котором было упомянуто, не единственны в своем роде. Сегодня в регионе ведется очень активная работа по противодействию экстремизму. И последним ее проявлением является молодежный форум студентов и школьников «Экстремизму — отпор!», проведенный в РГЭУ «РИНХ» филиал в г. Кисловодске. Данное мероприятие явилось воплощением комплексной дискуссионной площадки, на которой обсуждались наиболее актуальные и важные проблемы, связанные с экстремизмом в России. Участниками форума стали студенты, молодые ученые и школьники региона КМВ.
Данный форум стал истинным проявлением работы и взаимодействия разных общественных структур и населения, представителей молодежи и студенчества России и лиц, чья профессиональная деятельность — борьба с экстремизмом. Это и есть яркий пример участия гражданского общества в борьбе с разными видами экстремизма.
Литература:
1. Кагерманов А. С. С., Бидова Б. Б. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX — начала ХХ вв //Научно-информационный журнал армия и общество. 2014. № 2 (39). с. 45–48.
2. Бидова Б. Б. Проблемы легальной дифференциации завещательных распоряжений //Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. № 5. с. 72–75.
3. Бидова Б. Б. Некоторые аспекты обеспечения национальной безопасности на региональном уровне // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 410–412.
4. Бидова Б. Б. Исламский радикализм: анализ подходов и угроз //Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 353–355.
5. Бидова Б. Б. Уголовно-правовые грани преподавательской деятельности // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 457–459.
6. Информационно-аналитический доклад «Роль и место гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму». Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. — URL: http://www.president-sovet.ru/ struc- ure/group_corruption/materials/