С оциологическая диагностика молодежных субкультур в контексте социальных изменений
Фрейн Валерия Александровна, студент
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время молодежные субкультуры особенно популярны среди подростков, но не все знают об их влиянии на личность молодых людей. Необходимо определить их роль в жизни тех людей, которые принадлежат к этим субкультурам, и узнать как можно больше о каждой молодежной субкультуре и их традициях
Ключевые слова: молодежь, субкультура, молодежная субкультура, особенности современных молодежных субкультур.
Субкультура — понятие, изучаемое несколькими науками, в том числе и социологией, и которое обозначает часть культуры общества и отличается своим поведением от преобладающего большинства [5, с. 17].
Впервые понятие субкультура стала предметом интереса социологов Чикагского университета в период с 1920-х по 1940-е годы, хотя исследователи не относили свою работу к субкультурной концепции [4, с. 402].
Молодежная субкультура — это молодежная субкультура с различными стилями, интересами и поведением. Рассматривая субкультуру в качестве системы взаимодействия, необходимо выделить ее основные признаки [1, с. 105]. Признаки субкультуры покажем на рис. 1.
Рис. 1. Признаки субкультуры (составлено автором)
В научной литературе различных областей знания проблеме генезиса и функционирования молодежных субкультур уделено достаточно много внимания. Достаточно полно нашли отражение вопросы, связанные историческими, философскими, социологическими, собственно педагогическими аспектами жизнедеятельности молодежных субкультур [2, с. 13].
Для феномена молодежной субкультуры характерны следующее особенности (рис. 2):
Рис. 2. Особенности молодежной субкультуры (составлено автором)
Необходимо определить положительные стороны и привлекательность субкультур для молодёжи. К подростковому возрасту для подростков нормально и уместно отделяться от своей семьи.
Экспериментирование с субкультурами, отличными от доминирующей культуры в их семье, — это способ для подростков примерить новый тип идентичности, проверить новые ценности и найти свое место в мире для себя, а не в качестве продолжения своих родителей. Субкультуры имеют свои собственные принципы того, как одеваться, как себя вести и что важно. Подросток отделяет себя не от всего мира, а только от своей семьи.
Их членство в субкультуре может быть недолгим или время от времени. Они могут придерживаться одного или присоединиться к нескольким в течение подросткового возраста. Они помогают развивать чувство принадлежности и идентичности у подростка и улучшают его социальные навыки и способность придерживаться группы и набора идей и поведения. Некоторые социальные группы могут оказывать негативное влияние на подростка.
Изучение местной специфики отношения молодежи к субкультурным сообществам позволит нам понять социальный контекст их существования. Очевидно, что молодые люди испытывают наибольший интерес к субкультурным темам и знаниям в этой области. Соответственно, объектами опроса были студенты Белгородских вузов [6, с. 118].
На основе изучения осведомленности студентов о современных молодежных субкультурах и субкультурных областях и их отношения к ним было установлено, что преобладало нейтральное отношение.
Рис. 3. Соотношение различных групп молодежных субкультур (составлено автором)
В Белгородской области насчитывается 88 неформальных объединений молодёжи, большинство из которых имеют творческую или спортивную направленность (хип-хоперы, рок-музыканты, байкеры, роллеры, брейк-дансеры) [3, с. 55]. В меньшинстве находятся любители японской анимации, интеллектуального кино.
Наличие молодежных субкультур в Белгородской области создает предпосылки возникновения и механизмы реализации социальных преобразований. Поскольку именно в среде молодежных субкультур формируется новый тип личности, который будет доминировать и развиваться в будущем, исследование молодежи как возрастной общественного слоя позволит с высокой вероятностью прогнозировать аксиологические параметры будущего всего общества.
Культурная преемственность поколений — основа исторического развития человечества. Перспективой дальнейших развития сегодня остается определение основных контуров социокультурной трансформации, анализа ее положительных и отрицательных характеристик. Прогнозируя возможный потенциал молодежи важно проанализировать возможности гармоничного сосуществования ценностей прошлого, настоящего и будущего; взаимопроникновение старых и обновленных традиций, взаимопонимания индивидуального и общечеловеческого; взаимодополнение духовного и рационального.
Итак, молодежь — это достаточно массовая организованная мобильная часть общества, которая в силу своего возраста, обладая ресурсом будущего, предстает традиционно социально активной частью социума, а потому является потенциальным источником социальных преобразований и инноваций.
Таким образом, субкультура — это меньшая группа, которая отличается от окружающей их более крупной культуры. А молодежная субкультура -это та, которая в основном населена подростками и молодыми людьми.
Термин «молодежная субкультура» возник в западной науке на грани социальных наук в начале ХХ века. Началом исследования молодежной субкультуры как феномена культурной дифференциации общества является понимание неоднородности социокультурного пространства. Исследователи в области социологии, культурологии, психологии, этнографии и других общественных наук, изучающие ценностные ориентации этнических и социальных групп, констатируют их отличие от социокультурного сообщества через маргинальность и девиантность поведения.
Литература:
- Галеева Н. В. Молодежные субкультуры в современном социокультурном пространстве // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 4 (44). С. 105–111.
- Коробейникова Л. С. Анализ феномена «молодежная субкультура». В сборнике: психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия. Материалы III межрегиональной заочной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Костромской государственный университет. М., 2017. С. 13–17.
- Мониторинг наличия неформальных молодёжных объединений (групп) на территории Белгородской области / подг. Управлением по делам молодёжи области. Белгород, 2010. 200 с.
- Соболева М. К. Особенности молодежных субкультур в условиях современного российского общества // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 11 (27). С. 402–406.
- Филина Н. В., Чебоксаров Д. А. Современные молодежные культуры или субкультуры // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № 6. С. 17.
- Целютина Т. В. Формирование молодёжного кадрового резерва: разработка проекта «GR.BEL» // В сборнике: Управление персоналом в программах подготовки менеджеров. Сборник материалов международного научно-практического семинара. Воронеж. Издательство: Воронежский государственный университет. 2020. С. 118–122. https://elibrary.ru/item.asp?id=46278295.
- Целютина Т. В. Консультационно-экспертные институты в управлении общественными процессами: автореферат диссертации канд.соц.наук. — Белгород: БелГУ, 2007. — С. 16. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15876564.