Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние неформальных групповых объединений подростков на современное общество

Психология
05.04.2021
3021
Поделиться
Библиографическое описание
Шабрина, А. С. Влияние неформальных групповых объединений подростков на современное общество / А. С. Шабрина, Ю. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79663/.


В статье рассмотрены статистические данные на основе выборки 9–10 классов. Из них выявлены: процент учеников, состоящих в субкультурах, от общего количества, причины вступления подростков в неформальные групповые объединения, наиболее популярные объединения подростков по интересам в наше время. Показано влияние подростковых субкультур на современное общество.

Ключевые слова: неформальные групповые объединения, подростки, субкультура.

Подростки во все времена являлись представителями особой социально-демографической группы, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии социума. Молодежная неформальная субкультура — составляет целую систему ценностей и норм морали, поведения, вкусов, форм общения. Она отличается от культуры взрослых людей, характеризуя жизнь подростков и юношей примерно от 12 до 20 лет.

Изучение молодежных субкультур — одно из важнейших направлений социальной, возрастной и педагогической психологии. В последние десятилетия эта проблема становится наиболее актуальной и популярной. Это обусловлено тем, что именно молодежная субкультура является отражением процессов изменения, обновления и трансформации современного общества.

Многими авторами было выяснено, что одним из наиболее важных элементов социализации для подростка является — принадлежность к какой-либо неформальной группе. Ведь именно входя в группу сверстников, со схожими взглядами и представлениями подросток получает возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя различные социальные роли, что является необходимым опытом для дальнейшей социализации подростка и выхода его во взрослую жизнь. Подростковый возраст — тяжёлый этап, ведь он является переходом от детства к взрослению [2, с.1].

Неформальные молодежные объединения — очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами», из-за того, что им нравится атрибутика данных сообществ, относительная независимость и самостоятельность.

Неформальные молодежные объединения — это самодеятельные молодежные объединения, инициативы. Они образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами [1,с.43.].

Они играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить с родителями, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

Мы решили выделить наиболее значимые причины вступления подростков в неформальные групповые объединения. С этой целью нами было проведено исследование в МБОУ школе г. Уфы. Выборку составили ученики 9(17 человек) и 10 класса(13 человек). Нами была составлена авторская анкета «Принадлежность к неформальным групповым объединениям», состоящая из 10 вопросов, что позволило нам более быстро и качественно выделить важные для нас моменты.

В результате исследования нами было выявлено, что больше 50 % учащихся 9 класса и более 60 % учеников 10 класса относятся нейтрально к неформальным объединениям. Меньше 20 % общего количества испытуемых выразили своё отношение как «отрицательное» и «положительное», остальные не пожелали или затруднялись отвечать на данный вопрос, результаты наглядно изображены на диаграмме (рис.1).

Отношение подростков к неформальным групповым объединениям подростков.

Рис. 1. Отношение подростков к неформальным групповым объединениям подростков.

На вопрос о непосредственной принадлежности к неформальному объединению подростков больше 50 % опрошенных с уверенностью ответили — «нет», около 40 % высказались о своём месте в данной системе, остальные затруднялись ответить на данный вопрос. В ходе беседы нами было выявлено, что наиболее востребованными в наше время являются субкультуры:

— «анимешники»-40 % опрошенных заявили о своём участие в данной субкультуре;

— участники ЛГБТ сообществ — около 20 %;

— «рэперы»- 10 % опрошенных, все из которых мальчики;

— металлисты;

— панки и другие.

Наконец, наиболее значимыми причинами по — мнению самих подростков являются:

— чувство защищённости, которого им не хватает в семье;

— душевное спокойствие;

— знакомство с новыми людьми, в последующем появлению дружеских отношений;

— внимание окружающих.

По-нашему мнению было выделено ещё несколько важных поводов, для вступления подростка в субкультуры:

— просчёты в системе воспитания и обучения;

— ошибки, допускаемые органами массовой информации;

— повышение уровня обеспеченности семей и, как следствие этого, более позднее, чем ранее, вступление молодежи в самостоятельную жизнь;

— стремление молодежи к самостоятельности, к самовыражению и некоторые другие;

— стремление познать что-то новое;

— неуспеваемость в школе;

— равнодушие к учёбе;

— потребность в эмоциональных впечатлениях и другие [3, с.76].

В нынешнее время молодёжные субкультуры прочно вошли в повседневность. Не многие из них создают почву для развития отрицательных тенденций в молодежной среде, другие оказывают исключительно положительное влияние на общество. Но стоит заметить, что в большей степени субкультуры, выступают как молодежные объединения, которые формируются на основе общих интересов. Следовательно, ценности в молодежных субкультурах играют роль своеобразных ориентиров в процессе становления личности.

Ну и наконец, на главный вопрос «Влияют ли неформальные групповые объединения на развитие современной молодёжи?» более 85 % опрошенных с уверенностью ответили — «да», остальные воздержались от ответа.

Чтобы осознать влияние субкультур на подростков, необходимо понимать смысл их существования. Следует отметить, что различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций, наметившихся в обществе. Агрессия в субкультурах порождается вследствие реакции на несправедливость взрослых, конфликты и неправильное воспитание, в то время как внешний вид свидетельствует о бунтарстве против норм [4, с. 314]. Ввиду этого, родителям следует понимать своих детей и предоставить им некоторую свободу. Подростки, как правило, «перерастают» свои увлечения. Влияние субкультур в данном случае постепенно ослабевает и со временем полностью исчезает.

Появление молодежных субкультур нельзя охарактеризовать как некий «подростковый бунт», так как в обществе молодежь представляет собой современную творческую группу. Ее особенностью является способность создавать нечто новое и здраво воспринимать что-то ранее несуществующее. То, какую культуру они будут вокруг себя продуцировать, зависит от общества и от собственных установок внутри самой субкультуры [5, с.231].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что интерес к теме молодежных субкультур обусловливается возрастанием роли молодежи, формальных и неформальных молодежных организаций и сообществ в политическом пространстве на современном этапе. Именно молодежь является главной движущей силой общества и именно ее сегодня могут использовать для дестабилизации социально-политической ситуации [6, c.48].

Литература:

  1. Исаев Б. А. Социология. — С-П.: Питер Пресс, 2007. — 224 с.
  2. Бачаев, А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 509–511. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14759/ (дата обращения: 24.03.2021).
  3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2003. — 624 с.
  4. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М.: Дашков и Кº, 2005. — 476 с.
  5. Бельский В. Ю., Беляев А. А., Лощаков Д. Г. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2002. — 304 с.
  6. Холостова Е. И. Социальная работа. Учебное пособие. — М.: Дашков и Кº, 2007. — 668 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
неформальные групповые объединения
подростки
субкультура
Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 71-73):
Часть 1 (стр. 1-73)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 71-73стр. 73

Молодой учёный