В статье рассмотрены статистические данные на основе выборки 9–10 классов. Из них выявлены: процент учеников, состоящих в субкультурах, от общего количества, причины вступления подростков в неформальные групповые объединения, наиболее популярные объединения подростков по интересам в наше время. Показано влияние подростковых субкультур на современное общество.
Ключевые слова: неформальные групповые объединения, подростки, субкультура.
Подростки во все времена являлись представителями особой социально-демографической группы, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии социума. Молодежная неформальная субкультура — составляет целую систему ценностей и норм морали, поведения, вкусов, форм общения. Она отличается от культуры взрослых людей, характеризуя жизнь подростков и юношей примерно от 12 до 20 лет.
Изучение молодежных субкультур — одно из важнейших направлений социальной, возрастной и педагогической психологии. В последние десятилетия эта проблема становится наиболее актуальной и популярной. Это обусловлено тем, что именно молодежная субкультура является отражением процессов изменения, обновления и трансформации современного общества.
Многими авторами было выяснено, что одним из наиболее важных элементов социализации для подростка является — принадлежность к какой-либо неформальной группе. Ведь именно входя в группу сверстников, со схожими взглядами и представлениями подросток получает возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя различные социальные роли, что является необходимым опытом для дальнейшей социализации подростка и выхода его во взрослую жизнь. Подростковый возраст — тяжёлый этап, ведь он является переходом от детства к взрослению [2, с.1].
Неформальные молодежные объединения — очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами», из-за того, что им нравится атрибутика данных сообществ, относительная независимость и самостоятельность.
Неформальные молодежные объединения — это самодеятельные молодежные объединения, инициативы. Они образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами [1,с.43.].
Они играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить с родителями, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.
Мы решили выделить наиболее значимые причины вступления подростков в неформальные групповые объединения. С этой целью нами было проведено исследование в МБОУ школе г. Уфы. Выборку составили ученики 9(17 человек) и 10 класса(13 человек). Нами была составлена авторская анкета «Принадлежность к неформальным групповым объединениям», состоящая из 10 вопросов, что позволило нам более быстро и качественно выделить важные для нас моменты.
В результате исследования нами было выявлено, что больше 50 % учащихся 9 класса и более 60 % учеников 10 класса относятся нейтрально к неформальным объединениям. Меньше 20 % общего количества испытуемых выразили своё отношение как «отрицательное» и «положительное», остальные не пожелали или затруднялись отвечать на данный вопрос, результаты наглядно изображены на диаграмме (рис.1).
Рис. 1. Отношение подростков к неформальным групповым объединениям подростков.
На вопрос о непосредственной принадлежности к неформальному объединению подростков больше 50 % опрошенных с уверенностью ответили — «нет», около 40 % высказались о своём месте в данной системе, остальные затруднялись ответить на данный вопрос. В ходе беседы нами было выявлено, что наиболее востребованными в наше время являются субкультуры:
— «анимешники»-40 % опрошенных заявили о своём участие в данной субкультуре;
— участники ЛГБТ сообществ — около 20 %;
— «рэперы»- 10 % опрошенных, все из которых мальчики;
— металлисты;
— панки и другие.
Наконец, наиболее значимыми причинами по — мнению самих подростков являются:
— чувство защищённости, которого им не хватает в семье;
— душевное спокойствие;
— знакомство с новыми людьми, в последующем появлению дружеских отношений;
— внимание окружающих.
По-нашему мнению было выделено ещё несколько важных поводов, для вступления подростка в субкультуры:
— просчёты в системе воспитания и обучения;
— ошибки, допускаемые органами массовой информации;
— повышение уровня обеспеченности семей и, как следствие этого, более позднее, чем ранее, вступление молодежи в самостоятельную жизнь;
— стремление молодежи к самостоятельности, к самовыражению и некоторые другие;
— стремление познать что-то новое;
— неуспеваемость в школе;
— равнодушие к учёбе;
— потребность в эмоциональных впечатлениях и другие [3, с.76].
В нынешнее время молодёжные субкультуры прочно вошли в повседневность. Не многие из них создают почву для развития отрицательных тенденций в молодежной среде, другие оказывают исключительно положительное влияние на общество. Но стоит заметить, что в большей степени субкультуры, выступают как молодежные объединения, которые формируются на основе общих интересов. Следовательно, ценности в молодежных субкультурах играют роль своеобразных ориентиров в процессе становления личности.
Ну и наконец, на главный вопрос «Влияют ли неформальные групповые объединения на развитие современной молодёжи?» более 85 % опрошенных с уверенностью ответили — «да», остальные воздержались от ответа.
Чтобы осознать влияние субкультур на подростков, необходимо понимать смысл их существования. Следует отметить, что различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций, наметившихся в обществе. Агрессия в субкультурах порождается вследствие реакции на несправедливость взрослых, конфликты и неправильное воспитание, в то время как внешний вид свидетельствует о бунтарстве против норм [4, с. 314]. Ввиду этого, родителям следует понимать своих детей и предоставить им некоторую свободу. Подростки, как правило, «перерастают» свои увлечения. Влияние субкультур в данном случае постепенно ослабевает и со временем полностью исчезает.
Появление молодежных субкультур нельзя охарактеризовать как некий «подростковый бунт», так как в обществе молодежь представляет собой современную творческую группу. Ее особенностью является способность создавать нечто новое и здраво воспринимать что-то ранее несуществующее. То, какую культуру они будут вокруг себя продуцировать, зависит от общества и от собственных установок внутри самой субкультуры [5, с.231].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что интерес к теме молодежных субкультур обусловливается возрастанием роли молодежи, формальных и неформальных молодежных организаций и сообществ в политическом пространстве на современном этапе. Именно молодежь является главной движущей силой общества и именно ее сегодня могут использовать для дестабилизации социально-политической ситуации [6, c.48].
Литература:
- Исаев Б. А. Социология. — С-П.: Питер Пресс, 2007. — 224 с.
- Бачаев, А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 509–511. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14759/ (дата обращения: 24.03.2021).
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2003. — 624 с.
- Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М.: Дашков и Кº, 2005. — 476 с.
- Бельский В. Ю., Беляев А. А., Лощаков Д. Г. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2002. — 304 с.
- Холостова Е. И. Социальная работа. Учебное пособие. — М.: Дашков и Кº, 2007. — 668 с.