Субкультура: понятие и причины возникновения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 27.06.2023

Статья просмотрена: 5405 раз

Библиографическое описание:

Антипова, Н. Е. Субкультура: понятие и причины возникновения / Н. Е. Антипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104533/ (дата обращения: 19.12.2024).



Субкультура представляет из себя сообщество людей, чье мировоззрение, поведение и убеждения отличаются от принятых в обществе. Обычно данное явление обозначают отдельным термином, так как нет такой культуры, к которой можно было бы его отнести.

С точки зрения культурологии, субкультура представляет из себя общность людей, дополняющих традиционную культуру, а не противоречит ей [1].

Чертами, на основании которых люди могут объединяться в различные субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический или любой иной характер, не зависимо от пола, возраста, расы или этнической принадлежности человека. В процессе своего развития, субкультуры могут войти как отдельный элемент в культуру общества, имея при этом свои общественные организации, периодические издания и клубы.

Дик Хэбдидж придерживался мнения о том, что субкультуры являются привлекательными для людей с общими вкусами и взглядами, которые не могут быть удовлетворены принятыми в обществе стандартами и ценностями, о чем он и писал в своей книге «Субкультура: значение стиля» [2].

В СССР по отношению к представителям субкультур употреблялся термин «неформальное объединение молодежи», от которого позднее произошел жаргонизм «неформалы».

Представители определенного течения могут стремиться к сепарации от остального общества, а люди, принадлежащие к нему, будут выражать свое единство через определенную символику, одежду или поведение. В случаях, когда прослеживается систематическое противостояние с доминирующей культурой, используется термин «контркультура».

Контркультура представляет из себя специфическую субкультуру, находящуюся в конфронтации с ныне господствующими ценностями. Впервые данный термин был использован Т. Роззаком, американским социологом, для обозначения новых культурных течений, черпавших вдохновение из противопоставляющихся традиционной культуре источников. Обычно, контркультура создает новую систему ценностей и норм, отличную от общепринятой. Особенно ярко это выражалось на Западе во время «молодежной революции» 60-х годов ХХ века, когда было популярно молодежное движение хиппи, или же в 70-е с движением панк. В СССР примером контркультуры являлась андеграундная рок-культура.

Примером контркультуры является также и уголовная среда, в которой постоянно формируются новые «догматы», противоречащие общепринятым нормам. В связи с этим была сформирована очень жесткая субкультура с определенной иерархией и законами. Ярким примером служит течение скинхедов, изначально зародившееся как музыкальное, но впоследствии примкнувшее к радикальным политическим течениям. Здесь нужно понимать тонкую грань между субкультурой традиционных скинхедов, которые аполитичны, и контркультурную часть данного течения, связанную с политикой неонацистов и иными политическими убеждениями.

Любое явление должно иметь какие-то причины появления. Общей причиной возникновения субкультур является недовольство жизнью, а в аспекте социологии она представлена неспособностью общества ответить молодежи в базовых потребностях в процессе социализации.

По мнению исследователя Я. Гилинского, одним из факторов формирования субкультуры является возможность удовлетворить потребности, актуальные в определенном возрасте. К таким потребностям относятся:

  1. Потребность в принятии обществом. Происходит объединение с себе подобными, подросток чувствует принадлежность к определенной группе людей. В отличие от формальных объединений, представленных классом или группой, молодежная субкультура удовлетворяет эту потребность значительно эффективнее, так как ее участники испытывают чувство единения. Особой привлекательностью так же обладает эмоционально-яркое, непосредственное общение и удовлетворение потребностей, получаемое от какой-либо групповой деятельности.
  2. Потребность в сепарации и избегании конфликтов со взрослыми. Подросток присоединяется к определенному течению, которое помогает ему преодолеть внутренние конфликты в своей личности, а также в малой социальной группе, которая может быть представлена семьей или школой, если рассматривать взаимодействие между школьником и педагогом. Свое внутренне напряжение подростки могут снять посредством каких-то символических действий и ритуалов, множество которых предлагается субкультурами. Через проведение ритуалов происходит разрешение личностных кризисов внутри человека, но в современном мире значение обрядовых действий утрачивается. Субкультуры стремятся к созданию условий, способствовавших удовлетворению, например, культуротворческой потребности, представленной изобретением различных символов или ритуалов, неосуществимых в рамках традиционного общества [3].
  3. Потребность в признании. Находясь в определенной субкультуре среди себе подобных, молодые люди могут получить поддержку и признание от представителей данного течения, так как в традиционных социальных институтах до этого они были отвергнуты. То есть субкультура оказывает реабилитационное воздействие на человека, повышает его самооценку, значимость. Людей могут сближать какие-либо схожие проблемы, моральная поддержка, советы и т. д. То есть подростку проще получить признание среди таких же, как он, нежели в обществе с отличающимися людьми.
  4. Потребность в самореализации и самоутверждении. Подросток может ощущать, что он отсутствует как субъект в социуме. В связи с этим, у него возникает потребность в том, чтобы испытать свои способности, дабы узнать, существует ли он как социальное существо и какое место в обществе он занимает.
  5. Потребность в получении информации, которую молодой человек не может получить в семье или школе.
  6. Потребность в получении новых ощущений и удовольствий. Одной из важнейших характеристик молодежных субкультур, по мнению И. Ю. Борисова, является гедонизм, т. е. стремление к получению максимально сильных и приятных ощущений. Достижение этого возможно посредством различных форм развлечений, сексуальной активности, употребления психоактивных веществ или гедонестического риска, т. е. испытание человеком удовольствия от риска и чувства опасности, в которое он ставит себя по собственной воле. Такую же цель преследует и поведение с яркой, эпатажной внешностью представителей определенных течений.

Таким образом, в современном обществе молодежные субкультуры выполняют в большей степени культуротворческую функцию, а проблема «отцов и детей» проявляется в конфликте поколений.

Литература:

  1. Исследовательская работа «Молодежные субкультуры». — Текст: электронный // kopilkaurokov.ru — сайт для учителей: [сайт]. — URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/issliedovatiel_skaia_rabota_mlodiezhnyie_subkul_tury (дата обращения: 26.06.2023).
  2. Сорокоумовский, Иван Дик Хэбдидж, Субкультура, значение стиля / Иван Сорокоумовский. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://samlib.ru/s/sorokoumowskij_i/123345.shtml (дата обращения: 26.06.2023).
  3. Причины появления и виды субкультур. — Текст: электронный // REVOLUTION: [сайт]. — URL: https://revolution.allbest.ru/sociology/00538443_0.html (дата обращения: 26.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, субкультура, подросток, СССР, течение.


Задать вопрос