Понятие и сущность арт-терапии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костылева, В. А. Понятие и сущность арт-терапии / В. А. Костылева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 72-76. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/527/18787/ (дата обращения: 16.01.2025).



Адриана Хилла можно по праву считать основоположником метода арт-терапии. В 1938 году, находясь на лечении от туберкулёза в санатории Мидхарст, он обнаружил, что рисование помогает ему выздоравливать. В следующем году этот метод был внедрён в практику санатория, и Адриана пригласили преподавать рисование и живопись другим пациентам, среди которых было много раненых солдат, вернувшихся с войны. В процессе преподавания Хилл заметил, что искусство не только отвлекает пациентов от их болезней или травм, но и помогает им справиться с психологическими проблемами, выражая в своих работах переживания и воспоминания о войне. В 1942 году он впервые использовал термин «арт-терапия», а в 1945 году опубликовал свои идеи в книге «Искусство против болезней».

Концептуальным фундаментом арт-терапии послужили идеи Зигмунда Фрейда о том, что глубинные слои человеческой личности находят своё отражение в спонтанном творческом процессе, а также концепции Карла Густава Юнга о индивидуальных и коллективных символах. В соответствии с концепциями Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, конечный продукт арт-терапии представляет собой отражение глубинных процессов, происходящих в психическом мире индивида.

Несмотря на то, что арт-терапия относительно новое направление в психологическом сообществе существует многообразие мнений и определений арт-терапии рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле Осипова Е. А., Полежаева К. В., «понимают под арт-терапией психотерапию, основанную на творчестве, искусстве. В узком — одну из форм психотерапии, наряду с танце-двигательной терапией, музыкотерапией, драматерапией» [1].

Арт-терапия, по определению М. В. Киселевой, «это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства» [2, С. 15].

А. И. Копытин считает, что: «Арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» [3, С. 123–124].

Э. Крамер полагает, что «арт-терапия — это использование творчества пациентов для улучшения их развития, а также для лечения, профилактики и коррекции» [4].

К. Рудестам приходит к выводу, о том, что: «Арт-терапия — совокупность видов деятельности, связанных созданием визуальных образов, их восприятием и интерпретацией с целью терапии и развития личности» [5].

По мнению М. Либман: «Арт-терапия — специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности» [6].

Арт-терапия, с точки зрения Е. А. Медведевой, представляет собой «совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения» [7, с. 165].

Киселёва О. А. полагает, что: «Развитию методов арт-терапии способствовали клинико-психиатрический анализ творческой продукции душевнобольных, исследование изобразительного искусства психоаналитиками, изучение психопатологической экспрессии представителями мира искусства» [8, с. 15].

Арт-терапия представляет собой междисциплинарную область, объединяющую искусство и психологию. Она используется для диагностики, лечения и профилактики психологических проблем.

Арт-терапия как метод психологической помощи начала формироваться на рубеже XIX–XX веков. В этот период происходило осознание потенциала искусства как средства самовыражения и самопознания. Одним из первых, кто начал использовать искусство в работе с детьми, был Анри Валлон. Он применял рисование для помощи детям с психологическими проблемами, что стало важным шагом в развитии арт-терапии.

В середине XX века арт-терапия получила широкое распространение и признание. Этот этап характеризуется появлением новых теоретических подходов и методов работы. Одним из ключевых событий стало создание Американской ассоциации арт-терапевтов в 1967 году. Это событие ознаменовало официальное признание арт-терапии как самостоятельной профессии и науки. В этот период были разработаны основные принципы и техники, которые до сих пор используются в практике.

В конце XX — начале XXI века арт-терапия продолжила развиваться и интегрироваться с другими направлениями психотерапии. Это позволило расширить спектр методов и подходов, используемых в работе с клиентами. На этом этапе появились новые формы и техники, такие как музыкальная, танцевальная и драматерапия. Это сделало арт-терапию более доступной и разнообразной, что позволило привлечь к ней более широкую аудиторию.

На сегодняшний день арт-терапия продолжает развиваться и совершенствоваться. Она находит применение в различных областях, включая образование, здравоохранение и социальную работу. Арт-терапия помогает людям выражать свои чувства и переживания, справляться с психологическими проблемами и улучшать качество жизни. Современные исследования подтверждают эффективность арт-терапии в лечении депрессии, тревожных расстройств, посттравматического стрессового расстройства и других психических заболеваний.

Арт-терапия прошла долгий путь от зарождения до современного состояния. Она продолжает развиваться, интегрируя новые подходы и методы, что позволяет ей эффективно помогать людям справляться с психологическими проблемами и улучшать качество жизни. В будущем можно ожидать дальнейшего развития арт-терапии и её интеграции с другими современными технологиями и методами психологической помощи.

Таким образом, арт-терапия представляет собой особый вид терапии, в рамках которого применяются разнообразные художественные техники и материалы с целью достижения определённых психологических эффектов.

Сущность арт-терапии заключается в использовании творчества как средства самовыражения и самопознания. Она помогает людям раскрыть свой внутренний мир, осознать свои эмоции и проблемы, а также найти пути их решения. Арт-терапия может быть использована как самостоятельный метод лечения или в сочетании с другими психотерапевтическими подходами.

Литература:

1. Осипова, Е. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / Е. А. Осипова, Л. В. Попова. — Москва: Сфера, 2007. — 510 с.

2. Киселёва М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб.: Речь, 2007. — 336 с.

3. Копытин, А. И. Арт-терапия на рубеже веков. С-Пб.: ИПП, 1999. — 346 с.

4. Крамер Э. Арт-терапия с детьми / Э. Крамер; пер. с англ. Г. Ниловой, Е. Пройдаковой. — 2-е изд., эл. Москва: Генезис, 2021. — 1 файл pdf: 330 с. — Систем. Требования: Abode Reader XI либо Abode Digital Editions 4.5; экран 10». — Текст: электронный.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. Л. Петровской. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

6. Либман, М. Арт-терапия для групп: справочник тем, игр и упражнений / М. Либман. — Кембридж-Бостон: Шамбала, 2003.

7. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М., 2001.