Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 14.02.2023

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Птицына, Я. С. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии / Я. С. Птицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100042/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Ключевые слова: психоэмоциональное напряжение, стресс, арт-терапия, дети, профилактика.

Одной из главных особенностей современного общества является наличие стрессовых и напряженных ситуаций.

Следствием неоднозначности трактовки понятия «стресс», с его нагруженностью медико-биологическими и односторонними психологическими концепциями, является то, что некоторые авторы, особенно в отечественных работах, предпочитают это понятие другому — «психическое напряжение».

По мнению Н. И. Наенко, одной из основных причин такого предпочтения является то, что «термин избавляется от негативных ассоциаций с другими родственными понятиями, его направленность и актуальность для изучения человека потребности, связанные с изучением психического функционирования в сложных условиях» [3].

Анализ работ ряда исследователей, изучавших состояние психоэмоционального напряжения, позволяет определить его как «неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней.

Психоэмоциональное напряжение — состояние, формирующееся в результате чрезмерного возрастания психоэмоционального напряжения и характеризующееся временным понижением устойчивости психических и психомоторных функций, выраженными соматовегетативными реакциями и снижением профессиональной работоспособности» [2].

Итак, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются «разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, стресс, дискомфорт, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и т. п». [1, с. 58]

Психоэмоциональное напряжение часто рассматривается в контексте взрослой жизни, но сегодня ситуации стресса и давления наблюдаются все чаще и распространяются на мир детей. Дети, как и взрослые, подвергаются чрезмерному физическому и информационному стрессу, и психологическое давление оказывается непомерным. Однако в этом случае детям намного сложнее, потому что их возраст определяется низкой психологической устойчивостью. Они не умеют расслабляться, предвидеть или контролировать ситуацию, и по этой причине они также в значительной степени подвержены влиянию окружающих. Взрослым необходимо очень зорко относиться к эмоциональному состоянию ребенка, правильно интерпретировать их действия, указывать на первопричину внутреннего дискомфорта, выбирать более удачную конфигурацию воздействия в конкретном состоянии.

Важной особенностью проявлений психоэмоционального напряжения в младшем школьном возрасте является их явная выраженность, которая зависит от двух типов симптомов — физиологических и психофизиологических.

  1. Физиологические симптомы: частые недомогания, проблемы с пищеварением, боли в животе, головные боли, потеря аппетита, потеря веса, сухость во рту, повышение температуры тела, мышечное напряжение и другие;
  2. Психофизиологические симптомы — нарушения сна, повышенная утомляемость, рассеянность, регрессия (сосание пальца), самоагрессия (вырывание волос, обкусывание ногтей и ногтей и т. д.), внезапная замкнутость, повышенная тревожность, раздражительность, плаксивость и другие проявления.

Согласно исследованиям В. А. Гурьева, физические проявления психоэмоционального напряжения связаны с «огромной учебной нагрузкой, с которой ученик не может справиться; высокими требованиями учителя, не соответствующими способностям ученика; негибким поведением учителя, который не может найти индивидуальный подход к ребенку, учитывающий психофизические особенности ученика; отвержением ребенка учителем из-за определенных физических характеристик; межличностными отношениями со сверстниками; отношениями с родителями и др.» [1].

Дети традиционно считаются «эмоционально интенсивными». Яркое выражение стресса у них связано с «реактивной» эмоциональной сферой, которая реагирует на события вокруг ребенка и характеризуется прямотой и откровенностью, готовностью воспринимать страх, высокой эмоциональной неустойчивостью и иногда повышенной тревожностью.

Наиболее частыми причинами психоэмоционального напряжения ребенка являются:

— передача детям состояния нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им явно не по силам;

— нездоровое питание;

— неразрешенность детских проблем;

— неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам;

— погодные явления [2, с. 18].

Среди признаков, отличающих стрессовые ситуации в младшем школьном возрасте, многие ученые выделяют особую чувствительность, бессонницу, быструю утомляемость и, как следствие, постоянную усталость, неуверенность в себе, отсутствие концентрации, незаинтересованность, инертность. В результате пережитого психоэмоционального напряжения у ребенка могут развиться психосоматические расстройства, которые мешают ему в целом находиться в рамках школьного обучения и оказывают прямое негативное влияние на физическое здоровье и психическое развитие ребенка в целом.

Поэтому важно научить детей управлять своими эмоциональными состояниями, регулируя внешние показатели. В связи с этим перед современной системой образования стоит важная задача оптимизации образовательного процесса и использования новых стрессоустойчивых методов и приемов обучения для снижения тревожности детей с целью формирования их личности, сохранения их уникальности, физического и психического здоровья.

В настоящее время для психологической стабилизации детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации используется арт-терапия.

Арт-терапия — это форма психотерапии и психокоррекционной помощи, основанная на использовании изобразительных и других видов искусства для улучшения психического и эмоционального состояния человека.

Арт-терапия используется не только в лечебных и профилактических целях, но и в качестве диагностики психического состояния человека и его общих психологических характеристик.

Арт-терапия была изобретена в 1938 году художником А. Хиллом, который впервые применил этот метод для работы с людьми, страдающими туберкулезом. Использование различных видов арт-терапии значительно уменьшило астматический синдром. Позже арт-терапия использовалась во время войны американскими психологами, работавшими с беженцами для облегчения посттравматического синдрома.

Согласно З. Фрейду и К. Юнгу, конечный продукт арт-терапии является отражением скрытых процессов в психическом мире человека [4].

По мнению А. А. Крыжановской «арт-терапия является одним из популярных направлений в современной педагогике и психологии, представляющая собой совокупность методов искусства и психологических техник, практическая цель которой ‒ коррекция психического состояния и эмоционального самочувствия человека посредством творчества» [2, с.52]. Автор отмечает, что «сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения» [2, с. 52].

Целью арт-терапии является оказание психотерапевтического воздействия, необходимого для гармонизации и нормализации психического состояния индивида или группы.

Задачи, которые позволяет решать работа в этом направлении следующие:

— сфокусировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;

— создать наилучшие для него условия, способствующие осознанию, проговариванию тех представлений, мыслей и чувств, которые он привык подавлять;

— помочь найти социально приемлемый способ выражения как позитивных, так и негативных чувств [3].

Основными функциями арт-терапии являются:

— «катарсистическая, то есть. очищающая, освобождающая от негативных состояний;

— регулятивная, как снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния;

— коммуникативно-рефлексивная, то есть обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки» [2].

Способы арт-терапии многофункциональны. Они отлично адаптированы к решению различных задач, начиная с решения проблем, связанных с эмоциональной дезадаптацией личности и заканчивая формированием потенциала, повышением планки психологического и внутреннего самочувствия.

Основной формой арт-терапии является: индивидуальные занятия; групповые занятия; самостоятельные занятия дома.

Направление арт-терапии зависит от типа выявленного психоэмоционального расстройства и способа использования творческих продуктов и произведений искусства.

Основные направления арт-терапии.

  1. Арт-терапия с использованием доступных произведений искусства (музыка, скульптуры, фотографии, картины, поэзия). Произведения искусства используются для снижения тревожности и беспокойства.
  2. Арт-терапия с использованием самосозидания — человек создает свои личные и оригинальные произведения искусства (коллажи, картины, мелодии, синхронизированные королевы).

В зависимости от психологических проблем человека и типа психоэмоционального расстройства терапевт выбирает конкретный вид арт-терапии.

Основными видами арт-терапии являются:

— сказкотерапия,

— танцевальная терапия,

— музыкальная терапия,

— терапия визуальными искусствами,

— кукольная терапия,

— песочная терапия,

— работа с пластичными материалами (моделирование, скульптура),

— мандалотерапия,

— анимационная терапия,

— светотерапия.

Виды арт-терапии в настоящее время активно дополняются, совершенствуются и дополняются новыми элементами. Каждый вид арт-терапии может использоваться на разных этапах психотерапии, и нет никаких ограничений по способу выражения или уровню подготовки человека.

Существуют положительные и отрицательные аспекты использования арт-терапии.

Преимуществами использования арт-терапии являются:

  1. Простота использования и легкость организации занятий. Использовать методы арт-терапии может любой человек, независимо от возраста, пола или уровня творческих способностей.
  2. Арт-терапия — это невербальный подход, поэтому она особенно ценна для интровертов или людей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии с другими.
  3. Использование арт-терапии оказывает благотворное влияние на установление связи между практикующим врачом и клиентом, в результате чего возникает плодотворная область взаимодействия.
  4. Арт-терапия позволяет успешно обойти психологические «барьеры», которые люди часто ставят перед собой, и добраться до сути вопроса.
  5. Большинство подходов арт-терапии предполагают наличие некоего конечного продукта, что позволяет проследить динамику реализуемого процесса психокоррекции.
  6. Этот жанр также способен мобилизовать творческие силы личности, обеспечивая тем самым положительную эмоциональную динамику.

В арт-терапии, как и в любом другом психологически влиятельном подходе, есть и негативные стороны. В основном они основаны на нежелании человека принять диагноз или просто на его неготовности к изменениям. В большинстве случаев это чисто личные впечатления от информации, полученной во время сеанса.

Таким образом, очевидно, арт-терапия выступает как наиболее естественный и экологичный метод для развития и коррекции эмоционального и личностного неблагополучия детей. Арт-терапия считается одним из наиболее эффективных компонентов эмоциональной коррекции, а также профилактики. В настоящее время зарубежными и российскими специалистами накоплен богатый опыт использования арт-терапии в работе с детьми. И опыт этот весьма успешный.

Литература:

  1. Гурьева, В. А. Психопатология подросткового возраста / В. А. Гурьева, В. Я. Семке, В. Я. Гиндикин; Отв. ред. В. Я. Семке; НИИ психич. здоровья Том. науч. центра РАМН. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. — 308 с.
  2. Крыжановская, А. А. Выражение эмоций детьми дошкольного возраста в рисунках посредством методик педагогической арт-терапии школьников / А. А. Крыжановская // Научное периодическое издание IN SITU. — № 5. — 2016. — с. 45–51
  3. Наенко, Н. И. Психическая напряженность / Н. И. Наенко. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. –112 с.
  4. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд; [пер. с нем. Г. В. Барышниковой]. — М.: Изд-во АСТ: Хранитель, 2007. — 605 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психоэмоциональное напряжение, ребенок, вид, младший школьный возраст, повышенная тревожность, произведение искусства, работа.


Похожие статьи

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии

В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники

В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников

В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.

Специфика эмоционального интеллекта у лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью

Научная необходимость изучения специфики эмоционального у интеллекта лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью обусловлена тем, что эмоциональный интеллект играет крайне важную роль в профилактике алкогольной зависимости, психотерапии и фармако...

Анализ личностных характеристик лиц, переживших стресс различного типа

Изучены личностные особенности лиц, страдающих от посттравматического стрессового расстройства и последствий дистресса. Рассматриваются понятия ПТСР, дистресса и возможности их коррекции.

Профилактика школьной дезадаптации младших школьников с синдромом гиперактивности при помощи методов арт-терапии

В работе представлено описание детей с синдромом гиперактивности, названы его особенности и профилактика с помощью арт-терапии.

Похожие статьи

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии

В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники

В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников

В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.

Специфика эмоционального интеллекта у лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью

Научная необходимость изучения специфики эмоционального у интеллекта лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью обусловлена тем, что эмоциональный интеллект играет крайне важную роль в профилактике алкогольной зависимости, психотерапии и фармако...

Анализ личностных характеристик лиц, переживших стресс различного типа

Изучены личностные особенности лиц, страдающих от посттравматического стрессового расстройства и последствий дистресса. Рассматриваются понятия ПТСР, дистресса и возможности их коррекции.

Профилактика школьной дезадаптации младших школьников с синдромом гиперактивности при помощи методов арт-терапии

В работе представлено описание детей с синдромом гиперактивности, названы его особенности и профилактика с помощью арт-терапии.

Задать вопрос