Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая проблема современного общества
Якунькова Альбина Васильевна, студент;
Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского
В статье рассматриваются особенности влияния семей «группы риска» на детей подросткового возраста в условиях современного общества.
Ключевые слова: подростки, семьи «группы риска», отклоняющееся поведение, современное общество
Современная семья представляет собой сложную устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Создавая определенный социально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности ребенка, как в настоящем, так и в будущем. Исследователем С.В. Мельниковой семейное воспитание рассматривается как «целенаправленное, сознательное воздействие, осуществляемое родителями с целью формирования определенных качеств и умений» [3]. Однако воспитание в семье не лишено и родительских стереотипов, с помощью которых взрослые прививают ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Время позволило выявить слабые места в педагогическом руководстве семейным воспитанием, основными из которых являются: «недостаточное внимание со стороны администрации школ по вопросам управления взаимодействием триады «школа-ребенок-семья»; несовершенство теоретической, методической и практической подготовленности некоторой части педагогов, особенно молодых, к обеспечению позитивным процессом воспитания школьников в семье; недостаточная эффективность педагогической компетентности родителей к воспитанию детей в семье; низкая согласованность коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с родителями; недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка» [1, С. 203-204].
Несомненно, семья занимает ведущее место в формировании личности.Через изучение характера взаимоотношений, складывающихся в семье, анализ сферы материально-бытовых и иных условий жизни детей можно получить возможность не только выявлять те или иные факторы, обуславливающие ненадлежащее формирование личности и, в конечном счете, противоправное поведение подростков, но и проследить процесс их зарождения, увидеть причины и механизм их функционирования. Именно традиции, семейный уклад жизни, формирование ценностей семьи и ответственного родительства позволяют формировать личность подростка [2]. Поскольку семья – это социальная группа, то она в силу ряда определенных социальных факторов, причин или нарушения нормального функционирования, а также под воздействием различных условий, способствующих развитию патологических состояний, может стать группой социального риска. Семья «группы риска» - это семья, в силу различных неблагоприятных экономических, психолого-педагогических, социально-демографических и иных факторов не имеющая возможности создать надлежащие условия жизни и воспитания детей и нуждающаяся в социальной помощи и поддержке для более успешного выполнения своих основных функций по содержанию и воспитанию детей [4]. Иными словами, семьи «группы риска» - это семьи, которым в одиночку практически невозможно преодолеть трудности, возникшие в их жизни, что, в результате, может привести их к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров, к потере ими социальной значимости, духовного и морального облика. Все это, несомненно, оказывает негативное влияние на развитие личности детей, которому, в большей степени, подвержены именно дети подросткового возраста, как лакмусовая бумага впитывающие в себя все пороки семейного неблагополучия.
Подростковый возраст – это долгий и довольно сложный переходной период возрастного развития, в котором происходит ряд психофизических изменений, связанных с половым созреванием ребенка и вхождением его во взрослую жизнь. Наибольшая сeнзитивность пубертатного периода заключается в формировании различных качественных изменений в физиологическом и психологическом развитии ребенка. Подобная перестройка организма напрямую влияет на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды, что, в сою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование личности ребенка в целом. Многие ученые, занимавшиеся исследованием проблемы девиантного поведения, отмечали, что одним из основных факторов, непосредственно влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений со своими родителями в детском возрасте. Ведь именно семья с давних времен рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ведущую роль в формировании личностных черт, нравственных мотивов, в руководстве социальным поведением, в передаче норм, ценностей и веры, свойственных данной культуре. Так, К. Хорни полагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью, при которойребенок лишается уверенности в своей значимости и ценности для других, становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Э. Эриксон в своих исследованиях установил прямую зависимость личностных особенностей ребенка и особенностей характера от особенностей его взаимоотношений с родителями на разных стадиях возрастного развития. В подростковом возрасте, выработанные на ранних стадиях положительные качества, значительно увеличивают шансы на успешную и гармоничную психосоциальную идентификацию. У стыдливого недоверчивого и неуверенного в себе подростка с повышенным чувством вины и собственной неполноценности возникают существенные трудности с идентификацией. В свою очередь, А. Адлер, понимая невроз как нарушенный стиль жизни, считал одной из основополагающих причин его формирования неправильное воспитание ребенка в семье. Поэтому, можно сказать о том, что именно семья, в большинстве случаев, оказывает отрицательное и десоциализирующее влияние на развитие и формирование личности ребенка, проявляющееся в виде разного рода ранних нарушений индивидуального, личностного развития и поведенческих отклонений. Не удивителен и тот факт, что в семьях, где преобладает напряженная и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств и эмоций детей. Дети, не испытывающие любви и заботы в семье по отношению к себе, в свою очередь, не имеют возможности и не умеют адекватно проявлять эти чувства. Наиболее пагубное влияние на ребенка оказывает ситуация, когда семья находится на грани распада. Дети чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимные обиды и безразличие родителей. Поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. Следствием семейного воспитания в семьях «группы риска»зачастую становится ярко выраженный эгоизм детей, нетерпимость, заносчивость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Удетей, воспитывающихся в таких семьях, в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. В связи с этим, с целью выявления наиболее полной дифференцированной картины детско-родительских отношений в семьях «группы риска», а так же с целью изучения личностных особенностей детей, воспитывающихся в этих семьях, нами было проведено диагностическое исследование. Экспериментальной базой исследования являлась одна из общеобразовательных школ Нижегородской области. В исследовании приняли участие учащиеся восьмых, девятых классов в количестве 52 человек. Общее количество обследуемых подростков мы условно разделили на две основные группы. Первая группа – это подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях (контрольная группа) и вторая группа, куда мы отнесли подростков, воспитывающихся в семьях с разной степенью риска (экспериментальная группа). Это многодетные, неполные и малообеспеченные семьи. Возраст участников эксперимента варьировался от 14 до 15 лет. Основным диагностическим инструментарием являлись: методика «Детско-родительских отношений в подростковом возрасте» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская), методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), методика диагностики социально-психологической адаптации личности (К. Роджерс и Р. Даймонд). Обобщив и систематизировав результаты, полученные в ходе обследования экспериментальной группы по методике «Детско-родительских отношений в подростковом возрасте», можно сделать вывод о том, что 8 человек, а это 40% от общего количества подростков данной группы, не чувствуют принятия со стороны родителей. В свою очередь, 9 подростков (45%) ощущают эмоциональную дистанцию со стороны родителей. У 12 исследуемых подростков (60%) в семье происходят частые и интенсивные конфликты. Вместе с тем, со стороны родителей 10 подросткам (50%) предоставляется чрезмерная автономность в действиях и поступках, а в семьях 7 подростков (35%), наоборот, царит полнота и непререкаемость власти родителей. Результаты 11 подростков (55%) свидетельствуют о низком качестве удовлетворения родителями материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании и информации. Таким образом, больше половины подростков экспериментальной группы, а это 12 человек (60%) не удовлетворены отношениями с родителями.
В свою очередь, результаты подростков из контрольной группы показали, что 4 подростка (18%) не чувствуют принятия со стороны родителей, 5 подростков (22%) со стороны родителей ощущают эмоциональную дистанцию. У 8 исследуемых подростков (36%) в семьях происходят частые и интенсивные конфликты. Чрезмерная автономность в действиях и поступках предоставляется в семьях 7 подросткам (32%), а в семьях 3 подростков (14%), наоборот, царит полнота и непререкаемость власти родителей. О низком качестве удовлетворения родителями материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании и информации свидетельствуют результаты 4 подростков (18%). И только 3 подростка (14%) из общего числа контрольной группы в полной мере не удовлетворены отношениями с родителями.
Вместе с тем, проанализировав и обобщив результаты, полученные в ходе обследования экспериментальной группы по методике самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), можно сделать вывод о том, что 7 подростков (35%) имеют высокий уровень тревожности и низкую самооценку. Эти дети боятся трудностей, неудач, неуверенные в себе, зависимые от мнения группы, ранимые, чувствительны к мнению окружающих, сдержаны, не агрессивны, ригидны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, боятся резких изменений в учебе и семье. Вместе с тем, 8 подростков (40%) имеют средний уровень тревожности, средний уровень самооценки, агрессивны, несдержанные, импульсивные, не способны контролировать проявления эмоциональных реакций и свое поведение в целом. Результаты 5 подростков (25%) свидетельствуют о том, что они обладают нормальным, допустимым уровнем тревожности, адекватной для данного возраста самооценкой, сдержаны, умеют контролировать свое поведение, жизнерадостные, добросовестные и ответственные. Легко переключаются с одной деятельности на другую, не боятся перемен. В свою очередь, результаты подростков из контрольной группы свидетельствуют о том, что большая часть участников данной группы, а именно 13 подростков (60%) обладают адекватной для данного возраста самооценкой, нормальным, допустимым уровнем тревожности, сдержаны, не агрессивны, умеют контролировать проявление эмоциональных реакций и свое поведение в целом, жизнерадостные, активные, добросовестные и ответственные. Легко переключаются с одной деятельности на другую, не боятся перемен. Вместе с тем, 6 подростков (28%) имеют средний уровень тревожности, высокий уровень самооценки, агрессивны, несдержанные, импульсивные, не способны контролировать проявления эмоциональных реакций и свое поведение, задиристы и непослушны. Результаты же 3 подростков (14%) свидетельствуют о том, что эти дети имеют высокий уровень тревожности и низкую самооценку. Эти дети боятся трудностей, неудач, неуверенные в себе, зависимые от мнения группы, ранимые, чувствительны к мнению окружающих, сдержаны, не агрессивны, ригидны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, боятся резких изменений в учебе и семье.
Обобщая и систематизируя результаты, полученные в ходе обследования экспериментальной группы подростков по методике определения социально-психологической адаптации личности, можно сказать о том, что 9 подростков (45%) имеют низкий уровень адаптивности; 8 подростков (40%) имеют низкий уровень приятия себя и других; 9 подростков (45%) не испытывают эмоционального комфорта при нахождении в коллективе; 10 подростков (50%) имеют низкий уровень внутреннего контроля; у 9 подростов (45%) низкий уровень внешнего контроля; 7 подростков (35%) имеют низкий уровень стремления к доминированию; у 9 (45%) подростков проявляется высокий уровень ведомости; у 7 подростков (35%) проявляется стремление к эскапизму (уход от проблем). В свою очередь, результаты подростков из контрольной группы свидетельствуют о том, что 5 подростков (22%) имеют низкий уровень адаптивности, 4 подростка (18%) имеют низкий уровень приятия себя и других; 3 подростка (14%) не испытывают эмоционального комфорта при нахождении в коллективе. Вместе с тем, 6 подростков данной группы (28%) имеют низкий уровень внутреннего контроля, а 4 подростка (18%) имеют низкий уровень внешнего контроля; 4 подростка (18%) имеют низкий уровень стремления к доминированию; у 2 (10%) подростков проявляется высокий уровень ведомости; у 5 подростков (22%) проявляется стремление к эскапизму (уход от проблем). Опираясь на представленные выше результаты диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что подросткам, чье воспитание осуществляется в семьях «группы риска», в сравнении с подростками из благополучных семей, в большей степени свойственны такие личностные качества, как высокий уровень тревожности, низкая самооценка, ригидность, неуверенность в себе, чрезмерная уступчивость и угодливость, чувствительность и зависимость от мнения окружающих. Воспитываясь в обстановке постоянных конфликтов родителей, эмоционального напряжения и отвержения, подростки становятся агрессивными, вспыльчивыми, импульсивными, проявляют жесткость к другим детям и животным, проявляют неспособность контролировать проявления эмоциональных реакций и свое поведение в целом. Они плохо адаптируются, боятся неудач и оскорблений, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что окружающая микросреда и психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей обязательно отразятся на ребенке, и в первую очередь на особенностях его характера. Если семейная атмосфера является неблагоприятной для гармоничного психического развития ребенка, то вполне вероятно, что сформированные черты его личности будут патологичными. Вместе с тем, ребенок может стать носителем некого симптома, который в скрытой или явной форме присутствует в семье, что непременно скажется на свойствах его личности. Именно поэтому, с семьями «группы риска» необходимо осуществлять своевременную и комплексную профилактическую работу с целью нивелирования случаев семейного неблагополучия.
Литература:
- Акутина С.П. Проектирование успешного взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС/ С.П. Акутина // Социосфера.- 2014.- « 1.- С. 203-206.
- Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С.П. Акутина // Ярославский педагогический вестник .- 2009.- № 2.- С. 51-54.
- Мельникова С.В. Семья как институт социализации ребёнка. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 3. – С. 31-36.
- Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 905 с.