Виктимность несовершеннолетних при вовлечении их в совершение антиобщественных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 16.08.2021

Статья просмотрена: 767 раз

Библиографическое описание:

Загуменных, М. А. Виктимность несовершеннолетних при вовлечении их в совершение антиобщественных действий / М. А. Загуменных, В. В. Денисович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83635/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье авторы характеризуют влияние психофизиологических и социальных факторов на процесс виктимизации несовершеннолетних при вовлечении их в совершение антиобщественных действий.

Ключевые слова: несовершеннолетние, антиобщественные действия, виктимность, возрастная психология, криминология, фактор виктимизации.

Виктимность, с точки зрения криминологии, — это повышенная способность лица, в силу ряда объективных обстоятельств и его субъективных признаков становиться объектом преступных посягательств.

В силу психофизиологических особенностей и социальных ролей дети и подростки обладают повышенной виктимностью.

С целью всесторонней характеристики личности несовершеннолетней жертвы вовлечения в совершение антиобщественных действий мы изучили:

– возрастные особенности детей и подростков;

– психологические качества личности несовершеннолетних и особенности их психического развития;

– особенности социализации несовершеннолетних (роль семьи, ближайшего окружения и системы образования);

– массовые факторы виктимизации несовершеннолетних.

Возрастная психология, педагогика и криминология предлагают различные классификации детского, подросткового и юношеского возраста. Основываясь на концепции «критических периодов», мы выделили следующие возрастные группы с характерными для них виктимологическими рисками: младший школьный возраст (6–9 лет), младший подростковый возраст (10–13 лет), старший подростковый возраст (14–15 лет), ранний юношеский возраст (16–17 лет) [6].

Младший школьный возраст (6–9 лет) характеризуется развитием высших психических функций и личности в целом в рамках учебной деятельности, ведущей деятельности этого периода. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма, к 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения. Возрастает подвижность нервных процессов, отмечается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют, чем определены такие характеристики младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость. К концу младшего школьного возраста особое значение начинает приобретать мнение сверстников, ребенок начинает стремиться завоевать признание товарищей, что является определяющим фактором их вовлечения в совершение антиобщественных действий.

Важнейшей особенностью подросткового возраста является принадлежность подростка и к миру детей, и к миру взрослых.

Младший подростковый возраст (10–13 лет) — это период физиологической перестройки организма, для него характерно интенсивное развитие желез внутренней секреции, ведущее к диспропорции в физической конституции. Процесс самоконтроля в младшем подростковом возрасте находится на низком уровне. Дети в этом возрасте достаточно раздражительны, настроение их часто меняется, симпатии и антипатии основываются только на эмоциональном восприятии собеседника. Стремление к свободе, самостоятельности и самоутверждению в совокупности с противостоянием по отношению к родителям и педагогам, с их чрезмерной опекой или наоборот, невнимательностью к подросткам, является ключевым фактором в механизме вовлечения детей, в возрасте от 10 до 13 лет, в совершение антиобщественных действий.

Старший подростковый возраст (14–15 лет) характеризуется интенсивным половым развитием, что является причиной нестабильности эмоционального фона подростков. Несовершеннолетние в этот период нуждаются в эмоциональной поддержке, дружбе и испытывают острую потребность в групповом общении. Чувство взрослости, находящее свое выражение в курении табака и употреблении подростками психоактивных веществ, является определяющим в девиантном поведении несовершеннолетних 14–15 лет. Состояние алкогольного, токсического или наркотического опьянения создает мнимое ощущение решения всех проблем и способствует понижению неуверенности и тревоги, которые свойственны этому возрастному периоду. Формирование сексуального мировоззрения, отсутствие надлежащего контроля и полового воспитания со стороны взрослых ведет к подростковой гиперсексуальности, раннему началу половой жизни, беспорядочным сексуальным контактам и вовлеченности в занятие проституцией и порнографией.

Ранний юношеский возраст (16–17 лет) характеризуется завершением роста и развития организма, усиленным вниманием несовершеннолетнего к себе и своим жизненным перспективам, в силу чего нередки нервные срывы из-за колоссального нервного перенапряжения, связанного с потерей душевного равновесия или осознанием собственной индивидуальности и неповторимости. В этом возрасте авторитет родителей зависит от степени доверительности отношений с несовершеннолетним, друзья «выходят на первый план». Среди причин вовлеченности в совершение антиобщественных действий юношей и девушек в возрасте 16–17 лет можно выделить: желание испытать новые ощущения, следовать моде или традициям подростковой группы, влияние друзей и знакомых, желание забыться и уйти от текущих проблем.

С точки зрения психологических качеств личности несовершеннолетних и особенностей их психического развития отметим:

– во-первых, дети и подростки — обладатели холерического и меланхолического темперамента — обладают повышенной виктимностью, в первом случае это связано с низкой способностью к саморегуляции, вспыльчивостью и жаждой риска, во втором случае — с интровертированностью и эмоциональной нестабильностью;

– во-вторых, отклонения психического развития несовершеннолетних, в том числе эмоциональные расстройства (депрессии и тревожность), поведенческие расстройства (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и психотические изменения (бредовые расстройства и галлюцинации) являются детерминантами их вовлечения в совершение антиобщественных действий;

– в-третьих, порядка 10–20 % детей и подростков во всем мире имеют нарушения психического развития, которые не диагностированы и не сопровождаются необходимым лечением, по данным всемирной организации здравоохранения.

Рассматривая влияние процесса социализации несовершеннолетних в структуре формирования их виктимности, отметим, что семья, будучи ключевым звеном социальной адаптации детей и подростков, обладает значительным виктимогенным потенциалом. Базовыми детерминантами нестабильности семьи как социального института являются: низкая материальная обеспеченность семьи и неблагополучное семейное поведение.

Материальное неблагополучие, определяющее, в подавляющем большинстве случаев, повышенную трудовую занятость родителей, негативно отражается на их возможности уделять достаточное внимание вопросам воспитания детей и подростков, контролю их местонахождения и круга общения, что не позволяет должным образом обеспечить безопасность несовершеннолетних. В таких условиях, дети склонны к бесцельному времяпрепровождению и попаданию в неформальные асоциальные компании.

Нельзя не отметит уязвимость, с виктимологической точки зрения, неполных семей, поскольку трудность осуществления воспитательных функций одним родителем, зачастую матерью, объясняет попадание подростков под влияние взрослого вовлекателя, компенсирующего отсутствие отцовского авторитета.

Не менее важная роль в ходе социализации несовершеннолетних отведена системе образования, формирующей у человека ценностные ориентации, мотивы и цели деятельности, привычки и правила поведения.

По оценкам криминологов, чем выше образовательный уровень индивида, тем реже у него формируются антиобщественные взгляды, и наблюдается их проявление.

Обратные же характеристики присущи такому контингенту несовершеннолетних, в педагогике который определяют как «трудновоспитуемые дети». Их незанятость в образовательном процессе образует пустоту социальной активности, заполняемую участием в неформальных группах асоциальной направленности.

Особенности взаимоотношений несовершеннолетних в семье и их ближайшем окружении определяются в качестве факторов виктимизации на индивидуально-групповом уровне.

Особое внимание в процессе изучения виктимизации несовершеннолетних необходимо уделить и влиянию политических, социально-экономических и культурно-информационных явлений в обществе.

К политическим факторам виктимизации относят: нестабильность политической деятельности и общественную оценку деятельности политиков и государственных институтов, коррумпированность государственных служащих и необустроенность межгосударственных границ, приводящая к вооруженным столкновениям и конфликтам.

К социально-экономическим факторам виктимизации относятся: высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов, дисфункции социально-экономических институтов и миграция.

Согласно данным мониторингового исследования ВЦИОМ на тему социального самочувствия россиян по итогам сентября 2020 года:

– россияне оценивают материальное положение своей семьи преимущественно как среднее — 60 %, как хорошее — 15 %;

– скорее удовлетворены своей жизнью — 46 % россиян, еще 30 % заявили, что текущий уровень жизни их отчасти устраивает, отчасти нет, о полной неудовлетворенности сообщили 23 % соотечественников;

– более половины россиян предполагают, что экономический кризис еще ожидает нас впереди — 60 %, при этом 15 % считают, что худший период мы переживаем сейчас, а 16 % — что он уже миновал [1].

Особым виктимогенным потенциалом обладает уровень занятости населения экономической деятельностью и безработица. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ, число безработных с 2012 года достигло максимального значения в мае 2020 года — 6,1 % всей рабочей силы, т. е. около 4,5 млн. россиян. Экономические трудности воздействуют на сознание несовершеннолетних, формируя у них чувство тревоги, фрустрации и неуверенности в будущем [5].

Согласно исследованию В. П. Гамаюновой, миграционные процессы являются ведущим фактором виктимизации населения и отдельных его социальных групп. Наиболее виктимными, являются мигранты, допущенные к въезду в страну из гуманитарных соображений, например, беженцы, в силу материального неблагополучия и сложностей интеграции в культурном пространстве места пребывания [3].

Культурно-информационные факторы также сказываются на виктимизации несовершеннолетних.

Средства массовой информации, характеризующиеся криминальной тематикой, культом материализма, сексуальной и нравственной вседозволенностью, способствуют преломлению главного защитного механизма психического здоровья несовершеннолетних — стыда, и формированию асоциальных установок детей и подростков.

В заключение, проанализировав детерминанты виктимности несовершеннолетних при вовлечении их в совершение антиобщественных действий, обратимся непосредственно к механизму виктимизации, который представляет собой следующую систему событий:

  1. Деформация политических, социально-экономических или культурно-информационных условий на макроуровне.
  2. Деформация микросреды (семейных отношений, взаимоотношений внутри ближайшего окружения или в образовательном пространстве).
  3. Деформация ценностных ориентации и установок несовершеннолетних.
  4. Возникновение мотивации несовершеннолетнего к совершению им антиобщественных действий.

Литература:

  1. Аналитический обзор «Социальное самочувствие россиян: мониторинг» [Электронный ресурс] // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/soczialnoe-samochuvstvie-rossiyan-monitoring (дата обращения: 24.11.2020).
  2. Вишневецкий, К. В. Виктимизация: факторы, условия, уровни // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 4. — с. 226–227.
  3. Гамаюнова, Ю. П. Влияние социальной миграции на криминогенную виктимизацию населения // Краснодарский университет МВД России. — 2015. — № 3. — с. 74–76.
  4. Комарницкий, А. В. Личность несовершеннолетней жертвы преступления в контексте виктимологической защиты // Юридическая мысль. — 2013. — № 3 (77). — с. 28–38.
  5. Статья «Безработица в Росси выросла до максимума за восемь лет» информационного агенства «РосБизнесКонсантинг» [Электронный ресурс] // URL: https://rbc.ru/economics/19/06/2020/5eecd9db9a7947e77b3bc058 (дата обращения: 18.11.2020).
  6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / Шаповаленко, И.В. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ближайшее окружение, действие, младший подростковый возраст, младший школьный возраст, подросток, совершение, возрастная психология, материальное неблагополучие, ранний юношеский возраст.


Похожие статьи

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Особенности преступности несовершеннолетних

Статья посвящена вопросам особенности преступности несовершеннолетних, рассмотрены особенности преступного поведения несовершеннолетних, проанализированы причины преступного поведения рассматриваемых лиц и их мотивация. Проведен анализ концепций дете...

Молодежная преступность в Российской Федерации

Статья посвящена анализу молодежной преступности в Российской Федерации, определяемой как совокупность преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 30 лет. Рассматривается динамика преступлений среди несовершеннолетних и молодежи. Подчеркивае...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Обозначены методы и методики исследования вербальной агрессии, описываются результаты исследования вербальной агрессии подростков, а также методы ее профилактики и коррекции в образова...

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Похожие статьи

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Особенности преступности несовершеннолетних

Статья посвящена вопросам особенности преступности несовершеннолетних, рассмотрены особенности преступного поведения несовершеннолетних, проанализированы причины преступного поведения рассматриваемых лиц и их мотивация. Проведен анализ концепций дете...

Молодежная преступность в Российской Федерации

Статья посвящена анализу молодежной преступности в Российской Федерации, определяемой как совокупность преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 30 лет. Рассматривается динамика преступлений среди несовершеннолетних и молодежи. Подчеркивае...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Обозначены методы и методики исследования вербальной агрессии, описываются результаты исследования вербальной агрессии подростков, а также методы ее профилактики и коррекции в образова...

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Задать вопрос