Влияние специфики медицинской деятельности на появление симптомов эмоционального выгорания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баймуратов, Т. Р. Влияние специфики медицинской деятельности на появление симптомов эмоционального выгорания / Т. Р. Баймуратов, А. М. Еникеева, Л. М. Насретдинова, А. А. Хусаенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 134-135. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73032/ (дата обращения: 15.11.2024).



Цель исследования — на основании изучения и анализа возникновения симптомов эмоционального выгорания (СЭВ), научиться диагностике и самодиагностике СЭВ, достичь таких результатов в своей профессиональной деятельности или суметь помочь другому медработнику в выработке способности выхода из кризисных ситуаций, также нахождение продуктивных путей противостояния эмоционального выгорания.

Объектом исследования выступали медицинские работники с высшим и средним профессиональным образованием, работающие в подразделениях: в стационаре и поликлинике.

Задачи исследования.

  1. Анализ имеющихся исследований медико-психологических аспектов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников.
  2. Анкетирование и интервьюирование лиц, работающих в системе здравоохранения.
  3. Подведение итогов исследовательской работы.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с пациентами.

Авторитет врача . Медицинский работник, имеющий в анамнезе синдром эмоционального выгорания, безусловно утрачивает профессиональный авторитет, как у коллег, так и пациентов. Авторитет связан, прежде всего, с профессионализмом и коммуникативными компетенциями. Когда врач из-за равнодушия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы пациента, допускает профессиональные ошибки или проявляет агрессивность и раздражительность — он утрачивает доверие к себе как профессионалу и уважение своих пациентов и коллег.

Оптимизм врача. Пациент должен чувствовать здоровый оптимизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обследование: «что вы волнуетесь зря, все у вас нормально, можете идти». И, наоборот, под влиянием выгорания врач демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличивая последствия, например, несвоевременной явки в больницу. (Часто это происходит из-за желания «наказать» пациента за собственную эмоциональную несостоятельность.)

Честность и правдивость . При тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных СЭВ, врач утрачивает способность к правдивому и честному изложению информации о состоянии здоровья человека. Либо он излишне щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или лечебной информации.

Слово врача. Слово оказывает огромное суггестивное влияние на любого человека, а тем более слово врача для его пациента. Профессионал с СЭВ, переживающий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.

Гуманизм врача . Обусловлен ценностным и целостным подходом к другому человеку. Врач, утративший содержание своей психической реальности, перестает обращаться к этому содержанию в других людях, обесценивая таким образом как себя, так и их.

Изменения в поведении врача . Сопротивление ее выхода на работу; она часто опаздывает и поздно уходит; не творчески подходит к решению проблем; работает усерднее и дольше, а результаты становятся менее существенными, уединяется и избегает коллег; не может в полной мере отвлечься на развлечения и не в состоянии восстановить здоровье.

Изменения в чувствах . Утрачивается чувство юмора, человек постоянно ощущает себя виновным или неудачником, испытывает гнев, обиду и горечь; раздражителен, мнителен; появляются бессилие, равнодушие и обескураженность.

Изменения в мышлении. Возникает настойчивое желание оставить работу; неспособность концентрировать внимание; подозрительность и недоверчивость; циничное и негуманное отношение к больным; озабоченность собственными проблемами.

В анкетировании участвовало 50 медицинских работников. Из них 24 человек в возрасте от 23 до 35 лет; 26 человек в возрасте от 35 до 55 лет.

Мы сравнивали полученные данные по таблице «дешифратора».

Тестирование показало, что уровень дезадаптации медицинских работников в возрасте от 23 до 35 лет составляет 31 балла — низкий уровень дезадаптации. Уровень дезадаптации в возрасте от 35 до 55 лет составил 40 балла — умеренный уровень дезадаптации.

Из выведенных нами результатов видно, что уровень дезадаптации медицинских работников требует принятия неотложных психологических и медицинских мер. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения — все они, в свою очередь для каждого возраста будут различными.

Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, что же является главным в возникновении этого явления; какова основная его причина — личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды — все эти проблемы необходимо решать для разработки мер по предупреждению выгорания.

По нашему мнению, руководители отделений, учреждений должны структурировать и организовывать работу так, чтобы дело стало более значимым для его исполнителей, дать возможность каждому в пределах своего рабочего места и своей компетенции получить определенный контроль над собственной деятельностью, удовлетворение от своей работы. Ведь возможность почувствовать собственный успех и контролировать собственную деятельность, в пределах своей компетенции принимать решения, а не только нести за них ответственность — все это должно способствовать поддержанию психологического и физического здоровья специалиста и является, в конечном итоге, залогом эффективной профессиональной деятельности.

Помимо организационных моментов важным компонентом формирования хронической усталости и выгорания являются личностные характеристики специалиста. В связи с этим целесообразно остановиться на возможностях и перспективах образовательного процесса в этой области. Последипломное образование помимо освещения теории и практики медицины призвано научить специалиста заботиться о себе и о своих коллегах, справляться с неизбежными в работе стрессовыми ситуациями и неудачами, поддерживать партнерские взаимоотношения в коллективе. В связи с этим в образовательные программы по программам дополнительного образования — подготовки повышения квалификации работников здравоохранения должна быть включена дисциплина «Коммуникативная деятельность», изучая которую, медицинские работники имеют возможность ознакомиться с приемлемыми в медицинской среде формами общения и познания личности, научиться устанавливать необходимые для лечебного процесса эмоциональные связи с пациентами, правильно понимать складывающиеся профессиональные ситуации и их решать.

Для улучшения качества работы медицинского персонала, считаем, целесообразным регулярно на рабочих местах проводить сеансы индивидуальной и групповой психологической коррекции, в соответствии с особенностями характера специалиста определять место работы в отделении, наиболее полно соответствующее не только профессиональным качествам медицинского работника, но и его психологическому типу.

Перечисленные мероприятия не требуют серьезных материальных затрат, но внимание со стороны руководителей учреждений к существующей проблеме, правильная организация работы в коллективах, начатое реформирование системы подготовки медицинских кадров позволят сохранить здоровье медицинского персонала и благотворно скажутся на качестве оказываемой пациентам медицинской помощи.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень дезадаптации, эмоциональное выгорание, пациент, профессиональная деятельность, возраст, медицинский персонал, медицинский работник, работа, слово врача, собственная деятельность.


Похожие статьи

Влияние тревоги и депрессии на риск развития соматических заболеваний

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние преподавателя на формирование положительной мотивации к процессу обучения

Влияние уровня эмоционального интеллекта на психологическое здоровье и развитие лидерских качеств

Психологическая готовность к экстремальной деятельности как фактор, сохраняющий профессиональное здоровье

Влияние аутогенной тренировки на психологическую компетентность руководителя в социальной сфере

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся

Похожие статьи

Влияние тревоги и депрессии на риск развития соматических заболеваний

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние преподавателя на формирование положительной мотивации к процессу обучения

Влияние уровня эмоционального интеллекта на психологическое здоровье и развитие лидерских качеств

Психологическая готовность к экстремальной деятельности как фактор, сохраняющий профессиональное здоровье

Влияние аутогенной тренировки на психологическую компетентность руководителя в социальной сфере

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся

Задать вопрос