Влияние аутогенной тренировки на психологическую компетентность руководителя в социальной сфере | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 07.06.2015

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Краснов, О. В. Влияние аутогенной тренировки на психологическую компетентность руководителя в социальной сфере / О. В. Краснов. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8257/ (дата обращения: 16.12.2024).

В современных условиях вопросу профессиональной компетентности уделяется большое внимание в связи со сменой концепций учета человеческого фактора на управление человеческими ресурсами. В то же время в практической деятельности профессионалы испытывают насущную необходимость обоснования и выделения психологических составляющих профессиональной компетентности и их актуализации в конкретной профессиональной деятельности, являющихся важным ресурсом профессионального развития и повышения эффективности деятельности.

В отечественных работах по психологии менеджмента компетентность понимают с одной стороны, как: «интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сформированности системы профессиональных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать». С другой — как специальные способности, которые обеспечивают эффективную реализацию системы производственно-технических функций управления (таких как: функция оперативного управления, материально-технического обеспечения, инновационную функцию, маркетинговую функцию) [2, с. 562]. Данные функции направлены непосредственно на производство, на создание его итогового продукта, и лежат в основе фундамента организации. Успешность всей деятельности зависит от выполнения данных функций. Важная особенность этих функций заключается в том, что при всей повторяемости, стандартизированности операций, их реализация осуществляется в постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях. Степень развитости компетентности руководителя, с данной точки зрения, определяется его умением реализовывать оперативные функции управления.

Н. В. Гришина психологическую компетентность руководителя видит, прежде всего, в умении разрешать конфликты и определяет её как «понимание природы противоречий и формирование конструктивного взгляда на проблему конфликтов, умение анализировать возникающие ситуации, определять причины их возникновения, навыки управления конфликтными ситуациями, включающие в себя умения придать конструктивные формы возникающим противоречиям в межличностном взаимодействии» [3, с. 172].

Компоненты психологической компетентности профессионализма руководителя можно увидеть в исследованиях Марковой А. К. Теоретическое обоснование данных подходов является наиболее целостным и структурированным.

Маркова А. К. различает следующие виды профессиональной компетентности:

-        специальная компетентность — «владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие» [4, с. 34];

-        социальная компетентность — владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также «принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда» [4, с. 34];

-        личностная компетентность — «владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональной деформации личности» [4, с. 34];

-        индивидуальная компетентность — «владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, без усталости» [4, с. 35].

Названные виды компетентности означают, по мнению автора, зрелость человека в профессиональной деятельности, в его профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Каждый из видов компетентности включает в себя и общие межпрофессиональные компоненты. Так специальная компетентность характеризуется: способностью к планированию производственных процессов, умением работать с компьютером, с оргтехникой, чтением технической документации. Личностная компетентность включает: способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения. Индивидуальная компетентность включает в себя такие межпрофессиональные компоненты как: мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.

В нашем исследовании важна психологическая составляющая профессиональной компетентности руководителя социальной службы. В силу профессиональных обязанностей ему приходиться сталкиваться с трудностями межличностного взаимодействия — негативизмом, раздражительностью, непониманием, конфликтностью. Поэтому психологическая компетентность руководителя социальной службы в значительной степени определяется его способностью сохранить межличностные контакты, «вывести» общение в позитивное русло, проявив выдержку, толерантность. Эффективность управленческой деятельности зависит от профессионализма сотрудников социальной службы, который обеспечивается высокоразвитой профессиональной компетентностью. Актуальностью данного исследования является изучение основных психологических особенностей профессиональной компетентности руководителей в социальной сфере.

Целью нашего исследования являлось изучение роли аутогенной тренировки в развитии психологической компетентности. Проблема данного исследования заключается в недостаточной степени изученности эмпирических исследований влияния аутогенной тренировки на профессиональную компетентность заведующих ЦСО.

Гипотеза исследования: Практические групповые и индивидуальные занятия аутогенной тренировки способствуют усилению психологической компетентности заведующих ЦСО.

Объектом исследования является профессиональная компетентность.

Предмет нашего исследования — психологические особенности профессиональной компетенции заведующих ЦСО.

Ход исследования:

Процедура исследования состояла из нескольких этапов:

1.    Подготовка психологического инструментария.

2.    Проведение тестирования и анализ полученных данных.

3.    Проведение индивидуальных и групповых занятий по аутогенной тренировки.

4.    Повторное тестирование и сравнительный анализ полученных данных.

Выборка.

Исследование проводилось в удобное для респондентов время, после получения их согласия на участие в исследовании. Это способствовало установлению доверительного контакта и снятию возможных негативных реакций. Процедура исследования начиналась с ознакомительной беседы, в завершении которой испытуемым гарантировалась тайна ответов.

В исследовании принимали участие 20 человек (женщины) — руководители (заведующие ЦСО) структурных подразделений центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. о. Сызрань.

Было осуществлено два диагностических среза: первый — до проведения курса индивидуальных и групповых занятий по аутогенной тренировки, второй — после. Курс индивидуальных и групповых занятий по аутогенной тренировки продолжался в течение трех месяцев.

Методики:

САТ — Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз

Методика рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала.

Результаты.

На основании данных, полученных в результате первичного и повторного тестирования, их анализа и интерпретации можно сделать следующие выводы.

По результату сравнения значимой потребности был зафиксирован рост преобладания хорошего, приподнятого настроения, удовлетворенность взаимоотношениями на работе, удовлетворенность статусом и реальным положением в обществе. Потребности, которые удовлетворяются в настоящее время лучше и больше чем все остальные (после повторного тестирования) — благополучие в семейных отношениях, забота о личном здоровье и здоровье членов семьи, преобладание хорошего, приподнятого настроения, личная комфортность и удовлетворенность в жизни, спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем, удовлетворенность взаимоотношениями на работе.

В результате сравнения потребностей, которые не удовлетворялись, произошло снижение напряженности таких показателей как материальная достаточность и удовлетворенностью денежным содержанием и благополучие в семейных отношениях.

По результатам сравнения повторного тестирования после проведения групповых занятий произошло увеличение высокого уровня в шкалах: поддержки, самоуважение, гибкость поведения. Незначительное повышение произошли в таких шкалах как: сензитивность, ориентации во времени, самопринятии и контактности.

Для заведующих ЦСО можно выделить пять наиболее значимых потребностей — благополучие в семейных отношениях, забота о личном здоровье и здоровье членов семьи, спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем, материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием, личная комфортность и удовлетворенность в жизни. Среди наиболее значимых потребностей, которые не удовлетворяются в настоящее время (первое тестирование) — материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием, спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем. Повторное тестирование показало, что разрыв между удовлетворенными и неудовлетворенными потребностями сократился, то есть такие показатели как: материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием, спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем снизились. При этом произошло повышение роста таких потребностей как удовлетворенность взаимоотношениями на работе и настроения.

По самоактуализации личности при повторном тестировании после групповых занятий было зафиксировано повышение уровня по всем шкалам. По основным шкалам: шкале компетентности во времени (о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте) и по шкале поддержке (степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне) преобладает средний уровень самоактуализирующей личности.

Таким образом, индивидуальные и групповых занятия по аутогенной тренировки позволяют повысить психологический уровень руководителя в социальной сфере, а именно: компетентность во времени, поддержка, гибкость поведения, сензитивность, самопринятие, самоуважение, контактность. А также происходит соответствие ценностно-потребностных ориентаций.

 

Литература:

 

1.      Бурлачук Л. Ф. Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике Спб.: Изд-во «Питер», 2000. — 528 с.

2.      Карпов А. В. Психология менеджмента. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2000. — 584 с.

3.      Кононенко И. М., Ильязова М. Д. Социально-психологическая компетентность как элемент модели выпускника вуза//Вестник Астраханского государственного технического университета. — № 5. 2005. — с. 171–179.

4.      Маркова А. К. Психология профессионализма. — МГФ «Знание». М, 1996. — 308 с.

5.      Райгородский Д. Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. — 672 С.

Основные термины (генерируются автоматически): аутогенная тренировка, повторное тестирование, денежное содержание, материальная достаточность, обеспеченность семьи, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, социальная служба, способность, удовлетворенность взаимоотношениями.

Похожие статьи

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние игровой терапии на поведенческую и познавательную сферы дошкольника

Влияние системы мотивации сотрудников в компании на их клиентоориентированность

Значение стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние театрализованной деятельности на формирование ключевых компетенций современного дошкольника

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Влияние преподавателя на формирование положительной мотивации к процессу обучения

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Похожие статьи

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние игровой терапии на поведенческую и познавательную сферы дошкольника

Влияние системы мотивации сотрудников в компании на их клиентоориентированность

Значение стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние театрализованной деятельности на формирование ключевых компетенций современного дошкольника

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Влияние преподавателя на формирование положительной мотивации к процессу обучения

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек