Влияние уровня эмоционального интеллекта на психологическое здоровье и развитие лидерских качеств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Мартьянова, А. Д. Влияние уровня эмоционального интеллекта на психологическое здоровье и развитие лидерских качеств / А. Д. Мартьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89637/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последние годы в психологии очень популярно стало такое понятие, как эмоциональный интеллект (EQ). В настоящее время существует множество исследований, которые подтверждают, что развитие EQ — важная составляющая успеха. Эмоциональный интеллект рассматривается как предпосылка эффективного функционирования человека в его ежедневной жизни, а также в связи с разнообразными индивидуальными особенностями человека. Однако в российском сообществе психологов уделяют мало внимания исследованиям о том, на что влияет развитие EQ, и какое влияние он имеет на психологическое здоровье человека.

Майер, Карузо и Саловей (1999) указали, что EQ отрицательно связан с алекситимией. Оказалось, что эмоциональный интеллект дает возможность лучше справляться с психическими проблемами. Интересен тот факт, что существует связь между уровнем ментального здоровья и EQ. Результаты показывают, что на эмоциональный интеллект подростка, например, влияют такие факторы как: класс обучения, специальность, пол, академическая квалификация и место происхождения.

Еще одно исследование было посвящено нахождению взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и стилями лидерства. Между уровнем эмпатии и демократическим стилем наблюдалась положительная корреляция. Руководители с высоким EQ чаще применяют “открытый” стиль лидерства и стараются вызвать энтузиазм у членов команды. Нужно отметить тот факт, что связи между эмоциональным интеллектом и возрастом не было обнаружено. В связи с этим, развитый эмоциональный интеллект можно считать неотъемлемым атрибутом эффективного лидера вне зависимости от пола. Большое количество иностранных исследований позволило сделать вывод, что есть прямая взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и производительностью сотрудников. Наблюдается тенденция зависимости эффективности работы от EQ. Чем выше уровень, тем успешнее и замотивированнее человек.

Именно поэтому в XXI веке так модно и популярно проводить различные тренинги для работников по повышению уровня EQ. Ведь сотрудники, которые способны точно определять, использовать свои чувства и управлять ими, имеют тенденцию к контролю факторов, связанных со стрессом и сохранением мотивации. Напротив, сотрудники с низким эмоциональным интеллектом легче подвержены стрессу, что неизбежно приводит к снижению производительности.

В эпоху глобализации появляется все больше возможностей для создания новых предприятий, услуг. Число рабочих мест увеличивается с каждым днем, а значит работодателям сложнее удержать хорошего работника. Поэтому исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и организационной приверженности как никогда актуально. Оказалось, что с ростом эмоционального интеллекта, организационная приверженность сотрудников с большой вероятностью будет увеличиваться.

Эмоциональный интеллект предпринимателей оказывает влияние на создание новых предприятий. Это касается и предпринимателей, ориентированных на возможности. Исследования продемонстрировали, что такие люди более уверены в себе, поэтому обладают высокими навыками самосознания и межличностного общения. Они ориентированы на рост, и воспринимают проблемы как возможность для создания нового предприятия. Именно поэтому современное бизнес-обучение предполагает внедрение предметов, связанных с развитием EQ.

Сейчас набирает популярность такая дисциплина как креативное мышление. Было доказано, что эмоциональный интеллект лидера влияет на восприятие сотрудниками рабочего климата. Лидеры влияют на эмоции своих сотрудников через собственное эмоциональное состояние. С другой стороны, негативные эмоции способствуют формированию негативного климата в рабочих отношениях, характеризующегося страхом, тревогой, гневом и отсутствием привязанности. Это очень негативно сказывается на работе людей.

EQ напрямую связан также с удовлетворенностью работой. Глобальная пандемия COVID-19 привела к ряду изменений в работе всех компаний. От внезапного управления командами, работающими удаленно, до сотрудников, испытывающих психические сложности. Кризис привел ко многим новым проблемам лидерства. Пандемия явилась причиной глобального снижения развития EQ. Когда мы чувствуем стресс, мы биологически запрограммированы быть менее творческими, менее сострадательными. Тело буквально отключает эти системы, поскольку оно сужает фокус, экономит энергию и фокусируется только на возможной угрозе. В связи с этой тенденцией возникает две большие проблемы:

во-первых, наша система реагирования на стресс эволюционировала для борьбы с кратковременными угрозами, а не с долгосрочными экзистенциальными. Когда мы испытываем высокий стресс в течение нескольких недель или месяцев, это часто приводит к истощению и выгоранию;

во-вторых, появление пессимистических мыслей имеет неблагоприятные последствия для рабочего процесса. Это тесно связано с важными результатами, такими как принятие правильных решений, наличие качественных отношений внутри команды, эффективная работа и поддержание общего психического благополучия. Интересное замечание: если говорить об оптимизме, резкое снижение его уровня произошло именно у молодежи. Вероятно, это может быть связано с более высоким уровнем стабильности взрослых людей. Во время пандемии COVID-19 произошло истощение психологических ресурсов.

Однако даже в этих сложных обстоятельствах использование навыков EI может значительно изменить ситуацию в лучшую сторону. Таким образом, руководителям рекомендуется применять навыки EQ по отношению к своим сотрудникам. Руководители должны проводить регулярные встречи с рабочим коллективом, чтобы понять потребности работников и рассчитать оптимальный уровень нагрузки. Как никогда важно подчеркнуть роль команды для дальнейшего существования компании. Лидер должен выступать в качестве мотиватора, выбирая текущую общую цель и помогая работникам рассматривать пандемию как возможность учиться и расти.

Литература:

  1. Mayer, J. D., Caruso, D. R. and Salovey, P. (1999). Emotional intelligence meets traditional standards for intelligence. Intelligence, 27(4), [267–298]
  2. Mayer, J. D., Caruso, D. R., & Salovey, P. (2016). The ability model of emotional intelligence: Principles and updates. Emotion review, 8(4), [290–300]
  3. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Ветрова И. И., Никитина А. А. Тест эмоционального интеллекта — русскоязычная методика // Социальная психология и общество. 2019.
  4. Yuanyin Wang RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND MENTAL HEALTH OF COLLEGE STUDENTS // 2020,
  5. Mohamed Ali Azouzi, Anis Jarbou CEO Emotional Intelligence and Firms’ Financial Policies. Bayesian Network Method -2014, [121–124]
  6. Chao Miao, Ronald H. Humphrey and Shanshan Qian A meta-analysis of emotional intelligence and work attitudes // Journal of Occupational and Organizational Psychology. — 2017, [15–41]
  7. Annamaria Di Fabio and Maureen E. Kenny Promoting Well-Being: The Contribution of Emotional Intelligence // Front. Psychol., [23–27]
  8. Natalio Extremera, Nicolás Sánchez-Álvarez and Lourdes Rey Pathways between Ability Emotional Intelligence and Subjective Well-Being: Bridging Links through Cognitive Emotion Regulation Strategies // MDPI sustainability. [31–36]
  9. Рузавина Елена Алексеевна Исследование эмоционального интеллекта у современной молодежи // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». — 2021. — № Статья опубликована в № 92 (апрель) 2021 Разделы: Психология, [12–19]
  10. Т.В Гудкова и Т.Н Кондратьева Особенности эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся в медицинском и педагогическом вузах // № 5–2015 г. 13.00.00 Педагогические науки. — 2015. — № Статья опубликована в № 92 (апрель) 2021 Разделы: Психология, [2,17–24]
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, возможность, связь, создание новых предприятий, сотрудник.


Похожие статьи

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности

Влияние психосоциального здоровья на мотивацию обучения студентов

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся

Влияние преподавателя на формирование положительной мотивации к процессу обучения

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Важность развития эмоционально-волевой сферы в формировании личности

Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников

Похожие статьи

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности

Влияние психосоциального здоровья на мотивацию обучения студентов

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся

Влияние преподавателя на формирование положительной мотивации к процессу обучения

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Важность развития эмоционально-волевой сферы в формировании личности

Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников

Задать вопрос