Значение эмоционального интеллекта для руководителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №31 (426) август 2022 г.

Дата публикации: 05.08.2022

Статья просмотрена: 1577 раз

Библиографическое описание:

Русакова, С. В. Значение эмоционального интеллекта для руководителя / С. В. Русакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94283/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя. Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта. Сделан акцент на необходимости их совместного, взаимодополняющего развития.

Ключевые слова : руководитель, эмоциональный интеллект, успешность, подчиненные, управление.

The article deals with the significance and importance of emotional intelligence for a leader. Particular attention is paid to the peculiarities of achieving a high level of emotional intelligence. A comparison of cognitive and emotional intelligence is made. Emphasis is placed on the need for their joint, complementary development.

Key words: manager, emotional intelligence, success, subordinates, management

Происходящие изменения в современном мире, для которого характерными являются стремительные процессы глобализации и цифровизации, обуславливают необходимость инновационного развития деловой сферы и соответственно увеличения эффективности работы менеджеров высшего звена [1]. В связи с этим стратегии, которые использовали характерный для предыдущей экономики инструментарий менеджмента и еще недавно были приоритетными, теряют свою актуальность и доминирующую роль. В научный оборот и практическую деятельность все чаще проникают технологии управления, связанные со способностями социального и эмоционального характера.

Как свидетельствуют результаты многочисленных мониторинговых исследований и наблюдений, работа на руководящих должностях отличается значительным уровнем эмоциональной напряженности, что связано с высокой степенью ответственности за результаты непосредственно своей деятельности и коллектива в целом, интенсивными межличностными отношениями.

В данном контексте можно сделать вывод, что индивидуально-психологические особенности личности руководителя играют сверхважную роль в управленческой деятельности.

Известно, что далеко не каждая личность может стать настоящим руководителем-лидером, поскольку спецификой такой деятельности является умение влиять — формально и/или неформально — на подчиненных. Другими словами, для достижения успеха на первый план выходят навыки, компетенции и способности, связанные с эмоциональным интеллектом и креативностью. Так, мониторинговые данные показывают, что высокие результаты в бизнесе лишь на 15 % зависит от общего мыслящего/когнитивного интеллекта (IQ) руководителя, тогда как 85 % успеха обеспечивается умением взаимодействовать с другими, что основывается на эмоциональном интеллекте (EQ) [2].

Таким образом, с учетом вышеизложенного, особую значимость приобретает исследование роли эмоционального интеллекта для современного руководителя, что, с одной стороны, позволит конкретизировать и систематизировать представление о его профессиональных способностях, а, с другой, проводить достоверную оценку потенциала личности и прогнозировать успешность работника на руководящей позиции.

Вопросы развития эмоционального интеллекта в современной научной литературе рассматриваются с психологической, социальной и экономической точки зрения.

Обстоятельные исследования эмоционального интеллекта можно встретить в трудах Matthew Taylor; Khrais, Huthaifah I.; Saleh, Ali M.; Winton, Bradley G.; Kang, Dae-Min; Zhang Juan и других зарубежных исследователей, сформулировавших научную теорию эмоционального интеллекта.

Над разработкой методов измерения уровня эмоционального интеллекта трудились такие авторы как Спасибина Е. С., Шарова Н. С., Диянов Р. Т., Искакова Д. М., Шутенова С. С.

Составляющие эмоционального интеллекта руководителя во время делового взаимодействия детально прорабатываются Шпизом Е. Г., Козыревой В. В., Соминой И. В., Кондаковым В. Л., Prati, L. Melita; Karriker, Joy H.

Однако, несмотря на значительное количество публикаций, раскрывающих сущность, составляющие и подходы к развитию EQ, ряд вопросов в области эмоционального интеллекта менеджера остается открытым, требующим более детальной проработки и внимания.

В частности, особого внимания заслуживает роль эмоционального интеллекта менеджера в результатах деятельности предприятия, четкое определение его составляющих, методических подходов к развитию. Также в более глубокой проработке нуждается изучение взаимовлияния EQ менеджера на коллективный EQ и его взаимосвязь с уровнем IQ.

Итак, цель статьи заключается в исследовании теоретических основ «эмоционального интеллекта менеджера», определении его составляющих и роли в реализации управленческих функций, а также методических подходов к его развитию.

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в каком этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, разрабатываемого такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. Выделение понятия социального интеллекта явилось попыткой сочетания аффективной и когнитивной сторон процесса познания.

В настоящее время эмоциональный интеллект рассматривается как системное явление, интегрирующее такие необходимые в области социальных коммуникаций составляющие, как самопознание, управление собственными эмоциями, управление эмоциями других людей, эмпатия и коммуникативность. Для руководителя эмоциональный интеллект, прежде всего — это способность к идентификации своих эмоций и эмоций других индивидуумов.

Высокий эмоциональный интеллект менеджеров высшего звена предполагает наличие высокой эмоциональной креативности, познавательной активности и внутренней мотивации; более низкую тревожность, широкий спектр конструктивных копинг-стратегий и высокий уровень самоорганизации, социального и всеобщего интеллекта.

На рис. 1 представлены основные характеристики высокого эмоционального интеллекта у руководителей предприятий.

Составляющие высокого эмоционального интеллекта у руководителей

Рис. 1 Составляющие высокого эмоционального интеллекта у руководителей

Эмоционально интеллектуальные лидеры акцентируют внимание на самоанализе и самоменеджменте. Кроме того, они практикуют социальную осведомленность и преуспевают в управлении отношениями. Хотя эмоциональный интеллект может быть в некоторой степени природным навыком, это также навык, которому можно научиться, оттачивать и усовершенствовать.

Руководители с высоким эмоциональным интеллектом могут помочь заложить важный фундамент доверия, уважения и позитивного отношения среди своих сотрудников. Сотрудники хотят, чтобы их ценили и уважали, однако исследование, проведенное компанией TalentSmart, показало, что 85 % занятых не «чувствуют», что руководство ценит и уважает их. Согласно статье из Harvard Business Review, это может быть связано с тем, что большинству руководителей высшего звена не хватает эмпатии [3].

Несмотря на тот факт, что между эмоциональным и когнитивным интеллектом существует соответствующая корреляция, поскольку объединяющим звеном является человек, его знания и умения, эмоции, определенный эмоциональный фон, отвечающий разным способностям, на сегодняшний день существуют активные дискуссии относительно того, что является более важным — IQ или EQ.

Психолог Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» предположил, что EQ может быть более важным, чем IQ. Связано это с тем, что стандартные показатели интеллекта (т. е. IQ) слишком узки и не охватывают весь спектр человеческих возможностей [3].

В тоже время, ряд других авторов уверены, что IQ для руководителя является основным фактором успеха, поскольку интеллектуальный коэффициент определяет уровень способности рассуждать и решать проблемы. Значимость IQ для лидерства в бизнесе связана со следующими возможностями, которые он предоставляет индивидууму:

— использовать логику для решения проблем;

— планировать и разрабатывать стратегии;

— понимать абстрактные идеи;

— учиться и адаптироваться к изменениям;

— понимать и использовать язык.

Принимая во внимание доводы двух дискутирующих сторон о важности IQ или EQ, а также учитывая определенное родство между рассматриваемыми категориями, по мнению автора, вопрос о важности одного из них является некорректным. Безусловно, они оба важны, и более уместным является вопрос о том, насколько и в какой степени они связаны друг с другом.

Выделим общие точки соприкосновения эмоционального и когнитивного интеллекта:

— как эмоциональный интеллект, так и когнитивный являются признаком носителя, то есть человека, задействованного в сфере социальных отношений;

— в структуре эмоционального и когнитивного интеллекта есть элемент способности. В эмоциональном интеллекте они прослеживаются через «модель способностей» (так рассматривает структуру эмоционального интеллекта большинство ученых, в частности, П. Саловей, Джон Д. Майер). Аналогичная черта присуща IQ, ведь творение без способностей невозможно;

— объединяет IQ и EQ общая цель — достичь успеха, который присущ как эмоциональному интеллекту, так и когнитивному, хотя предметно результат успеха будет разным;

— природа, сущностная характеристика, направленная и отражающая личностный и когнитивный характер;

— состояние, присущее этим категориям и охватывающее сферу общего настроения;

— невербальная коммуникация свойственна обеим категориям;

— мотивационный рычаг — побуждение к действию (когнитивный интеллект), побуждение к творчеству (вдохновение, инновационная активность в менеджменте — эмоциональный интеллект);

— ориентация на развитие управленческих навыков.

Учитывая обозначенное родство, эмоциональный и когнитивный интеллект могут стать единым цельным фактором в управлении, а синтез этих категорий и использование их в системе менеджмента даст возможность качественно обогатить менеджмент.

Рассматривая с практической точки зрения отметим, что нет никаких сомнений в том, что на предприятии нужны люди с высоким уровнем IQ. Они работают над созданием инновации, используют критическое мышление для поиска решений самых сложных проблем. Но реализация решений — это совсем другое дело, по сравнению с их разработкой, особенно когда речь идет о работаете в команде. Для этого руководителю необходим EQ. Благодаря эмоциональному интеллекту лидер понимает, как работают эмоции, он умеет содействовать сотрудничеству, управлять конфликтами. Именно люди с высоким EQ могут получить максимум от тех, с кем они работают — включая тех, у кого высокий IQ.

Ряд исследований показал, что эмоциональный интеллект не фиксируется при рождении и может быть изменен. Поэтому сегодня существует множество способов тренировки EQ, как с помощью специальных курсов, так и с помощью простых упражнений, которые менеджеры могут практиковать каждый день.

Отметим такие основные шаги, которые позволят повысить эмоциональный интеллект менеджера.

  1. Развитие более глубокого самосознания и умений точно определять эмоции других людей и свои собственные.
  2. Повышение осведомленности о своих и чужих общих способностях эмоционального интеллекта.
  3. Приобретение навыков распознавать, где эмоциональный интеллект имеет важное значение.
  4. Изучение и применение на практике стратегии и техник регулирования эмоций.

Поводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Эмоциональный интеллект руководителя, позволяющий управлять как собственными эмоциями, так и эмоциями подчиненных, является важным регулятором делового взаимодействия. Возможность повышения эффективности управленческой деятельности личности посредством развития ее эмоционального интеллекта открывает новые перспективы инновационного развития бизнесом в целом.

Литература:

  1. Дулоглу Е. В. Механизм эмоционального интеллекта в управленческой деятельности экономической организации / Е. В. Дулоглу. — Текст: непосредственный // Труд и социальные отношения. — 2021. — № 1. — С. 67–77.
  2. Бабаева Д. Г. Развитие эмоционального лидерства на уровне организации / Д. Г. Бабаева. — Текст: непосредственный // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. — 2021. — № 2. — С. 60–63.
  3. Гончаров А. И. Эмоциональный интеллект как средство регулирования взаимоотношений в коллективе / А. И. Гончаров. — Текст: непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — № 12–1. — С. 122–124.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, когнитивный интеллект, высокий эмоциональный интеллект, высшее звено, руководитель, эмоциональный интеллект менеджера, высокий уровень, деловое взаимодействие, инновационное развитие, социальный интеллект.


Похожие статьи

Эмоциональный интеллект в работе руководителя образовательной организации

В статье анализируются исследования, указывающие на необходимость развития эмоционального интеллекта у руководителей школ. Эмоциональный интеллект рассматривается как фактор эффективной реализации всех функций лидера. Уделяется внимание эмоциональном...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Профессиональный стресс и его влияние на физическое и психологическое здоровье сотрудников

В настоящей публикации представлено исследование влияния стресса на психологическое и физическое состояние сотрудников организации. Исследованы подходы ученых к определению данного состояния. Представлены результаты воздействия стресса на индивидов. ...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Различия эмоционального интеллекта и успешности менеджеров прямых продаж по половому признаку

Статья посвящена изучению различий эмоционального интеллекта и успешности менеджеров мужского и женского пола, работающих в сфере прямых продаж. Значительное внимание уделяется исследованию различий уровня эмоционального интеллекта у менеджеров мужск...

Похожие статьи

Эмоциональный интеллект в работе руководителя образовательной организации

В статье анализируются исследования, указывающие на необходимость развития эмоционального интеллекта у руководителей школ. Эмоциональный интеллект рассматривается как фактор эффективной реализации всех функций лидера. Уделяется внимание эмоциональном...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Профессиональный стресс и его влияние на физическое и психологическое здоровье сотрудников

В настоящей публикации представлено исследование влияния стресса на психологическое и физическое состояние сотрудников организации. Исследованы подходы ученых к определению данного состояния. Представлены результаты воздействия стресса на индивидов. ...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Различия эмоционального интеллекта и успешности менеджеров прямых продаж по половому признаку

Статья посвящена изучению различий эмоционального интеллекта и успешности менеджеров мужского и женского пола, работающих в сфере прямых продаж. Значительное внимание уделяется исследованию различий уровня эмоционального интеллекта у менеджеров мужск...

Задать вопрос