Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка
Авторы: Афонина Светлана Александровна, Слепенкова Анна Викторовна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
LXXXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2024)
Дата публикации: 14.06.2024
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Афонина, С. А. Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка / С. А. Афонина, А. В. Слепенкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 47-52. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/518/18584/ (дата обращения: 16.12.2024).
Любой родитель хочет видеть своего ребёнка успешным и уверенным в себе. Наиболее важным средством в развитии ребенка является общение с окружающим миром. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Межиндивидуальная функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой воспитания детей.
Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества, формирование поведения и эмоционально-личностного развития ребенка.
Очень большое значение для эмоционально — личностного развития ребёнка имеет речевая среда, в которой он растёт. Ребёнок слышит речь взрослых, с которыми он чаще всего общается. Жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел…» и т. д.
Рассмотрим несколько форм влияния родителей на эмоциональную личность ребенка.
- Имитация. Дети подражают взрослым неосознанно. Они копируют все, не различая положительное это поведение или негативное. Если мать или отец выражают негативные эмоции дома, то и в детском саду ребенок будет вести себя согласно этой модели.
- Идентификация. Здесь речь идет об установлении тождественности одного субъекта другому на более глубоком восприятии, а не просто копирование конкретной модели поведения. Ценности и убеждения родителей перенимаются ребенком. Они становятся истиной уже для него.
- Реакция. Если первые два пункта — своего рода копирование поведения, то реакция является противоположным им свойством. Многие дети проходят этот период в подростковом возрасте, когда личность активно формируется. При внимательном рассмотрении аналогичные реакции можно проследить и в поведении родителей.
- Потеря. Когда у детей не удовлетворены базовые потребности на этапе взросления, то они будут пытаться восполнить это на протяжении всей последующей жизни.
- Проекция. Под проекцией подразумевается оценка и домысливание действий других людей через собственное восприятие, мнения и убеждения. Эту форму влияния можно выявить только при общении с ребенком и последствия ее могут быть разные. Такое событие, как развод родителей, не только негативно отражается на развитии личности, но может вызвать проекцию отрицательных эмоции к одному из родителей.
Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» — хочу и курю!)
Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Задумывались ли мы, взрослые, какие установки дали нам наши родители, не являются ли они внутренними указателями на нашем жизненном пути? Так как мы привыкли употреблять их в конкретных случаях, то, произнося заученную фразу, каждый раз испытываем одно и то же. Например, от слов «Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама).».. можно получить целую гамму ощущений — от лёгкой грусти до безысходности, ведь заранее ограничиваем ребенка и даём установку, что жизнь никогда не изменится в лучшую сторону, а можно сказать по- другому «Каждый сам выбирает свой путь». Речевые установки родителей связаны с намерением вызвать определенную эмоциональную реакцию со стороны ребенка или даже изменить его поведение, например: «Сильные люди не плачут», «Будешь букой — один останешься», «Не будешь слушаться — заболеешь!». Считается, что выражение эмоций в речи и воздействие с его помощью на ребенка тесно взаимосвязаны, причем отправитель эмоционального сообщения способен воздействовать на адресата как невольно, так и преднамеренно [1].
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.
Нужно учитывать, что реакция ребенка может быть разной и выходить за рамки привычного.Висследованиях было выяснено, что 92 % детей неприятные чувства, когда слышат плохие, негативные установки. Проявляются такие симптомы: вялость, инертность, чрезмерная утомляемость, проблемы со сном, нарушение аппетита, отказ от еды, повышенная настороженность и подозрительность. Эти симптомы могут вызвать нарушение в эмоционально-личностном развитии и привести к более глубоким изменениям в поведении, такие как, появление навязчивых мыслей и идей, чувство вины, отчуждение при общении, беспричинный страх, депрессивное состояние.
Детские психологические травмы оказывают огромное воздействие на ребенка. Для возвращения к нормальному состоянию требует длительный реабилитационный период, который может составлять 2–3 года.
89 % детей испытывают приятные чувства, когда их хвалят или утешают, и лишь остальные проявляют равнодушие. Слова действительно имеют влияние на эмоционально-личностное развитие маленького человека [2].
Слыша или говоря негативные слова, ребенок чувствует себя неприятно, он становится раздражительным, злобным. Слыша или говоря хорошие, добрые слова, слова похвалы, у него поднимается настроение, он становится бодрым и активным.
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Принимать ребенка таким, какой он есть. Стараться контролировать эмоции и уметь спокойно объяснить свое состояние, если чувства негативные. Уважать потребности всех членов семьи. Формировать отношения с детьми
путем совместных занятий: прогулок, уборки дома, приготовление еды, настольных и активных игр. Иметь семейные ценности и традиции. Это могут быть совместные прогулки по выходным, фирменный торт в честь дня рождения и тому подобное. Не навязывать ребенку свои убеждения, не формировать ожиданий, не пытаться реализовать через него свои детские мечты.
Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т. к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию.
Поведение детей — это проявление действий взрослых. Поэтому, если вас что-то не устраивает в своем ребенке, вначале нужно обратить внимание на себя. Как вы реагируете нате или иные ситуации, что говорите, в каком тоне, прислушиваетесь ли к просьбам и желаниям детей.
Литература:
1. Максудова, Х. А. Функции эмотивной лексики / Х. А. Максудова. -// Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 275–277
2. Карасева Н. С. Анализ воздействия устной речи на эмоциональное состояние человека // Актуальные исследования. 2022. № 51 (130). Ч. I. С. 62.
3. Ионова С. В. Когнитивный подход к исследованию текстовой эмотивности // Вестник ВолГУ. Сер.2: Филология. Журналистика. № 5,2000.С116.