Формирование профессиональных навыков у режиссеров исторического кино художественно-выразительными средствами киноискусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №9 (32) сентябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 2806 раз

Библиографическое описание:

Макиенко, М. Г. Формирование профессиональных навыков у режиссеров исторического кино художественно-выразительными средствами киноискусства / М. Г. Макиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 9 (32). — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/archive/32/3612/ (дата обращения: 22.12.2024).

Исторический кинематограф на сегодняшний день выступает в качестве достоверного кинодокумента, отражает происходившие события в истории выразительными и образными средствами. Вопрос профессиональной подготовки режиссеров-кинематографистов на сегодняшний день имеет очень важное значение. В данной статье речь пойдет о формировании профессиональных навыков у режиссеров художественно-выразительными средствами киноискусства. Монтажные приемы, художественный образ, выразительно-изобразительные элементы фильма, художественное пространство и время – все это относится к выразительным элементам киноискусства.

В культурном пространстве ХХ века, богатого «эпохальными» событиями политического, социального, научного и художественного характера, молодому искусству кино принадлежит, как известно, важное место. За свой чуть более чем вековой путь развития мировой кинематограф (в том числе и отечественный) получил статус самого массового искусства, а масштабы его зрительской аудитории не сопоставимы с количеством поклонников девяти «старших» муз.

Общественное значение и эстетическая ценность кино связано с тем, что этот вид искусства «представляет собой не рабскую бездумную копию жизни, - как справедливо утверждал Ю.М. Лотман, - а активное воссоздание, в котором сходства и отличия складываются в единый, напряженный - порой драматический - процесс познания жизни». Богатый фонд кинофильмов, созданных в течении ХХ века и в наше время, свидетельствует о том, что кино, являясь синтетическим видом искусства, обладает большим познавательным потенциалом и является в своих лучших образцах источником эстетического наслаждения.

Нам бы хотелось пояснить, что перед режиссерами исторического и документального кино стоит уникальная задача художественной интерпретации происходящих событий во времени и пространстве и отражение их на экране. Знание и применение художественных и выразительных средств кинематографа на практике позволяет режиссеру воссоздать знаковые моменты в истории.

Исторический кинематограф – это особый жанр киноискусства, который благодаря выразительному ряду интерпретирует исторические события на экране и погружает зрителя в атмосферу исторической эпохи. Безусловно, режиссеру удается это сделать благодаря специфическим художественным особенностям, которые воссоздаются им на основе своего практического опыта. Большое внимание изначально необходимо уделять историческим фактам работе с первоисточниками, которые позволяют оценить с художественной точки зрения исторические события и придать им определенную образную и выразительную окраску. То есть работа с историческими документами является первоосновой в создании исторической кинокартины. Ведь углубленность и погруженность режиссера в историческую действительность позволяет ему более точно отразить на экране художественную правду и тем самым приблизить зрителя к историческому факту; передать с исторической достоверностью образы героев минувших лет; познакомить зрителя с исторической правдой и перенести его с помощью художественно-выразительных средств киноискусства в определенную эпоху и время.

Художественно-выразительные средства киноискусства – это большой технический и творческий арсенал, с помощью которого режиссер кино воссоздает историческую картину и переносит зрителя в определенное пространство и время. Следует так же отметить, что благодаря умению правильно использовать весь спектр художественно-выразительных средств кинематографа воссоздается уникальная образная природа исторического фильма и кинопроизведение приобретает очертание исторического кинофакта или кинодокумента. Профессиональные навыки режиссера формируются благодаря художественно-выразительным средствам киноискусства, так же их применение в кинокартине позволяет воссоздать эпоху и погрузить зрителя в определенную образную среду, тем самым вовлечь в художественный процесс, происходящий на экране.

Перейдем к практическому анализу художественно-выразительных средств киноискусства и их влиянию на формирование профессиональных навыков у режиссеров исторического кино.

Монтаж – выступает в качестве моделирующего инструмента в художественном пространстве исторического фильма. Применение режиссером монтажных приемов и принципов позволяет сформировать пространственно-временной континуум в историческом кинофильме. Тем самым приблизить зрителя к историческим событиям и фактам. Монтаж выступает как выразительное средство моделирования художественной природы кинофильма. Дзига Вертов впервые применил монтаж как средство моделирования художественной среды кинофильма и способ отражения повседневной действительности на экране. Режиссер видел задачу киноискусства в кинодокументации реальности и фиксации всех исторически важных событий на пленку. Отсюда и его обращение к коллегам: «…Мы мастера зрения, организаторы видимой жизни, вооруженные всюду поспевающим киноглазом»[1. с. 57] (Курсив мой – М.М.). Именно с именем Вертова связано открытие монтажных приемов «киноправды» и ее «киноглаза», оказавшее большое влияние на эстетический подход к монтажу документального материала. И он первый из режиссеров начинает предпринимать попытки монтажа кинохроники. В историческом кинематографе существует целый ряд выразительных, художественных средств: ораторская речь, закадровый текст, возвращение к прошлому и сопоставление с реальностью, художественный образ и др. Как пишет Л. Б. Фелонов: «Монтаж в кино, творческий и одновременно технический процесс в создании фильма, особая форма художественного мышления, интерпретация снятого киноматериала путём отбора, сочетания отдельных кусков изображения, или т. н. монтажных кадров. Монтаж связан с драматургической или тематической структурой фильма, определяется его сценарием или съёмочным планом, а в документальном кино иногда самим ходом события, снятого средствами кинорепортажа. Включённые в кинокартину кадры объединяются в большие и малые группы, монтажные фразы и целые эпизоды, составляя композицию кинопроизведения, между кадрами устанавливаются смысловые, изобразительные, масштабно-пространственные, динамические и звуковые соотношения. Выразительность и эмоциональная окраска монтажа зависят от характера действия, игры актёров; его назначение — найти определённый темпоритм чередования кадров и в соответствии с режиссёрским замыслом расставить акценты»[2]. Монтаж задает определенный художественный стиль и темпоритм интерпретации исторической информации на экране. Можно сказать, что, являясь художественно-выразительным средством киноискусства – монтаж позволяет режиссеру исторического кино сформировать художественную природу исторического фильма.

Как известно, кинематограф сформировался под влиянием различных видов искусств, это позволило ему выделить свою собственную и отличную от всех смежных искусств (музыка, фотография, литература, живопись, театр) художественную природу повествования.

Профессиональные навыки режиссеров исторического кинематографа формируются по средствам влияния операторских приемов в съемочный период. Благодаря выразительным операторским приемам режиссер имеет уникальную возможность отразить образ, манеры, характер, жесты мимику буквально схватить каждое движение. Современные операторские приемы выступают в качестве художественно-выразительных особенностей, которые позволяют режиссеру исторического кино интерпретировать историческую реальность на экране.

Композиционное построение кадра оказывает большое влияние на формирование профессиональных навыков режиссеров. Ведь композиция в кадре это своего рода структура каждого кадра в киноленте художественных событий. На композиционное строение кадра оказывает влияние детальная проработка каждой художественного элемента в кадре. Особенностями композиционного решения кадра является расположение деталей, предметов и образов в пространстве кадра. Раскадровка является основой для создания композиционного решения кадра. В ней, как правило, расписываются основные художественные образы и комбинационные решения. Как пишет А. Каминский: «Одним из основных приемов композиционной организации является ритм. Точно выстроенная ритмическая структура вещи одновременно расчленяет элементы композиции (проявляет действие закона контрастов) и объединяет их (выполняется закон цельности). Ритм, с одной стороны, дает возможность точно организовать дозирование выдаваемой зрителю информации, структурировать ее восприятие во времени, а с другой выстроить течение сюжетного времени внутри вещи и эпизодов, его замедления, ускорения, уплотнения и т.д. Ритм так же определяет и визуальное восприятие пространства, и движения в нем. В жестко выстроенной ритмической структуре сбой ритма всегда воспринимается как акцент. Следующий прием – приведение композиционного центра к центру сюжетному, служит для реализации закона подчинения идейному замыслу. Центр композиции, как наиболее акцентный, сильнее притягивающий внимание, должен совпадать с центром сюжетным, в котором выражается основная идея произведения. Таким образом обеспечивается наиболее полное восприятие идеи. Этот центр находится в точке 2/3 от начала вещи и называется «Золотым сечением» Расположение главного на 2-м плане, выстраивание кульминации и золотое сечение – частные методы реализации этого приема. Закон сочетания и сопоставления реализуется в использовании тождественных элементов, а закон контрастов – в обострении конфликтов, в т.ч. конфликтов внутрикадровых»[3]. Пространственно-временная и художественная организация композиции кадра – прием, который дает возможность выстроить художественное развитие и целостное восприятие, как всего кадра, так и его отдельных образов и элементов в определенной логической последовательности. Существует большое множество различных художественно-выразительных приемов организации композиции. Каждый из этих приемов позволяет добиться определенного, прежде всего – психологического и эмоционального, воздействия на зрительскую аудиторию, которая находится перед киноэкраном. Режиссер имеет уникальную возможность выбора пространственной организации и композиции кадра. Как правило, это зависит от жанра и способа подачи художественной информации. В современной режиссерской практике существует большое множество видов композиционного построения кадра, которые позволяют отразить на экране выразительные особенности аудиовизуального произведения. Остановимся на более подробном рассмотрении влияния композиционного строения кадра на формирование профессиональных навыков у режиссеров кино. Прежде всего, стоит остановиться на симметричной композиции кадра. Этот вид композиционного строения является наиболее устойчивым в современной художественной практике. Как пишет А. Каминский: «Симметричная композиция: самая устойчивая, статичная и законченная (замкнутая). Чем больше используется симметричных элементов, тем более эти свойства выражены. Кроме этого, симметричная композиция подчеркивает искусственность, она холодна и малоэмоциональна. Биологически восприятие симметрично, но в самой природе симметрии нет. Симметричное человеческое лицо холодно. Симметрия в архитектуре – к вечному. Самая симметричная пластическая композиция – это фронтально развернутая линейная плоскость, абсолютно уравновешенная по всем массам и балансам. Симметрия сюжета подчеркивает завершенность развития его действия, конфликтов, либо, при открытом финале, переход отношений в качественно другую плоскость («Но это уже совсем другая история»). Симметричная композиция останавливает развитие, поэтому полностью уравновешенные по всем массам и балансам симметричные кадры или монтажные фразы практически не пригодны для монтажа. В них не заложено внутреннего толчка, потенции развития, следующий за ним кадр воспринимается не как продолжение разворачивания сюжета или объекта, а как нечто «другое». Поэтому подобные кадры могут быть хороши как финальные, завершающие законченный эпизод или всю вещь, но совершенно не годятся для обычного монтажа «в продолжение»[3]. Симметричная композиция очень эффективна с монтажной точки зрения, она позволяет делать монтажные переходы более плавными и сдержанными. Круговая композиция позволяет режиссеру более активно развивать главную тему произведения и тем самым задавать определенный ритм развития сюжета. Позволяет расставить художественные акценты в кинопроизведении и передать наибольшую эмоциональность каждой художественной единицы – кадра. Круговая композиция строения кадра позволяет избежать художественных повторов при организации внутрикадрового пространства кинофильма и дает замкнутость и является самой законченной художественной формой. Асимметрия – является эмоционально активной формой организации внутрикадрового композиционного пространства. Эта форма организации динамична, но не устойчива. Динамичность и неустойчивость выразительных элементов этой формы так же прямо пропорциональны количеству асимметричных образов и степени их асимметрии во внутрикадровом пространстве фильма. Как правило, такие кадры хорошо монтируются, но при определенном условии, что между ближайшими кадрами соблюдается тождество и симметричная схожесть отдельных образных и художественных элементов (ракурсы, диагонали, расположение композиционных центров, цветовых и художественных балансов). Горизонтальная композиция кадра – подчеркивает длительность художественного пространства и его однородность, часто помогает акцентировать множественность фиксируемых объектов (напр. одесская лестница из кинофильма «Броненосец Потемкин» режиссера Сергея Эйзенштейна). Вертикальная композиция кадра – подчеркивает художественный ритм композиции, ведет в противоположность горизонтальной композиции кадра, на сравнение, может акцентировать индивидуальную выразительность образного элемента в кадре. Вертикальное движение камеры, операторские приемы всегда воспринимается динамичней горизонтального, ассиметричного, симметричного. Все вышеизложенные методы композиционного построения кадра позволяют более точно с художественной точки зрения, раскрыть образ героя, суть передаваемых событий.

Можно сказать, что формирование профессиональных навыков режиссера исторического иди документального кино складывается под влиянием таких выразительных средств киноискусства, как художественные приемы монтажа, операторская техника и технология фиксации изображения, композиционное строение кадра. Все вышеперечисленное позволяет режиссеру подготовить более полноценное с исторической точки зрения произведение, которое ляжет в основу киноистории страны и народа. Исторический кинематограф – очень сложное направление искусства с точки зрения отражения исторической правды на экране.

Исторический кинематограф вошел в художественную культуру как искусство выразительных, подвижных, художественных образов, транслируемых на основе развития науки и техники. Искусство, сформировавшее свой собственный язык повествования, всесторонне освещающее жизнь во всем ее художественном, духовно-нравственном богатстве и интегрирующее опыт смежных видов искусств, имеющее неисчерпаемые возможности художественного совершенства и основанное на исторических реалиях.

Особое место киноискусства в культурной жизни общества подтверждается плодотворным развитием его различных жанров, в том числе и исторического. В мировом фонде киноискусства исторические фильмы существуют не только как художественно-эстетическое наследие, но и как поучительный опыт моделирования прошлого на определенных творческих принципах. Образный строй киноповествований на темы истории, воссоздание атмосферы изображаемой на экране эпохи, яркая игра актеров, исполнявших роли героев минувших времен дают основание рассматривать исторический кинематограф как художественный способ развития социальной и культурной памяти, в которой так нуждается на сегодняшний день подрастающая молодежь.


Литература:

  1. Вертов Дзига. Статьи. Дневники. Замыслы. - М., 1966. – С. 57;

  2. Большая Советская Энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ ~книги/БСЭ/Монтаж (в кино);

  3. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/4595.

Основные термины (генерируются автоматически): исторический кинематограф, художественно-выразительное средство киноискусства, кадр, режиссер, прием, симметричная композиция, исторический фильм, композиционное построение кадра, композиционное строение кадра, художественное пространство.


Похожие статьи

Профессиональная подготовка будущих режиссеров театрализованных представлений

Перспективы развития культуры посредством детского хореографического творчества

Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей

Дидактические особенности развития творческих способностей учащихся в процессе освоения народных художественных промыслов

Развитие художественно-образного мышления, как необходимое условие формирования самостоятельности студентов (на примере подготовки художника – педагога)

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования этнотолерантности будущих учителей начальных классов

Культурологические основы реализации образовательных задач в процессе преподавания истории

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста

Интерактивность – новый принцип организации звукового ряда аудиовизуального произведения

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса

Похожие статьи

Профессиональная подготовка будущих режиссеров театрализованных представлений

Перспективы развития культуры посредством детского хореографического творчества

Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей

Дидактические особенности развития творческих способностей учащихся в процессе освоения народных художественных промыслов

Развитие художественно-образного мышления, как необходимое условие формирования самостоятельности студентов (на примере подготовки художника – педагога)

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования этнотолерантности будущих учителей начальных классов

Культурологические основы реализации образовательных задач в процессе преподавания истории

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста

Интерактивность – новый принцип организации звукового ряда аудиовизуального произведения

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса

Задать вопрос