Теория и практика кино в дополнительном образовании: к вопросу о содержании учебного курса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Чичканов, Е. С. Теория и практика кино в дополнительном образовании: к вопросу о содержании учебного курса / Е. С. Чичканов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41756/ (дата обращения: 16.12.2024).



Экранная культура активно влияет на сознание подрастающего поколения, участвует в процессе формирования и утверждения моделей поведения в социуме, системы культурных координат. Развитие медиаобразования активно поддерживается международными организациями. Оно признано ЮНЕСКО приоритетной областью в педагогике XXI века и рекомендовано к внедрению в учебные планы всех государств. Совет Европы считает, что медиаобразование должно начинаться как можно раньше и в течение всех школьных лет продолжаться в качестве предмета, обязательного для изучения. Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России определена задача всесторонней поддержки медиаобразования в системе основного и дополнительного образования [1, c. 173].

Согласно принятому в российской практике определению, под кинообразованием понимается «процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи кинотехники» [2, c. 20–21].

Для методического обеспечения обучения режиссерскому искусству было разработано методическое пособие «Теория и практика кино в дополнительном образовании» разработано для обеспечения информационной и методической поддержки педагогов и всех тех, кто проявляет деятельностный интерес к киноискусству. Его материалы основываются на многолетнем опыте практикующего режиссера и педагога, на работах профессиональных кинематографистов и публикациях известных исследователей в этой области [3]. Последовательно, на конкретных примерах, с тематическими заданиями разъясняется сущность современного кинопроизводства и его педагогические возможности в системе дополнительного образования. Обучение осуществляется через активную практику — слушатели курса проходят все этапы сложного синтетического процесса с реальным коллективным результатом — созданным группой короткометражным художественным фильмом.

Методическое пособие предполагает две части. Первая из них «Кинотеория» дает краткую информацию — общее представление о языке кино, о профессиях режиссера, сценариста, оператора, режиссера монтажа, звукорежиссера и т. д., а также «зрителя», который после знакомства с материалами пособия сможет лучше понимать кинематограф. Рубрики первой части: «Экранная культура и художественно-выразительные средства киноискусства», «Компьютер и экранные искусства», «Кино как инструмент педагога», «Этапы производства фильма как структура процесса обучения». Задача первой части — вводный информационный блок к основной, большей по объему, практической части: обзор литературы о современном состоянии кинообразования, о его месте в системе дополнительного образования, об особенностях экранной культуры и художественно-выразительных средствах экранных искусств.

Вторая часть «Кинотехнология» содержит методические материалы по организации процесса обучения в рамках системы дополнительного образования — теоретические и практические занятия по основам кинопроизводства и киноязыка. Рубрики: «Поиск идей и работа над сценарием (идея, структура, питчинг)», «Мышление образами» (создание раскадровки)», «Использование выразительных средств (режиссерский сценарий)», «Структура съемочной группы как основа коллективного творчества», «Съемки фильма», «Финальные этапы создания фильма». Во второй части пособия на основе личного педагогического опыта автора рассмотрены этапы производства фильма, выделены их ключевые элементы и по каждому из них представлены комплексы заданий, которые помогут обучающимся ближе познакомиться с теорией создания кино, получить и развить свои навыки и пройти весь путь от идеи к финальному результату — художественно-постановочному фильму.

Именно создание короткометражного художественного фильма как результата коллективного творчества учебной группы и есть главная задача педагога в рамках курса. Логика курса заключается в поэтапном освоении обучающимися процесса производства фильма. Поэтому на первых этапах участники группы выполняют несколько заданий, расширяющих их представление о кино, его структуре и функциях. Далее они переходят к работе над идеей и ее воплощением в осмысленный сюжет. Сюжет правильно оформляется и снабжается подробностями. Затем каждый из обучающихся выступает перед группой на питчинге — презентации идей своих короткометражных фильмов. По результатам питчинга группа выбирает тот сценарий, над которым она будет работать. Автор идеи выбранного сценария продолжает его корректировать в качестве сценариста.

Следующая группа заданий предусматривает процесс освоения обучающимися языка кино на основе просмотра фильмов, которые они разбирают и анализируют.

После написания сценария и утверждения его всей группой, наступает этап выбора кинопрофессий, т. е. «ролей» для каждого из участников для дальнейшей работы в проекте. Обосновывая свой выбор «ролей», обучающиеся готовят подробные и обязательно интересные презентации кинопрофессий, рассказывая о специфике работы того или иного специалиста. Поле цикла презентаций идет голосование, в рамках которого первым выбирают продюсера — этот человек будет нести ответственность за весь проект и контролировать все этапы его разработки. Затем в процессе дискуссии и голосования при контроле продюсера каждый получает роль — «кинопрофессию» с предусмотренным спектром задач и зон ответственности. Выстраивается четкая и жесткая иерархическая структура, где есть начальники и подчиненные и каждый знает, что он должен делать на предсъемочном периоде, во время съемок и на этапе постпродакшена (завершающем этапе). После получения инструкций проводятся тесты для проверки эффективности созданной кинокоманды и затем каждый приступает к выполнению своих задач.

После того, как все предварительные этапы пройдены — создана раскадровка, проведен кастинг, найдено все оборудование и все локации — группа переходит к съемкам. На съемках поведение каждого из участников строго регламентировано. По окончанию съемок наступает стадия постпродакшена, когда из отснятого материала монтируется фильм. По окончанию монтажа организуется премьера фильма, на которую могут быть приглашены друзья и родственники киногруппы. После показа короткометражного фильма демонстрируется фильм о фильме, который готовится группой участников параллельно основной деятельности.

Следующий этап — подробный анализ и обсуждение результатов всей группой. Каждый из участников выступает с отчетом, в котором высказывает свое мнение обо всем процессе создания фильма, а также оценивает свою работу как специалиста и формулирует профессиональные рекомендации и советы для других, если они хотят заниматься тем, что делал он в рамках проекта.

В пособии представлена литература, в которой содержится информационный и методический материал, необходимый для обеспечения образовательного процесса (общий список и краткие списки к заданиям). В тексте и в приложении указаны рекомендуемые к просмотру фильмы, в том числе по темам, нашедшим отражение в пособии.

Методическое пособие «Теория и практика кино в дополнительном образовании» предназначено оказать информационную и методическую поддержку педагогам дополнительного образования в создании условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения в области киноискусства. Особенностью пособия является внимание к деталям творческого процесса кинопроизводства, понимание роли и значения которых для каждого из этапов создания кинопроизведения возможно лишь в результате приобретения богатого практического опыта. Материал, таким образом, выполняет своеобразную пропедевтическую задачу для начинающих кинематографистов, является «путеводителем» для них в пространстве кино и его производства.

Литература:

  1. Миндеева С. В. Анализ теоретических подходов к трактовке сущности понятия «Медиаобразование» // Magister Dixit. — 2013. — № 1. — С. 173.
  2. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. — М.: Информация для всех, 2014. — 64 с.
  3. Чичканов Е. С. Образовательное пространство мультимедиа: особенности подготовки режиссера // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 4 (23). С. 52. http://elibrary.ru/download/elibrary_22675648_57618539.pdf.
  4. Чичканов Е. С. Теория и практика кино в дополнительном образовании: Методическое пособие. — М.: ООО «Образование 3000»; ООО «Новое образование», 2016. — 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, методическое пособие, экранная культура, группа, коллективное творчество, короткометражный художественный фильм, подрастающее поколение, практик кино, этап производства фильма, язык кино.


Похожие статьи

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

К вопросу о педагогической рефлексии: определение, содержание и структурные компоненты

Специфика преподавания зарубежной литературы в школе: сравнительно-исторический метод

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе

Стилистика и развитие речи на материале научного текста

Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения

Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Похожие статьи

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

К вопросу о педагогической рефлексии: определение, содержание и структурные компоненты

Специфика преподавания зарубежной литературы в школе: сравнительно-исторический метод

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе

Стилистика и развитие речи на материале научного текста

Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения

Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Задать вопрос