Формирование интеллектуальной компетентности посредством документального кино | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Харчевникова, Е. В. Формирование интеллектуальной компетентности посредством документального кино / Е. В. Харчевникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72266/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья раскрывает особенности формирования интеллектуальной компетентности студентов профессионального образования посредством документального кино. Приводятся результаты работы киноклуба «Наука без границ» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Ключевые слова: документальное кино, интеллектуальная компетентность, киноклуб, кинолекторий.

В нашем несовершенном мире на фоне процессов отчуждения молодёжи в обществе одним из путей формирования ценностного представления о жизни, о её уникальности и невосполнимости является просмотр документального кино.

В последние годы особенно остро ощущается необходимость обращения документальных форм кинематографа к глобальным проблемам современности, в частности: человек как носитель духовной и материальной культуры; острейшие противоречия и трудности в исторически сложившихся отношениях общества и природы; экологическая деятельность человека и проблема ответственности; рефлексия как механизм формирования критического мышления и саморазвития личности и др.

Достоверно установлено, документальное кино способствует формированию устойчивой системы ценностей, становлению самосознания и формирования социального статуса личности; даёт интересный и обширный материал для переработки и усвоения огромного потока информации; позволяет максимально «выйти за пределы сформировавшихся стереотипов» (по выражению Ю. Н. Усова); вызывает состояние катарсиса.

Преимущества документального кино заключаются в том, что в основе его содержания лежит комплексный многоаспектный информационный подход при изучении явлений жизненной реальности, базирующийся на конкретно-образном и эмоционально-оценочном восприятии окружающего мира, отражении в сознании людей впечатлений, «объективных причинно-следственных связей в окружающем реальном мире» (А. И. Берг, Ю. И. Черняк) и создании устойчивых убеждений.

Инициируемый и проводимый сотрудниками отдела развития инновационной и научно-исследовательской работы КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» киноклуба «Наука без границ» реализуется в образовательно-просветительском процессе подготовки студентов профессионально образовательных учреждений города Хабаровска и Хабаровского края с 2016 года. Целью его является формирование у студентов профессионально образовательных учреждений интеллектуальной компетентности личности, культуры интеллекта в целом.

Интеллектуальная компетентность, по В. Ю. Кричевскому, является одним из видов профессиональной компетентности и выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей [4].

Совершенно очевидно, просмотр документального кино является альтернативным, по отношению к традиционным, способом получения, переработки и преобразования информации, удовлетворения познавательных интересов и поисковой активности молодёжи.

Экранное повествование реальности открывает благоприятные возможности для развития когнитивных ресурсов студентов профессиональных образовательных учреждений (далее ПОУ). Прежде всего, знакомство с экранной документалистикой ведёт к преодолению стереотипов и шаблонов мышления; развивает навыки интерпретации, анализа и оценки медиатекстов; создает реальные условия для интеллектуальной самоактуализации, повышения квалификации студентов посредством интеграции полученных знаний в профессиональную сферу деятельности.

Опираясь на принцип рекурсивности в образовании формат киноклуба обеспечивает условия для интенсивного развития интеллектуальных способностей его участников. Так, например, были выделены следующие стратегические позиции:

  1. Интеллектуальные способности необходимо развивать, активируя основные проявления человеческой психики, эмоциональной и мыслительной активности. Формирование интеллекта осуществляется посредством реализации знаний, умений и навыков через решение проблемных, познавательных, конструктивных задач. Программа развивающих занятий для студентов ПОУ по современной кинематографической документалистике в формате киноклуба создана с целью, прежде всего, преодоления стереотипов и шаблонов мышления, интеллектуальной пассивности и интеллектуальной ригидности мыслительных процессов, а также, изменения мотива интеллектуальной деятельности и формирования критического мышления.
  2. Оптимальным способом достижения и получения принципиально нового для студента результата после просмотра документального кино являются творческие задания в виде эссе, в процессе написания которых будущие специалисты в различных областях профессиональной деятельности формируют собственное критическое суждение и накапливают опыт поисков новых приёмов «принятия интеллектуальных решений» (Т. В. Корнилова). При этом, дидактически обоснованная в программе киноклуба система самостоятельных творческих заданий нацелена на совершенствование интеллектуальной деятельности и поведения студентов ПОУ, имеет тенденцию к усложнению и учитывает уровни интеллектуального развития личности.
  3. Формирование и преобразование интеллектуальных способностей студентов ПОУ посредством документального кино осуществляется специфическими процедурами, такими как: самостоятельный перенос знаний, полученных в результате просмотра документального кино, в новую ситуацию, связанную с профессиональной деятельностью; видение драматургии сюжета экранной реальности и определение функционального значения каждого её элемента, анализ и оценка; комбинирование известных способов «развитых интеллектуальных действий» (П. Я. Гальперин) в новые; определение перспектив развития конкретного человека, общества, природы, технологий.
  4. Наиболее важными психологическими показателями интеллектуальной готовности студентов ПОУ к обучению посредством анализа документального кино являются восприятие, воображение, наблюдательность, память, внимание и мышление.

Способность концентрации внимания, интеллектуальной и эмоциональной деятельности на центральном объекте экранного повествования занимает особое место в воспитании культуры интеллекта. Именно детальное и устойчивое восприятие и осмысление информации помогают участникам киноклуба проникнуть в суть проблемы показанной средствами кинодокументалистики.

Показательно, студент с большим интеллектуальным потенциалом умеет сохранять в памяти отдельные штрихи и нюансы полноты ощущений после просмотра документального кино; умеет обращать внимание на интонационно-смысловые оттенки сюжетной драматургии экранной реальности (художественные, эстетические, музыкальные и др.); умеет на основе жизненных впечатлений и эмоциональной памяти предложить оригинальную трактовку и интерпретацию конкретного произведения киноискусства.

Специального внимания заслуживает развитие критического мышления. Эта способность прямо связана с опытом восприятия и анализа документального кино. Учитываются особенности восприятия экранного повествования студентами ПОУ (дифференцированность восприятия, проникновение в содержание, эмоциональность), достоверный логический аргументированный анализ документальной реальности, глубина уровня самосознания и мировоззрения.

  1. Интеллектуальная активность отражает взаимодействие познавательных и мотивационных факторов, выступает в качестве интегрального свойства личности студентов ПОУ, которое определяется и профессиональными способностями (гностические, проектированные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и др.), и мотивами деятельности (желание повысить общий уровень интеллекта, качество знаний, умений и навыков, их интеграция в профессиональную деятельность; формирование позитивной установки относительно необходимости повышения интеллектуальной компетентности и развития оригинального мышления).

Конечно, программа киноклуба «Наука без границ» не исчерпывает всех аспектов работы по формированию интеллектуальной компетентности и культуры интеллекта в целом у студентов ПОУ. Её трехлетняя апробация ставит перед разработчиками и организаторами новые проблемы:

 необходимость разработки содержания программ кинолектория для таких видов кинематографических произведений как киножурнал, кинохроника, научное кино, художественное (игровое) кино;

 формирование критического суждения студентов посредством участия в дебатах по итогам просмотра кинопроизведения;

 обучение студентов рациональным мыслительным действиям и технологиям принятия решения на вебинарах и мастер-классах.

Литература:

  1. Берг А. И., Черняк Ю. И. Информация и управление / А. И. Берг, Ю. И. Черняк. — М.: Экономика, 1996. — С. 44.
  2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Психология как объективная наука. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 1998. — С. 272–317.
  3. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: учеб. пособие / Т. В. Корнилова. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 287 с.
  4. Кричевский В. Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования / В. Ю. Кричевский // Автореф. д.п.н. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. — 36 с.
  5. Усов Ю. Н. Экранные искусства — новый вид мышления / Ю. Н. Усов // Искусство и образования. — М., 2000. — № 3. — С. 48–69.
Основные термины (генерируются автоматически): кино, интеллектуальная компетентность, критическое мышление, профессиональная деятельность, формирование, интеллектуальная деятельность, профессиональное образование, Хабаровский край, экранная реальность, экранное повествование.


Ключевые слова

документальное кино, интеллектуальная компетентность, киноклуб, кинолекторий

Похожие статьи

Кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств (патриотизма и гордости) будущих специалистов в сфере связи

В статье авторы рассматривают кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств будущих специалистов в сфере связи. Приводятся результаты деятельности киноклуба «Студенческий экран» ФГБОУ ВО ХИИК.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Региональная специфика межкультурного взаимодействия учащихся системы среднего профессионального образования Хабаровского края

В статье анализируется уровень развитости межкультурной коммуникации у студентов системы профессионального образования Хабаровского края в ситуации трансформации культуры межэтнического взаимодействия.

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Реализация регионального компонента школьной программы посредством работы школьного киноклуба

Статья посвящена формированию этнической идентичности, духовно-нравственного воспитания на основе применения документальных и художественных фильмов российского и зарубежного производства современного периода (2000–2018 гг.) про Сибирь и сибиряков в ...

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся

В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.

Использование аутентичных художественных фильмов для развития коммуникативной компетенции

Статья посвящена использованию аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку в школе. Рассматривается значение аутентичного художественного фильма как одного из эффективных и привлекательных средств обучения иностранному языку. Использовани...

Лингводидактический потенциал жанра любительской кинорецензии в обучении русскому языку как иностранному

Цель исследования — определение лингводидактического потенциала жанра любительской кинорецензии в практике преподавания РКИ. Рассматриваются лексические особенности текстов рецензий, работа с которыми позволяет отработать со студентами лексику, соста...

Развитие медиакомпетенции студентов педагогического вуза в теории и практике профессионального образования

В статье автор рассматривает взаимосвязь информационного и образовательного пространства, актуальность развития медиакомпетентности студентов педагогического вуза. Автор обосновывает необходимость внесения изменений в профессиональную подготовку буду...

Похожие статьи

Кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств (патриотизма и гордости) будущих специалистов в сфере связи

В статье авторы рассматривают кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств будущих специалистов в сфере связи. Приводятся результаты деятельности киноклуба «Студенческий экран» ФГБОУ ВО ХИИК.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Региональная специфика межкультурного взаимодействия учащихся системы среднего профессионального образования Хабаровского края

В статье анализируется уровень развитости межкультурной коммуникации у студентов системы профессионального образования Хабаровского края в ситуации трансформации культуры межэтнического взаимодействия.

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Реализация регионального компонента школьной программы посредством работы школьного киноклуба

Статья посвящена формированию этнической идентичности, духовно-нравственного воспитания на основе применения документальных и художественных фильмов российского и зарубежного производства современного периода (2000–2018 гг.) про Сибирь и сибиряков в ...

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся

В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.

Использование аутентичных художественных фильмов для развития коммуникативной компетенции

Статья посвящена использованию аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку в школе. Рассматривается значение аутентичного художественного фильма как одного из эффективных и привлекательных средств обучения иностранному языку. Использовани...

Лингводидактический потенциал жанра любительской кинорецензии в обучении русскому языку как иностранному

Цель исследования — определение лингводидактического потенциала жанра любительской кинорецензии в практике преподавания РКИ. Рассматриваются лексические особенности текстов рецензий, работа с которыми позволяет отработать со студентами лексику, соста...

Развитие медиакомпетенции студентов педагогического вуза в теории и практике профессионального образования

В статье автор рассматривает взаимосвязь информационного и образовательного пространства, актуальность развития медиакомпетентности студентов педагогического вуза. Автор обосновывает необходимость внесения изменений в профессиональную подготовку буду...

Задать вопрос