Возможности использования искусства кино в формировании духовного потенциала нахимовцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 10.02.2020

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Терентьева, Т. А. Возможности использования искусства кино в формировании духовного потенциала нахимовцев / Т. А. Терентьева, А. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/296/64860/ (дата обращения: 19.10.2024).



Сегодня культура становится более зрелищной и визуальной. Развитие телевидения, кино, фотографии, видео иногда вытесняет печатное, книжное слово.

На сегодняшний день кино — это один из самых популярных, доступных видов искусства. Поэтому искусству кино современный человек уделяет наибольшее количество своего свободного времени. Именно благодаря телевидению кинофильмы показывают в каждом доме. Можно с уверенностью сказать, что современный человек смотрит кино ежедневно. И кинематограф оказывает на него свое влияние. Кроме того, кино — средство воспитания и влияния на телезрителей, которое налагает на создателей фильмов нравственную ответственность, «поскольку они могут направлять род человеческий на добрый или дурной путь, знакомя его с информацией и оказывая на него воздействие» [5, с. 26]. Современные деятели искусства кино, к большому сожалению, не всегда задумываются или неправильно понимают эту ответственность, создавая кинопроизведения, которые порождают нравственные проблемы. В соответствии с Планом мероприятий Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 8–11 октября 2019 года в филиале Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) состоялся финал Четвертого кинофестиваля любительских короткометражных фильмов и видеоработ «Кадетский взгляд (Путешествие по России: «Я другой такой страны не знаю»)». На II (отборочный) этап Кинофестиваля от каждой довузовской общеобразовательной организации Министерства обороны Российской Федерации традиционно были представлены две работы, по одной в каждой номинации (документальный фильм, игровой короткометражный фильм). В своих работах, следуя теме кинофестиваля «Путешествие по России: Я другой такой страны не знаю», участники показали красоту и мощь нашей Родины, свой взгляд на жизнь, своё отношение к событиям в стране

Цель статьи: раскрыть особенности и основные задачи формирования духовного потенциала личности воспитанника филиала «Нахимовского военно-морского училища» (Севастопольское президентское кадетское училище, используя возможности искусства кино. В «Большом энциклопедическом словаре» раскрывается понятие «киноискусство» как рода искусства, произведения которого созданы с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий [6, с. 245]. К сожалению, заинтересованность книгой у нахимовцев с каждым годом падает, и не чтению они отдают предпочтение, а теле- и видеопросмотрам. Эти данные нам предоставляют каждую четверть сотрудники библиотеки, где в графиках видна частота посещаемости абонемента читального зала и электронного читального зала. Не секрет, что многие нахимовцы вместо того, чтобы прочитать соответствующее программное произведение по литературе, останавливают свой выбор на просмотре фильма-экранизации [4, с. 67]. Такая ситуация считается ненормальной, так как она наносит вред формированию читательской, литературной культуры воспитанников ФНВМУ (Сев ПКУ). Немалое количество экранных произведений создается по всем известным произведениям художественной литературы — это экранизации. Статус произведения литературы приобретают и киносценарии, если издаются отдельной книгой [9, с. 139]. Развитие легкомысленного «смотрения», каковыми считаются просмотры воспитанниками передач и кинофильмов, с точки зрения кинотерапии, психологи не признают нормальным [7, с. 128]. Просмотры, в процессе которых нахимовцы стараются поймать только общий смысл того, что происходит, «схватить» общий ход развития интриги кинофильма, не вдаваясь в детали, не придавая значения диалогам главных героев, их мыслям, не стараясь понять позиции автора, идеи, нравственного урока, немного, что дают для развития обучающихся. Очень вредным является формирующееся восприятие и «клиповое» мышление, когда весь процесс просмотра превращается в нескончаемое переключение телевизионных программ с одной на другую, в поисках фрагментов кинофильмов и телепередач с динамичным актом, часто довольно агрессивного содержания [5, с. 26]. С нахимовцами для развития навыков восприятия произведений экрана и формирования духовного потенциала их личности педагог-психолог во время занятий по внеурочной деятельности «В поисках своего «Я» и воспитатели по воскресеньям (согласно распорядка дня) и во время классных часов проводят специальные кинолектории. Среди кинофильмов для нахимовцев есть такие, которые представляют собой экранизации произведений литературы для детей или созданы по мотивам литературных произведений. Довольно часто нахимовцы и не подозревают о существовании литературного первоисточника. Однако известно, что фильм, который понравился, вызывает интерес к книге, и воспитанники тогда стараются найти это литературное произведение и прочитать его. Таким образом, возникает вероятность пробудить интерес к чтению у заядлых кинозрителей, которые предпочитают просмотры кинофильмов чтению. Небесполезно будет просмотреть фильм-экранизацию и тем нахимовцам, которые читают книги и знают произведения, по которым созданы те или иные фильмы. При этом зрительный образ довольно часто помогает понять лучше само литературное произведение, ведь многое из того, о чем читают воспитанники ФНВМУ (Сев ПКУ), им бывает тяжело представить из-за отсутствия жизненного опыта, специальных знаний. В работе с кинофильмами важным является не пробуждение интереса к произведению, а сравнительный анализ этих произведений, который открывает характерные особенности языка того и другого вида искусства, и их неповторимые возможности в создании художественных образов [1, с. 73]. Формирование вдумчивого, неторопливого отношения к изучению произведения экрана и литературного произведения многое дает для личностного и художественного развития нахимовцев. Если периодически просматривать экранизацию литературного произведения, то это в дальнейшем поможет более глубоко проникнуть в сущность конфликта произведения, сравнить те представления о главных героях, месте действия, которые сложились при чтении, со зрительными образами, которые были созданы оператором и режиссером. Сравнение того, каким представлялся читателю, допустим, главный герой, с тем, что показан в кинофильме, позволяет подойти к пониманию роли самого автора и его трактовки тех или иных образов [8, с. 85]. Когда нахимовцы сравнивают, как одно и то же содержание передается средствами двух разных искусств — художественной литературы и кино, то убеждаются в том, что любое из искусств разговаривает на своем языке, используя все доступные лишь ему средства [2, с. 28]. Именно такой прием и развивает внимание к особенностям различных видов искусства, препятствуя поверхностному, беглому прочтению произведения и просмотру, повышая читательскую и зрительскую культуру, формируя потребность видеть смысл за действиями, словами и поступками персонажей. Воспитателям и педагогу-психологу необходимо включать в классные часы и занятия по психологии работу с произведениями, ставшими классикой детской литературы и отечественного кинематографа. Воспитатели и педагог-психолог могут на свое усмотрению заменить то или иное произведение, не нарушая общего принципа авторской программы: движения от простых произведений, небольших по объему и продолжительности, к произведениям большого объема. И, наконец, такое включение кино в работу с нахимовцами поможет воспитателям и педагогу-психологу сделать шаг к работе по формированию у воспитанников основ экранной культуры [3, с. 36].

Таким образом, используя на занятиях по внеурочной деятельности «В поисках своего «Я», на классных часах, в вечернее время или по воскресеньям (согласно распорядка дня и плана выходного дня) фильмы, воспитатели и педагог-психолог решают сразу несколько задач: формируют представление о литературе и кино как различных видах современного искусства; знакомят с отличительными чертами языка киноискусства и художественной литературы; формируют навыки анализа и восприятия литературного произведения и кинофильма; развивают эмоциональную отзывчивость, эмпатию, умение выражать собственные мысли, выслушивать мнения сверстников; обобщают стихийно сложившийся опыт зрителя, формируют первое представление о современной литературе как основе кинематографического повествования; развивают внимание и аналитические навыки в работе с художественными текстами различных искусств; совершенствуют зрительскую и читательскую культуру нахимовцев; делают классные часы и занятия по внеурочной деятельности «В поисках своего «Я», разнообразными, интересными, живыми, используют современные информационные технологии; ориентируют на соблюдение норм и требований общества, улучшают взаимоотношения между нахимовцами, создают общую лексику, общее семантическое пространство между воспитателями, психологом и нахимовцами [10, с. 113].

Литература:

  1. Баженова, Л. М. Герои книг на экране. Работа с фильмом — экранизацией // Искусство в школе. — 1998. — № 2. — С. 73–74.
  2. Баженова Л. М. Основы экранного искусства в школе // Искусство в школе. — 2002. — № 5. — С.27–28.
  3. Баженова Л. М. В мире экранных искусств: книга для учителей, воспитателей и родителей. / Л. М Баженова.– М.: — ВИКИНГ, 1992. — 71 с., С. 61–65.
  4. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. / Е. А. Бондаренко. — М.: — Аргус, 1994. — С. 67.
  5. Вайсфельд И. В. Кино как вид искусства. / И. В. Вайсфельд. — М.: Знание, 1980. — С. 26.
  6. Кино. Энциклопедический словарь. / Под ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 245.
  7. Кукаркина Т. В. В некотором царстве... Сказка на экране. / Т. В. Кукаркина — М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1984. — С. 128.
  8. Романенко А. Р. В мире киносказки. / А. Р. Романенко. — М.: Знание, 1983. — С. 85.
  9. Роу А. А.Сказка на экране. С кем и как я создавал киносказки. / А. А. Роу. — М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1974. — С. 139–140.
  10. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. / Ю. Н. Усов. — М.: SVR — Аргус, 1995. — С. 113–114.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, литературное произведение, нахимовец, кино, кинофильм, Российская Федерация, Россия, Севастопольское президентское кадетское училище, современный человек, художественная литература.


Похожие статьи

Возможности этноцентра в воспитании традиций и организации досуга школьников в условиях регионального компонента

Использование российских воинских традиций в военно-патриотическом воспитании учащихся

Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Формирование духовно-нравственной личности на уроках музыки через приобщение к культуре и ценностям кубанского казачества

Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Использование тувинских традиций в воспитании любви к родному краю у младших школьников

Развитие творческих способностей студентов университета в условиях модернизации образования

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Похожие статьи

Возможности этноцентра в воспитании традиций и организации досуга школьников в условиях регионального компонента

Использование российских воинских традиций в военно-патриотическом воспитании учащихся

Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Формирование духовно-нравственной личности на уроках музыки через приобщение к культуре и ценностям кубанского казачества

Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Использование тувинских традиций в воспитании любви к родному краю у младших школьников

Развитие творческих способностей студентов университета в условиях модернизации образования

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Задать вопрос