Новеллы в регламентации правового статуса приставов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 13.07.2020

Статья просмотрена: 1354 раза

Библиографическое описание:

Шушкова, А. А. Новеллы в регламентации правового статуса приставов в Российской Федерации / А. А. Шушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72594/ (дата обращения: 13.10.2024).



Ключевые слова: Федеральная служба, пристав, государственная служба, сотрудник, заработная плата, исполнительное производство

Актуальность данной статьи обусловлена изменениями в законодательстве, регламентирующем деятельность Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

С января 2020 года законодательства судебных приставов претерпела глобальные изменения. В процессе реформирования изменилось название, если до конца 2019 года основным Федеральным законом, который регулировал деятельность судебных приставов был Федеральный закон «О судебных приставах», то в настоящее время название закона звучит следующим образом: «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».

С 2020 года Федеральная служба судебных приставов является государственной службой, а это влечёт усиление требований к квалификации и уровню образования сотрудников данной службы, увеличивает их статус, а также предопределяет дополнительные ограничения и меры ответственности.

Имела место неопределенность статуса службы судебных приставов. Итогом реформы должно стать формирование полноценной силовой службы по аналогии с другими видами государственной службы. Реформа скажется не только на статусе сотрудников службы судебных приставов, но также на их пенсионном обеспечении и уровне заработной платы.

В данной статье будут проанализированы изменения в правовом статусе сотрудников Федеральной службы судебных приставов. До недавнего времени пристав имел неопределенный, с правовой позиции, статус. Так, приставы не являлись чиновниками, так как чиновники не имеют право носить оружие и использовать физическую силу, однако, они не считались и сотрудниками силовых структур. Судебные приставы не были равны по своему статусу военнослужащим, сотрудникам МВД или Росгвардии.

Начиная с 2020 года сотрудники ФССП будут считаться находящимся на государственной службе и при этом будут составлять самостоятельную разновидность. В данном случае интересно проанализировать соотношение данной реформы с прогнозами по сокращению количества государственных служащих. В настоящее время сотрудниками ФССП является примерно 62000 человек, которые также вольются в число государственных служащих. Таким образом, с позиций статистики, количество государственных служащих возрастёт. Изменение и конкретизация правового статуса для сотрудников ФССП имеет практическое значение, так как до проводимых реформ, они не имели права на льготы, а также гарантии, которые соответствовали бы их фактическому правовому статусу, обусловленному работой в условиях повышенного риска.

В связи с изменением статуса и появление новых прав, сотрудники получают более серьёзный перечень требований для поступления на государственную службу. Ужесточаются требования, касающиеся квалификации и образования потенциальных сотрудников службы судебных приставов.

Позитивным моментом реформы является то, что что сотрудники ФССП получают полный комплект государственных гарантий и льгот, это даст возможность привлечь более квалифицированных сотрудников и понизить текучесть кадров.

В связи с расширением полномочий в сфере использования физической силы, специальных средств и оружия, Федеральная служба судебных приставов трансформируется в отдельную силовую структуру, которая получает возможность применять для защиты интересов граждан и своих сотрудников указанные средства.

Помимо положительных аспектов, связанных со службой в ФССП, на сотрудников будут распространены ограничения, которые сопряжены с прохождением государственной службы, а именно: они несут обязанность декларировать доходы и имущество, подтверждать отсутствие судимости во время приёма на работу и проходить обязательные тесты и проверки. Так, начиная с 2020 года, приставы должны будут регулярно проходить тесты на наличие следов алкогольных или наркотических веществ в крови. Помимо этого, они должны будут пройти дактилоскопическую регистрацию и сдать образцы отпечатков пальцев.

Помимо изменения Федерального закона «О службе судебных приставов», они коснулись законов, регулирующих социальное и пенсионное обеспечение. В федеральные законы № 118-ФЗ и № 328-ФЗ внесли изменения, согласно которым приставы были приравнены государственным служащим, а именно:

− ввели специально офицерские звания и квалификационные звания, которые зависят от занимает от занимаемой должности, опыта работы и квалификации;

− определили пакет социальных гарантий и льгот, практически аналогичный мерам поддержки предусмотренных для сотрудников правоохранительных органов;

− закрепили порядок проведения обязательных тестов и проверок, осуществляемых во время поступления на службу в ФССП, помимо указанных выше тестов на запрещённые вещества, приставы должны будут подтверждать физическую подготовку также в процессе трудоустройства и осуществления службы приставы должны проходить военно-врачебную экспертизу, согласно которой будет подтверждена их годность, что соответствует требованиям к военной службе.

Возрастает мера ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, несмотря на то, что государством гарантирована компенсации нанесённого ущерба за счёт казённых средств, меры воздействия будут касаться и конкретного сотрудника ФССП.

Помимо этого, произойдет и ограничении ряда прав. К примеру, будет введён запрет на наличие двойного гражданства или вид на жительство в другом государстве. Кроме того, сотрудник ФССП не сможет состоять в политической партии, а также поддерживать её материально либо принимать участие в деятельности политической организации. Как следствие, будет ужесточён приём кандидатов на службу. Так, сотрудник ФССП не должен иметь административных взысканий, а при наличии такого наказания, как административный арест либо лишение водительских прав, гражданин сможет стать сотрудником ФССП только через год.

Следующий вопрос, который волнует всех действующих и потенциальных сотрудников службы судебных приставов, является размер заработной платы и пенсии. По прогнозам экспертов, зарплаты и пенсии должны будут возрасти, так как данная служба станет полноценной силовой структурой. Ожидается, что уровень доходов будет равняться уровню доходов сотрудников МВД. Так, на текущий момент средняя заработная плата судебного пристава составляет примерно 49,1 тыс. руб., прогнозируется, что ближайший год оно вырастет до 58,1 тыс. руб., что в процентном соотношении является ростом на 18 %. Для того чтобы обеспечить увеличение окладов сотрудников службы судебных приставов, в федеральный бюджет на 2020 год были заложены дополнительно 6,2 млрд руб.

Также изменяется и правила выхода на пенсию, которые станут аналогичны правилам для военнослужащих, сотрудников МВД, Росгвардии и так далее. Для того чтобы гражданин считался пенсионером Федеральной службы судебных приставов, выслуга лет должна составлять не менее 20.

Помимо указанных ограничений в отношении сотрудников ФССП будут действовать и другие, которые предусмотрены для госслужащих Федеральным законом № 79-ФЗ. Кроме того, служба в ФССП будет происходить на основании контракта. Для того чтобы стать приставом необходимо пройти конкурс, которой предусмотрен для других категорий государственных служащих. В исключительных ситуациях конкурс не производятся относительно младших должностей или в случае перевода внутри Федеральной службы. Также в процессе осуществления службы будут регулярно производится аттестации и указанные ранее проверки, которые могут стать основанием для расторжения контракта.

Таким образом, полномочия приставов практически приравниваются к полномочиям полицейских, однако, они распространяются лишь на сферу исполнительного производства и обеспечения деятельности судов. Интересной является возможность подачи регрессного иска к рядовому приставу, если его виновным действием был причинён ущерб гражданину, государству и имуществу. Регрессный иск подается от имени государства после фактической компенсации вреда. Такое правило должно увеличить уровень ответственности, а также значительно упростить процедуру компенсации вреда, нанесённого действиями и решениями приставов. Итак, новеллой является то, что теперь субъекты исполнительного процесса могут потребовать привлечь специалиста Федеральной службы судебных приставов к ответственности, а последние, в свою очередь, смогут наиболее эффективно реализовывать законные профессиональные полномочия.

Как видно, реформирование законодательства касается статуса приставов, однако, сам процесс исполнительного производства практически не изменяется.

Рассмотренные меры должны стать фактором, который повысит профессиональные требования к гражданам, несущим службу в органах принудительного исполнения, что, в свою очередь, даст возможность качественно исполнять служебные задачи и применять правовой инструментарий, обеспечивать соблюдение прав граждан, являющихся субъектами исполнительного производства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // Российская газета. № 296, 31.12.2019.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. № 126, 11.06.2020.
  3. Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 223, 04.10.2019.
Основные термины (генерируются автоматически): пристав, Федеральная служба, государственная служба, сотрудник, заработная плата, исполнительное производство, служба, пенсионное обеспечение, принудительное исполнение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Обзор точек зрения по вопросу административно-правового статуса юридических лиц на примере управления Федеральной службы судебных приставов

Служебная дисциплина на государственной службе и правовые механизмы ее обеспечения

Эффективный рычаг воздействия на работу судебных приставов в исполнительном производстве

Статья посвящена изменениям, нововведениям исполнительного производства как финальной стадии гражданского процесса.

Совершенствование деятельности службы судебных приставов

В статье рассматривается Деятельность Федеральной службы судебных приставов. Обозначен круг проблем, характерных для большинства территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Рекомендованы мероприятия с учетом приоритетных направлени...

Особенности правового статуса судебных приставов

Новый правовой статус сотрудников органа принудительного исполнения способствовал повышению профессиональных навыков приставов. Инновационный правовой инструментарий обеспечивает соблюдение прав граждан, которые являются участниками исполнительного п...

Административно-правовая деятельность судебных приставов

В статье автор рассматривает вопрос о сущности и особенностях административного регулирования как метода государственного управления и в контексте этого — полномочия Федеральной службы судебных приставов. Подчеркивается важная роль и место Федерально...

Особенности регулирования труда руководителя организации, его заместителей, главного бухгалтера

Деятельность юридической службы в органах местного самоуправления

В статье автор пытается определить деятельность юридической службы органов местного самоуправления.

О требованиях, предъявляемых к уровню образования судебных приставов в Российской Федерации

Статья посвящена изменению требований, предъявляемых к образованию судебных приставов в Российской Федерации. Предлагаются поправки в соответствующий нормативный правовой акт ФССП России.

Прокурорский надзор в сфере деятельности судебных приставов

В статье рассматривается сущностное назначение прокурорского надзора в сфере принудительного исполнения судебных решений.

Похожие статьи

Обзор точек зрения по вопросу административно-правового статуса юридических лиц на примере управления Федеральной службы судебных приставов

Служебная дисциплина на государственной службе и правовые механизмы ее обеспечения

Эффективный рычаг воздействия на работу судебных приставов в исполнительном производстве

Статья посвящена изменениям, нововведениям исполнительного производства как финальной стадии гражданского процесса.

Совершенствование деятельности службы судебных приставов

В статье рассматривается Деятельность Федеральной службы судебных приставов. Обозначен круг проблем, характерных для большинства территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Рекомендованы мероприятия с учетом приоритетных направлени...

Особенности правового статуса судебных приставов

Новый правовой статус сотрудников органа принудительного исполнения способствовал повышению профессиональных навыков приставов. Инновационный правовой инструментарий обеспечивает соблюдение прав граждан, которые являются участниками исполнительного п...

Административно-правовая деятельность судебных приставов

В статье автор рассматривает вопрос о сущности и особенностях административного регулирования как метода государственного управления и в контексте этого — полномочия Федеральной службы судебных приставов. Подчеркивается важная роль и место Федерально...

Особенности регулирования труда руководителя организации, его заместителей, главного бухгалтера

Деятельность юридической службы в органах местного самоуправления

В статье автор пытается определить деятельность юридической службы органов местного самоуправления.

О требованиях, предъявляемых к уровню образования судебных приставов в Российской Федерации

Статья посвящена изменению требований, предъявляемых к образованию судебных приставов в Российской Федерации. Предлагаются поправки в соответствующий нормативный правовой акт ФССП России.

Прокурорский надзор в сфере деятельности судебных приставов

В статье рассматривается сущностное назначение прокурорского надзора в сфере принудительного исполнения судебных решений.

Задать вопрос