Система медицинского здравоохранения Китая постоянно менялась и играла разную роль в разные периоды развития, она обеспечивала определенную защиту здоровья людей. Однако в настоящее время в системе медицинского здравоохранения имеется немало проблем, которые требуют срочного решения.
В настоящем китайском обществе система медицинского здравоохранения не обеспечивает эффективные координацию и управление отдельными лицами.
В системе здравоохранения Китая существуют различия и разрывы между тремя основными медицинскими страховками (базовым медицинским страхованием городских служащих, базовым медицинским страхованием городских жителей и новым кооперативным медицинским страхованием в сельских районах). Отсюда и появляются немало проблем. Прежде всего, существуют большие различия в оплате медицинских расходов: коэффициент оплаты медицинского страхования городских работников составляет 85 %, коэффициент оплаты медицинского страхования городских жителей — 60 %, а коэффициент оплаты новой сельской кооперативной медицинской помощи — 50 %. В существующей системе медицинского здравоохранения способ оплаты заключается в предоплате, а затем в системе списываются расходы пациентов. Это приведет к тому, что много людей из последних двух групп просто не в состоянии заранее оплатить медицинские расходы. В марте 2006 года и июле-августе 2007 года ученые провели обширные полевые исследования в Сямэне (в провинции Фуцзянь), Цзинчжоу (в провинции Хубэй), Лунянь(в провинции Фуцзянь) и Куньшань (в провинции Цзянсу), и обнаружили, что после внедрения новой сельской кооперативной медицинской помощь большинство фермеров получают госпитализацию при необходимости. Однако те, кто получают больше компенсационных сборов, часто являются фермерами с лучшими экономическими условиями. А немало фермеров испытывают трудности с получением компенсации за госпитализацию. Это не потому, что система компенсации не доступна, а потому, что многие бедные фермеры не имеют возможности оплатить заранее. Эти бедные фермеры принимают амбулаторное лечение, что дешевле для них. Во-вторых, уровень трех базовых систем медицинского страхования слишком низок: общий уровень медицинского страхования городских работников и медицинского страхования городских жителей — это на уровне города, а новая сельская кооперативная медицинская помощь — на уровне деревни. Это делает распределение учреждений медицинского обслуживания несбалансированным, что приводит к тому, что медицинское здравоохранение не в полной мере отвечает медицинским потребностям жителей.
Неравномерное распределение медицинских ресурсов в основном отражается в неравномерном распределении медицинского оборудования, инфраструктуры и медицинского персонала. Большой разрыв в экономическом развитии между регионами в Китае привел к неравномерному распределению медицинских ресурсов. В районах с более высоким экономическим развитием, особенно в юго-восточных прибрежных и провинциальных столицах, медицинские учреждения богаты ресурсами, полностью укомплектованы инфраструктурой и оснащены современным оборудованием, которое может удовлетворить потребности различных слоев населения в медицинском обслуживании. Даже если в большинстве районов медицинская инфраструктура не так хороша, как в экономически развитых городах и поселках, она в основном находится в экономически концентрированных городах и поселках, но инфраструктура в экономически отсталых сельских районах не идеальна. В сельской местности проживает большое население, так что фермеры в сельской местности с трудом получают удобное медицинское обслуживание. С точки зрения медицинских специалистов, уровень квалификации медицинского персонала в отсталых районах является относительно низким. Между тем ряд факторов, таких, как экономически развитые перспективы городского развития, возможности дальнейшей карьеры и образование для детей, привели к тому, что большинство высокопрофессиональных медицинских работников в основном сосредоточены в экономически развитых районах, а экономически отсталые районы не могут привлечь высокопрофессиональный медицинский персонал. Кроме того, такие факторы, как природная среда, в определенной степени влияют на распределение медицинских работников высокой квалификации.
В последние десятилетия в Китае проводится маркетизация медицинского здравоохранения. Процесс маркетизации подразделяется на два этапа: первый этап — рыночная реформа, ориентированная на выгоды медицинской системы с 1984 по 1997 год. На этом этапе больницы несли ответственность за свои финансы и ни одного юаня не получили от государственного бюджета. В таких условиях больницы работали в зависимости от спроса рынка. Такая реформа вызвали скачок медицинских расходов населения. Второй этап — реформа системы медицинского здравоохранения с 1997 года по настоящее время. На этом этапе дисбаланс медицинского рынка и активизация групп интересов возросли. Частные лица и предприятия взяли на себя больше медицинских расходов, что увеличило бремя личных медицинских расходов. На этих двух этапах реформы упор делался на рыночное функционирование медицинских учреждений и сокращение государственных бюджетов в медицинских учреждениях, что привело к тому, что медицинские учреждения потеряли свое общественное благосостояние и превратились в коммерческие учреждения, стремящиеся максимизировать свои выгоды. Гэ Яньфэн, заместитель директора департамента исследований в области социального развития при центре исследования и развития Государственного совета, в эксклюзивном интервью China Youth Daily заявил: «В настоящее время реформа системы здравоохранения в Китае в основном безуспешна». В докладе, написанном им в качестве руководителя исследовательской группы, указывалось: «Некоторые из существующих идей и методов реформы имеют большие отрицательные стороны, и его негативные последствия в основном отражаются в снижении справедливости медицинских услуг и низкой активности инвестиций в здравоохранение; система здравоохранения в настоящее время коммерциализирована и ориентирована на рынок. Это совершенно неверно и нарушает основные законы медицинской отрасли и здравоохранения. «Рост стоимости лекарств может привести только к росту медицинских расходов жителей и к социальным проблемам дорогостоящего медицинского обслуживания, когда уровень защиты ограничен.
Тем временем из-за большого числа таких департаментов, занимающихся вопросами медицинского здравоохранения, как больницы, фармацевтические заводы и правительственные департаменты, что усложняет управление медицинским здравоохранением. Но нельзя игнорировать тот факт, что в Китае слишком много разных департаментов управления медицинским здравоохранением. Например, Бюро здравоохранения, Бюро персонала и Бюро труда управляют больницами. Бюро здравоохранения отвечает за исследование и руководство реформированием медицинских учреждений, одобрение создания медицинских учреждений в соответствии с законом, организацию экспертизы и регистрации лицензированных врачей по всему округу, а также надзор за внедрением стандартов медицинского качества и стандартов обслуживания, Бюро персонала отвечает за набор, продвижение по службе или увольнение и т. д., а Бюро труда отвечает за налаживание медицинских трудовых отношений, создание и совершенствование систем урегулирования трудовых споров, а также за обеспечение гармоничных и стабильных трудовых отношений работодателей. Еще, например, есть Бюро промышленности и торговли, Бюро по налогообложению и Бюро по надзору за фармацевтикой. Бюро промышленности и торговли управляет законным функционированием фармацевтических заводов, Бюро по налогообложению отвечает за сбор налогов с фармацевтических заводов, а Бюро по надзору за фармацевтикой следит за тем, чтобы фармацевтические препараты, производимые фармацевтическими заводами, соответствовали национальным стандартам. Некоторые из этих органов имеют взаимосвязанные функции управления. Все это указывает на то, что существует слишком много административных отделов системы медицинского здравоохранения Китая, и в результате этого, когда есть прибыль, различные ведомства соревнуются за права на управление, а когда возникают проблемы в надзоре за больницами, лекарствами и медицинским рынком, различные ведомства обвиняют друг друга, что не способствует надзору за системой медицинского здравоохранения.
Таким образом, в Китае система медицинского здравоохранения фрагментирована, медицинские отделения независимы, и конкурентно борются за экономические выгоды. Хотя это может в определенной степени способствовать прогрессу и развитию медицинских услуг и технологий, фрагментация медицинского здравоохранения приводит к повторному строительству и растрате медицинских ресурсов, а также снижает работоспособность медицинских учреждений, которые первоначально требуют большого бюджета из правительства. С другой стороны, из-за децентрализованного управления медицинским отделом управление в различных органах являются разным, что легко приводит к множеству системных проблем, а медицинские отделы уклоняются от своих обязанностей и т. д.
Система медицинского здравоохранения Китая не внедрила единую систему с момента своего создания. Сельские и городские районы разрабатываются по-разному. Даже в городах она делится на два типа медицинского здравоохранения: городские служащие и городские жители. Это делает управление системой медицинского здравоохранения Китая чрезвычайно сложным, и независимо от того, какая реформа будет принята, это нарушит интересы некоторых людей. Поэтому по мере развития экономики Китая необходимо внести поправки в систему медицинского здравоохранения и изменить основную часть действующей базовой системы медицинского здравоохранения Китая (т. е. базовое медицинское страхование городских служащих, базовое медицинское страхование городских жителей и новая кооперативная помощь в сельских районах). Проведение единой системы помогает достижению справедливости и рациональности системы медицинского здравоохранения.
Система медицинского здравоохранения включает в себя большое количество заинтересованных сторон, в том числе и различные производители фармацевтических препаратов, поэтому мы должны выровнять отношения между различными заинтересованными сторонами для обеспечения справедливости и рациональности системы медицинского здравоохранения. Чтобы система была реализована гладко, прежде всего, необходимо рационализировать роль органов здравоохранения и отделов социального обеспечения в системе медицинского здравоохранения, рационально планировать и унифицировать их полномочия, а также предотвращать их офсайд и отсутствие управления. В то же время должно быть эффективное вмешательство в цены медицинского рынка, чтобы гарантировать, что пациенты могут позволить себе лекарства и оставаться в больнице. Будучи поставщиками фармацевтических препаратов, больницы также могут использовать рыночную экономику для стимулирования рыночной конкуренции между производителями фармацевтических препаратов, сокращения их затрат на закупки, так что подавляющее большинство пациентов могут взять на себя расходы на здоровье. Актуально требуются создание эффективной системы медицинского здравоохранения, налаживание отношений между различными заинтересованными сторонами и предоставление необходимых рекомендаций различным заинтересованным сторонам, чтобы сделать медицинское здравоохранение Китая действительно полезным для народа.
В системе медицинского здравоохранения Китая имеется немало серьезных недостатков, но зато она играла, играет и будет играть важную роль в обеспечении здоровья и повышении уровня жизни народа. Мы стремимся к реформе медицинского здравоохранения с учетом китайской спецификой и текущей ситуации экономического развития Китая, чтобы стимулировать порядковое и здоровое развитие системы медицинского здравоохранения Китая.
Литература:
- 任芳. 中俄医疗开启合作新方向 [N]. 国际商报,2017.
- 申曙光. 中国医疗保障体制的选择、探索与完善 [J]. 学海2012,(05):83–89.
- 汪金峰. 医疗保障制度:比较中的路径探索 [J]. 江汉学术,2014.
- Дубинина А. И. Медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение в системе здравоохранения современной России [М]. Наука, 2009.