Методы борьбы студентов со стрессовым состоянием на фоне режима самоизоляции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дашковский, Д. А. Методы борьбы студентов со стрессовым состоянием на фоне режима самоизоляции / Д. А. Дашковский, К. К. Тихонов, А. Д. Суркова, А. А. Кенесханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72513/ (дата обращения: 16.12.2024).



Студенческие годы являются наиболее ярким и насыщенным событиями отрезком жизни каждого человека. В это время мы познаем себя и открыты всему новому. По статистике, чем взрослее люди становятся, тем сложнее находят себе друзей, а дружба прошедшие в студенческие годы — сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Дружеские отношения повышают уровень счастья, даже если на первый взгляд это не ощутимо, а их отсутствие — это кратчайший путь к депрессии [12]. Социологи выяснили, что наличие близких отношений в подростковом возрасте существенно влияет на взрослую жизнь. Помимо лучшей работоспособности, усердности, терпении, хитрости, коммуникабельности, настойчивости и высокой самооценки, такие взрослые получают опыт в виде здоровой реакции на стресс [18]. Их трудно смутить, вывести из себя или повергнуть в уныние и депрессию. Таким образом, роль живого общения среди молодежи трудно переоценить. Студенты Алтайского Государственного Медицинского Университета этой весной столкнулись для себя с новым вызовом в профессиональном и личном отношении — пандемия COVID — 19. Студенты были отправлены по домам на дистанционное обучение, университет закрыт на карантин. Круг живого общения сокращен до минимума. В этих условиях стало нарастать психическое напряжение. В данной статье проведено исследование по противодействию стрессу, вызванному вследствие дефицита живого общения.

Ключевые слова: стресс, психическое напряжение, самоизоляция, релаксация, стрессоустойчивость, коммуникабельность, живое общение, дружба, здоровье

Введение.

Общение — камень преткновения социального и психического развития гармоничной личности. Навыки вербального общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими личностями, для адаптации его в обществе. Для многих людей этот период является проблемой, когда ограничен круг общения, нет возможности встретиться с друзьями, коллегами, посетить любимые места, кинотеатры, выставки, просто погулять на природе. Человеческой психике крайне сложно быстро адаптироваться к изоляции, пусть и во благо себе и ближним, таким образом, все больше накапливая психическое напряжение.

Дефицит общения может принести вред нашему здоровью. Исследователи выяснили, что, отказываясь от встречи с друзьями, мы наносим себе такой же урон, как если бы выкурили 15 сигарет за один раз [15]. Недостаток живого общения всегда ведет к внутреннему напряжению (которое психологи относят к социальному стрессу) даже если в одиночестве вы чувствуете себя вполне комфортно [19]. Ученые обнаружили прямую связь между социальной изолированностью и набором веса. Длительное пребывание в одиночестве вызывает психологический дискомфорт, который многие склонны заедать фастфудом или другой калорийной пищей [16]. Интенсивное общение не только избавляет от плохого настроения и лишнего повода употребления вредной еды, но и незначительно ускоряет метаболизм.

Вред, вызванный социальным стрессом, подтверждается экспериментально. У животных, которые росли в изоляции, клетки нейроглии, сопровождающие нейроны, были слабо разветвлены, несли короткие отростки и формировали тонкую миелиновую оболочку вокруг аксонов нейроцитов головного мозга [8]. Если миелиновый слой слишком тонок и недостаточно хорошо покрывает проводящие отростки, то это приводит к проблемам в передаче сигнала по аксону к дендритам другой нервной клетки: появляется задержка в отклике, сигнал ослабевает и теряется. Эта патология приводит к деменции. Опыты Кэплана показали, что социальные стрессы могут приводить к атеросклерозу у высших приматов [14]. Гормоны стресса сужают кровеносные сосуды, препятствуют выработке эндорфинов и снижают иммунитет.

Биологи, изучающие социальный стресс у мышей, получили множество результатов его патогенности. Уже доказано, что он влияет на выработку ряда гормонов: пролактин, окситоцин и кортикостерон, а также на созревание нервной ткани. Адреналин и кортикостерон при стрессе выделяются в кровь. Попадая в тимус, кортикостерон разрушает тимоциты, предшественников Т-клеток, вызывая акцидентальную инволюцию коры тимуса и, следовательно, нарушает иммуногенез [9]. Сейчас исследователи могут с уверенностью сказать, что хронический социальный стресс вызывает изменения в работе многих нейрохимических систем мозга, вплоть до изменений экспрессии генов. В результате формируется стойкое психоэмоциональное расстройство, запускающее целый каскад биохимических реакций в организме [13]. На примере мышей, которых длительное время держали в состоянии социального стресса, были диагностированы смешанное тревожно-депрессивное расстройство, дисфункция иммунитета, наличие канцерогенных процессов в организме.

Социальная изоляция негативно сказывается на психическом здоровье человека и может стать потенциальной причиной эмоциональных или психологических проблем [17]. Изоляция может увеличить чувства одиночества и депрессии, раздражительности, агрессии, страх перед другими людьми, или создать негативную самооценку. В марте 2020 года на всероссийский телефон доверия для женщин, подвергшихся домашнему насилию, поступило 2537 обращений. Это почти на четверть больше, чем в феврале. Волна звонков на горячую линию — лишь один из сигналов роста случаев домашнего насилия в условиях пандемии коронавируса в России [11]. Ухудшение экономической ситуации и страх перед неизвестным вирусом повышает уровень эмоциональной напряженности и количество бытовых конфликтов.

Цель исследования:

1. Исследовать методы купирования предстрессовых состояний

Задачи:

  1. Определить режим отдыха студентов
  2. Оценить распространенность нервного напряжения среди студентов
  3. Определить наиболее действенный и распространенный способ снижения уровня стресса среди студентов — медиков

Материалы и методы:

В исследовании приняли участие 103 студента Алтайского Государственного Медицинского Университета стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов в возрастных рамках 17–27 лет. Для соблюдения объективности опрос респондентов проводился на разных курсах разных факультетов заочно, при помощи анонимного анкетирования инструмента «Гугл формы». Соблюдена полная конфиденциальность процесса, опрашиваемые были изолированы друг от друга и давали ответы исходя из собственного мнения о своем текущем здоровье. База данных в виде таблицы формировалась по результатам измерений в программе «Microsoft Excel». Все респонденты в момент опроса находились в равных условиях, время прохождения, которого каждый выбирал для себя индивидуально. Временной отрезок проведения эксперимента — спустя 3 недели после закрытия университета на карантин, а также введения в Российской Федерации режима самоизоляции с объявлением нерабочих недель.

Результаты исследования.

Приводя общие данные, можно сообщить, что в опросе приняли участие 65 (63 %) девушек и 38 (37 %) юношей, в возрастных рамках: 17–20 лет 77 (74,7 %), 21–24 года 23 (22,3 %), 25–27 лет 3 человека (3 %). В опросе было предложено указать интенсивность стресса в своей повседневной деятельности. Оценили как «высокий» 16 человек (15,5 %), значение «выше среднего» у 26 (25,2 %). Предполагают, что «средний» 29 (28,1 %), считают, что «ниже среднего» 21 (20,4 %) человек. «Низкую интенсивность» выбрали 11 человек (10,8 %) соответственно. Посчитали, что еда помогает справиться со стрессовой ситуацией 37 (35,9 %) человек. Считают, что не помогает 50 (48,5 %) человек, а 16 (15,6 %) затруднились высказать свое мнение. Шоколад, мороженное и цитрусовые фрукты стали наиболее популярными продуктами, повышающими настроение. Проводят свободное время за физическими упражнениями 44 студента (42,7 %), 35 (34 %) выбрали малоподвижный отдых, в зависимости от ситуации чередуют активный и пассивный отдых 24 человека (23,3 %). Физическими упражнениями на самоизоляции практически не занимаются 17 (16,5 %), пару раз в неделю 60 (58,2 %), через день 21 (20,4 %), регулярно следят за своей физической формой всего 5 человек (4,9 %). Для получения более полной картины было необходимо собрать информацию о режиме и качестве сна студентов. Легко засыпают 46 (44,6 %), при наличии определенных событий в жизни, как позитивных, так и негативных, не могут уснуть 43 (41,7 %), медленно засыпают 14 человек (13,7 %). В вопросе о качестве сна: 44 (42,7 %) имеют крепкий сон, 24 (23,3 %) редко просыпаются, такое же количество имеют беспокойный сон, 11 человек (10,7 %) часто просыпаются. В вопросе о минимальной продолжительности сна в будние дни 3 (3 %) человека пренебрегают сном и отдыхают менее двух часов, 3–4 часа спят 30 (29,1 %), 5–6 часов 59 (57,2 %), полноценный сон в 7 и более часов имеют 11 человек (10,7 %).

Обсуждение результатов:

На основании ответов была выделена группа из 37 (35,9 %) человек, убежденных в эффективности борьбы со стрессом при помощи вкусной пищи [3]. Разобраться в этом явлении помогут общие сведения о гормонах и медиаторах. Как известно, адреналин, норадреналин, кортикостерон являются гормонами стресса. Они повышают тонус мышц, учащают дыхание, пульс, сужают сосуды — повышают артериальное давление, сужают зрачки, ингибируют диурез, повышают реакцию на раздражители [1]. Безусловно, сам по себе стресс — это явление не плохое и не хорошее [4]. Он хоть и позволяет мобилизовать внутренние ресурсы организма, но и влечет за собой стадию истощения. Поэтому частое проявление стресса влечет за собой осложнения хронических заболеваний. Снижают действие этих гормонов нейромедиаторы дофамин, серотонин, эндорфины и т. д. В случае употребления вкусной и любимой пищи — вырабатывается дофамин, который вызывает приятные ощущения [13].

Однажды был поставлен эксперимент над спортсменами. До и после занятий физическими упражнениями у группы добровольцев дважды собрали кровь на анализ с целью выявления гормонального фона. Опыт показал, что физические нагрузки никак не повлияли на выработку дофамина и, следовательно, не он является причиной хорошего настроения после занятий спортом. Тогда было решено сравнить серотонин. Действительно, судя по предварительным исследованиям, после физических нагрузок концентрация серотонина повышается. Таким образом, было доказано, что с помощью физических тренировок справиться со стрессом гораздо легче [5,10]. Это испытали на себе и подтвердили 44 студента (42,7 %). Следует отметить, что если на физические упражнения не хватает сил в состоянии стресса, то лучше всего расслабиться и сменить вид деятельности [2]. Для двадцати четырех человек (23,3 %) это прием водных процедур (причем не имеет значение, душ это, прием ванны, баня или просто плавание) или просто прогулка на свежем воздухе [6]. Около трети респондентов (35 человек (34 %)) нашли выход из затруднительной ситуации, не прибегая к первым двум методам. Из них: 3 человека (8,7 %) успокаивают себя горячим чаем, 7 человек (20 %) чтением художественной литературы, 12 (34,2 %) занимаются любимым увлечением, 13 человек (37,1 %) отвлекаются музыкой. По официальному исследованию Суссекского университета ученые обнаружили, что чтение книг сокращает уровень стресса на 68 %, прослушивание музыки на 61 %, чаепитие на 54 %, а прогулка на 42 % [20].

Возможно, что состояние тревоги — это конфликт между лимбическими и корковыми импульсами головного мозга [10]. Широко распространенным средством, которым часто пользуются люди, чтобы устранить беспокойство, служат антидепрессанты и транквилизаторы. Их действие основано на повышении эффективности гамма-аминомасляной кислоты — нейромедиатора, главная функция которого, состоит в торможении активности нейронов [1]. Лимбическая система содержит много нейронов, на которые воздействует ГАМК. Поэтому возможно, что транквилизаторы оказывают свое влияние, затормаживая прохождение сигналов через лимбическую систему и тем самым подавляя эмоциональную реакцию. Студентов, употребляющих антидепрессанты и транквилизаторы, не зафиксировано.

Заключение.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов, относительно образа жизни, физической подготовки и стрессоустойчивости студентов Алтайского Государственного Медицинского Университета. В первую очередь — это серьезное отношение к собственному здоровью. В целом студенты ведут подвижный образ жизни, следят за своей физической формой и не рассматривают фармакологические препараты в качестве борьбы с социальным стрессом. Режим сна и отдыха, в общем, соблюден и не является отягощающим фактом, способствующим накоплению нервного напряжения. Большинство (61 человек (59,2 %)) респондентов не считают получаемый в повседневной деятельности стресс, чрезмерно выраженным и неподвластным собственному контролю. Эти люди способны справиться с ситуацией и не позволить предстрессовому состоянию перетечь в более тяжелые формы [7]. Распространены занятия спортом, водные процедуры, занятия любимым увлечением. Сложная эпидемиологическая обстановка в стране и во всем мире создает определенные сложности для любителей прогулок в общественных местах. Таким людям следует задуматься об альтернативных способах противодействия социальному стрессу, вызванному дефицитом живого общения с людьми.

Литература:

  1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н.А Юрина, Е.Ф Котовский и др. –М., 2012. — 798 с.

2. Психология здоровья: учебник для вузов / Яковлев В. Н. Машков В. В. Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.

3. Карпов А. М. / Самозащита от стресса: Издание второе. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2003. — 48 с.

4. Куликов Л. В. / Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

5. Основы психической саморегуляции / Бильданова В. Р., Шагивалеева Г. Р. // Шагивалеева Г. Р. Учебное пособие для студентов высш. Учеб. заведений. — 2-е изд.,доп. — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. — 116

6. Прокофьев Л. Е. / Основы психической саморегуляции: Учебное пособие /Л. Е. Прокофьев. — Спб.: Изд-во 141 «Лань»,2003. — 67с.

7. Семенова Е. М. / Тренинг эмоциональной устойчивости. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с.

  1. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека) / В. Л. Быков // В. Л. Быков: Учебное пособие. СПб: СОТИС, 2011. -520.
  2. Частная гистология человека / В. Л. Быков // В. Л. Быков: Учебное пособие. — СПб: СОТИС, 2002. -300.

10. Щербатых Ю. В. / Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

  1. Коронавирус и карантин: в самоизоляции процветает домашнее насилие / Н. Смоленцева. https://www.dw.com/ru/ (12/04/2020)
  2. Close Friendship Strength and Broader Peer Group Desirability as Differential Predictors of Adult Mental Health / R. K. Narr, J. P. Allen, J. S. Tan, E. L. Loeb // Child Development. — 2017. -1–16.
  3. Essential role of BDNF in the mesolimbic dopamine pathway in social defeat stress / O. Berton, C.A McClung, R.J Dileone, V. Krishnan, W. Renthal, S. J. Russo, D. Graham, N. M. Tsankova, C.A Bolanos, M. Rios, L.M Monteggia, D.W Self, E.J Nestler // Science. — 2006. — 311(5762), 864–868.

14. Heterogeneity in neuroendocrine and immune responses to brief psychological stressors as a function of autonomic cardiac activation / J.T Cacioppo, W.B Malarkey, J.K Kiecolt-Glaser, B.N Uchino, S.A Sgoutas-Emch, J.F Sheridan, G.G Berntson, R. Glaser // Psychosomatic medicine. — 1995. -57(2), 154–64.

  1. Loneliness and Social Isolation as Risk Factors for Mortality: A Meta-Analytic Review / J. Holt-Lunstad, T. B. Smith, M. Baker, T. Harris, D. Stephenson // Perspectives on psychological science: a journal of the Association for Psychological Science. — 2015. -227- 37.
  2. Marital discord, past depression, and metabolic responses to high-fat meals: Interpersonal pathways to obesity / J. K. Kiecolt-Glaser, L. Jaremka, R. Andridge, J. Peng, D. Habash, C. P. Fagundes, R. Glaser, W. B. Malarkey, M. A. Belury // Psychoneuroendocrinology. — 2014. — 239–50.
  3. Moderators in the relationship between social contact and psychological distress among widowed adults / H. Jung-Hwa, I. D. Berit // Aging and Mental Health. — 2011. -354–63.
  4. Strong Social Connections Linked to Better Health / A. Blaszczak-Boxe. https://www.livescience.com/53255-strong-social-connections-may-improve-health.html (27.04.2020)
  5. Uchino, B. N. Social support and health: a review of physiological processes potentially underlying links to disease outcomes / B. N. Uchino // Journal of Behavioral Medicine. — 2006.- 377–87.

20. Mind and brain / C. Jones. https://www.sussex.ac.uk/research/research-archive/researchreview/2009/mindandbrain (1.04.2020)

Основные термины (генерируются автоматически): живое общение, социальный стресс, Алтайский Государственный Медицинский Университет, психическое напряжение, стресс, студент, домашнее насилие, нервное напряжение, повседневная деятельность, физическая форма.


Похожие статьи

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Применение арт-терапии в старших группах детского сада

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу

В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный про...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благопол...

Особенности общения младших школьников со сверстниками

Взаимодействие с окружением в младшем школьном возрасте играет ключевую роль в эмоциональном и социальном развитии детей. Отношения между учениками и учителями формируют основы социализации, а освоение учебной деятельности способствует развитию навык...

Танец. Влияние танца на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

Иногда у многих людей наступает кризис, депрессия плохое настроение. У подростков это особенно ярко выражено, в возрасте 16 лет в настоящее время важно подготовиться и сдать экзамены, чтобы понять кем ты хочешь стать и поступить в желанный ВУЗ. В наш...

Страх как причина успеха или провала

В данной статье рассматривается проблема психологического состояния обучаемого во время учебного процесса и сессии. В качестве объектов исследования были изучены психолого-поведенческие проявления студентов первого курса НАО «Медицинского университет...

Связь типа привязанности к матери и страхов старших подростков

Привязанность к матери является одной из основополагающих особенностей развития и гармоничного взросления подростка. Взаимоотношения между матерью и ребёнком происходят продолжительное время, создавая тесные отношения, требующие внимания, ласки, така...

Социально-психологические факторы приверженности организации педагогов

В современном мире усиленно изучается и разрабатывается проблема приверженности различных отраслей, что обуславливает актуальность данной статьи. На сегодня большее научное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых обращено к исследованиям,...

Похожие статьи

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Применение арт-терапии в старших группах детского сада

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу

В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный про...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благопол...

Особенности общения младших школьников со сверстниками

Взаимодействие с окружением в младшем школьном возрасте играет ключевую роль в эмоциональном и социальном развитии детей. Отношения между учениками и учителями формируют основы социализации, а освоение учебной деятельности способствует развитию навык...

Танец. Влияние танца на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры

Иногда у многих людей наступает кризис, депрессия плохое настроение. У подростков это особенно ярко выражено, в возрасте 16 лет в настоящее время важно подготовиться и сдать экзамены, чтобы понять кем ты хочешь стать и поступить в желанный ВУЗ. В наш...

Страх как причина успеха или провала

В данной статье рассматривается проблема психологического состояния обучаемого во время учебного процесса и сессии. В качестве объектов исследования были изучены психолого-поведенческие проявления студентов первого курса НАО «Медицинского университет...

Связь типа привязанности к матери и страхов старших подростков

Привязанность к матери является одной из основополагающих особенностей развития и гармоничного взросления подростка. Взаимоотношения между матерью и ребёнком происходят продолжительное время, создавая тесные отношения, требующие внимания, ласки, така...

Социально-психологические факторы приверженности организации педагогов

В современном мире усиленно изучается и разрабатывается проблема приверженности различных отраслей, что обуславливает актуальность данной статьи. На сегодня большее научное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых обращено к исследованиям,...

Задать вопрос